« Консультация для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей 1–3 лет ».
консультация (младшая группа) на тему

Побережняк Ирина Аркадьевна

      Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его дви­гательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, на­чиная с самого раннего возраста, развитию общей мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_roditelskogo_sobraniya.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 21 « Аленький цветочек» муниципального образования г. Саяногорск

                                                                Выполнила: Побережняк И.А.

«Воспитательная роль малых форм устного народного творчества в  развитии ребенка раннего возраста»

        Русский фольклор – уникальная самобытная культура наших предков –осознается современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам. Устному народному творчеству отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развитии творческих способностей подрастающего поколения.
Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии - детский фольклор. И теоретики-педагоги, и воспитатели-практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества адресованных детям произведений фольклора: глубокое проникновение в психику ребенка, тонкий учет особенностей детского восприятия, отсутствие навязчивых поучений. Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.
Нельзя сказать, что фольклор в обучении и воспитании дошкольников используется мало: практически каждый педагог в своей работе обращается к сказкам, пословицам, загадкам, песням, народным играм. Но отсутствие системы, неумение подчинить работу целям развития нравственных качеств не позволяют добиться ожидаемых результатов в этом направлении.
       Большое значение имеет специальная организация предметно - развивающей среды: подбор книг с фольклорными произведениями, в том числе книг - раскладушек и раскрасок, кассет, дисков, а также костюмов, атрибутов для театрализации, наборов открыток, иллюстраций к потешкам, прибауткам, пословицам, небылицам, образных игрушек- персонажей, кукол, предметов русского быта, деталей народной одежды, подбор специальных пособий, книг, репродукций, картин, альбомов по развитию истории Родины.
      Особую роль играет создание языковой среды, активизация восприятия произведений устного народного творчества: использование в повседневной жизни малых фольклорных форм, музыки, а также обращение к личному опыту детей, предваряющий рассказ, появление ярких героев, совместное обсуждение понравившихся фольклорных образов.
Павлова Л.Н. отмечала, что один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором - принцип познавательной выразительности, достигнуть который можно эмоциональностью. Для установления эмоционального контакта, а в дальнейшем и эмоционального общения взрослого с малышом большое значение имеют потешки, прибаутки, песенки. Произведения русского фольклора можно использовать при одевании, кормлении, укладывании спать, в процессе игровой деятельности. Фольклорные произведения желательно сопровождать действиями или, наоборот, действия сопровождать чтением, обыгрывать их. Чтение потешки, в которой употребляется имя ребенка, вызывает у него радость, желание повторить ее.
На начальных этапах развивается интерес к потешкам, пестушкам, прибауткам, пальчиковым играм, песенкам, считалкам, закличкам, загадкам; формируется интуитивное понимание и целостное художественное восприятие фольклорных текстов на основе их использования в различных видах деятельности.

          Например, разыгрывание несложного диалога на материале малых фольклорных форм способствует формированию коммуникативных навыков, адекватного эмоционального отношения к персонажам. При помощи потешек у малыша легче выработать привычку соблюдать гигиенические нормы: мыть руки, расчесывать волосы, пользоваться носовым платком. Когда ребенка учат каким-либо действиям, потешка чаще всего мешает, отвлекая его от всего, что показывает взрослый, но когда вырабатываются навыки, привычки на основе уже сформированных знаний, то это, как показывает практика, наиболее эффективный способ приучения: он основан на положительных эмоциях, которые возникают в процессе неоднократного повторения потешки.
Таким образом, используя в процессе воспитания малышей пестушки, потешки, мы помогаем им быстрее и легче адаптироваться к новым условиям, создаем благоприятный эмоциональный фон, развиваем речь, побуждая детей повторять то, что мы произносим, и предупреждаем возникновение разнообразных видов педагогической запущенности.
      К детям необходимо обращаться с закличками, что, как известно, способствует формированию бережного отношения к природе, умению замечать и называть явления природы, эмоционально их воспринимать. Формируя ценностное отношение к природе, педагоги закладывают азы нравственности у детей 3-4 лет, которые с удовольствием повторяют: «Солнышко - ведрышко», «Дождик-дождик, пуще».
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
Очень важно знакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
В программу по ознакомлению с художественной литературой необходимо включать как можно больше прибауток, стишков, скороговорок, игр.

       В анализ произведения полезно включать обсуждение поведения персонажей, обстоятельств произошедшего, сочинение конца сказки (до того, как финал сказки стал известен), а также представление ребенком себя на месте какого-либо персонажа и проигрывание сказочных ситуаций.

