Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей»
консультация (старшая группа)

Петухова Екатерина Витальевна

 Моторное развитие есть овладение новым движением, его усвоение, закрепление и применение, что происходит как в ходе онтогенеза, так и в процессе специального обучения.

Нарушения координации движений являются основным признаком затруднения в обучении речевому процессу. Это касается как общей, так и «тонкой» моторики. Так, легче овладеть речью тому ребенку, у которого лучше развиты моторные навыки. И наоборот, ребенок, общее моторное развитие которого отстает от возрастной нормы, будет испытывать при обучении речевому процессу большие трудности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей»

 Моторное развитие есть овладение новым движением, его усвоение, закрепление и применение, что происходит как в ходе онтогенеза, так и в процессе специального обучения. Моторное развитие делится на три фазы, следующие одна за другой в необратимой последовательности:

      I фаза — овладение основным процессом движения в «грубой» форме;

     II фаза — коррекция, уточнение, тонкая координация движения;

    III фаза — закрепление и приспособление к различным условиям, стабилизация навыка.

      В моторном развитии огромную роль играют координационные механизмы. С формированием координации движения тесно связано развитие функциональных возможностей всех органов и систем.

      Нарушения координации движений являются основным признаком затруднения в обучении речевому процессу. Это касается как общей, так и «тонкой» моторики. Так, легче овладеть речью тому ребенку, у которого лучше развиты моторные навыки. И наоборот, ребенок, общее моторное развитие которого отстает от возрастной нормы, будет испытывать при обучении речевому процессу большие трудности.

     У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Для диагностики состояния мелкой моторики рук не обязательно использовать какие-то специальные методики. Достаточно обращать внимание на то, как ловко он держит чашку, ложку, вилку, карандаш, как действуют пальчики при лепке, рисовании, как пластично двигаются ладони при умывании. Например, если в 4 года ребёнок не умеет в пригоршне доносить воду до лица – значит, у него отстаёт в развитии мелкая мускулатура.

 

Обнаружив отставание у ребёнка, стоит заняться с ребёнком развитием мелкой моторики дополнительно дома. Чем раньше начнётся воздействие, тем лучше будет результат. И ещё, занятия должны вызывать у самого ребёнка благоприятное эмоциональный отклик. В противном случае эмоциональное напряжение от неприятного занятия вызовет обратный эффект – блокировку, т.е. действия не будут иметь результата.

Дополнительные занятия дома для родителей

Материал: набор игрушек киндер-сюрприз на устойчивой основе, колючие массажные резиновые мячики или пластмассовые шарики – массажёры Су-джок, грецкие орехи, каштаны, цветные карандаши.

Игры с предметами (для детей):

«Киндер-спортсмен»: манипуляции с мелкими игрушками (киндер сюрпризы устойчивой формы) – удерживать на раскрытой ладони, поднимая её вверх и вниз, либо совершая колебательные движения, как на качелях; удерживать киндер на каждом пальчике (вытянутом), усложнение – поднимать и опускать руку выше – ниже; перекидывать киндер из ладони в ладонь, подкидывая киндер как можно выше.

«Жонглёры»: 1) подбрасывание грецких орехов, каштанов в одной руке, 2) из руки в руку, 3) друг другу, 4) перекладывание по верху с перекладыванием ловящей рукой в подкидывающую 2-х, 3-х предметов (как в цирке).

«Пиратские игры» - манипуляции с не подточенными цветными карандашами: 1) зажимать карандаш между соседними пальцами (все пальцы), усложнение – совершать колебательные движения карандашом; 2) удерживать равновесие