      На занятиях по музыке можно не просто разучивать народные песенки, хороводы, но и попробовать представить, в каком спектакле можно использовать ту или иную мелодию, песенку, танец. Занятия по изобразительной деятельности могут включать в себя элементы орнамента национальных костюмов, посуды, мебели и т.д., а также импровизацию - «игру на бумаге» по теме задуманного спектакля.
С целью повышения мотивации на занятиях необходимо использовать прием присутствия игрового персонажа (образной игрушки- петушка, кота, ежа, Петрушки).
На занятиях важно учить детей анализировать средства лексической и интонационной выразительности – тавтологию (чудо чудное, диво дивное), синонимику (правда- истина, щука- рыба), уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных (ходит по бережку, головушкой помахивает, гривушкой потряхивает). Их значение для передачи характеров и эмоционального состояния героев, а также для создания общего настроения (ласковость, шутливость, грусть) раскрывается в процессе бесед и прослушивания фольклорных текстов.

        Активность детей повышается за счет проблемных вопросов и заданий, например: « Почему героя называют по- разному: сначала просто котом, затем котиком, а в конце котенькой?».
     В любом возрасте дети с удовольствием слушают сказки. Именно сказка может стать методом профилактики и предупреждения педагогической запущенности. Анализ содержания сказки и установление связи содержания с каким- либо метким выражением (пословица, поговорка, приговорка) приучают детей мыслить, определять значение каждого произведения, находить в нем поучение.

      Важно при чтении сказки использовать иллюстрации, показ (пусть ребенок покажет, как ходит медведь, как прыгает зайка), использовать инсценировки, моделирование, которое начинается с замещения одних предметов другими (реальных - условными).
Сказка является носителем нравственных поучений, доступных детям в любом возрасте. По прочтении сказки необходимо проводить беседу по сюжету, обсуждая образы сказочных персонажей, их взаимоотношения, поступки. Рассказывать сказку надо неоднократно. При первом прослушивании впечатления часто бывают неточны. Напряженно следя лишь за сюжетом, дети многое упускают. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребенок все более вникает в ход событий. У детей трех-четырех лет интерес можно возбудить присказкой. Подготовит она и самого рассказчика к неторопливости, ритмичности речи. Больше вслушивается теперь малыш и в звучание самой речи, запоминает отдельные понравившиеся ему выражения.
Особенно необходимы повторы для детей эмоционально менее развитых. Для такого ребенка, прослушавшего после первого рассказывания взволнованные суждения и оценки своих более восприимчивых товарищей, повторение сказки помогает пройти путь от смутных, неясных догадок и впечатлений до полного понимания происходящего, и тогда сказка взволнует его самого, захватит его воображение, чувства. Объединяя детей для дополнительного чтения, надо учитывать их развитие, особенности восприятия, эмоциональность.
        Для того, чтобы дети слушали внимательно, надо подготовить их. Малышей можно заинтересовать видом игрушек, участием сказочника.
Интересным и полезным оказывается прослушивание педагогом вместе с детьми записей произведений народной музыки. Эффективным в работе является слушание музыки без предварительного объяснения, но со специально поставленной задачей - определить назначение фольклорного произведения на основе лишь слухового восприятия и слухового анализа. Для этого должны быть выбраны записи произведений, особенно ярко демонстрирующие тот или иной жанр народной музыки. Это могут быть трудовые припевки, колыбельные песни. При прослушивании припевок трудовые возгласы-команды подскажут ребятам предназначение припевок. При слушании колыбельных важно негромкое пение, равномерный ритм, характерный припев. Такое прослушивание произведений с последующим выяснением их назначения даст возможность педагогу познакомить детей с выразительными средствами различных музыкальных жанров, показать зависимость содержания фольклорных произведений от их жизненного назначения.
       Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются духовная жизнь народа, накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.

      Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Организации и проведению годовых праздников следует уделить особое внимание. Необходимо помнить, что традиционно каждый народный праздник - это общая организация детско-взрослой жизни. Он естественным образом ориентирован на создание благоприятной воспитательной среды для детей разных возрастов. В народных праздниках нашло ярко выраженное ощущение народом своего единства с окружающей природой. Педагог имеет возможность познакомить детей с важнейшими датами народного календаря. Народное понимание года как круга жизни отражено в былинах, сказках, пословицах, загадках. Знакомство с датами народного календаря дополняется, по возможности, различными сведениями из русской истории, фольклорным материалом.
      Таким образом, русский фольклор мудро создает ребенку условия для присвоения ему духовных и нравственных ценностей, предлагая в самых различных жизненных ситуациях богатые разнообразными переживаниями впечатления.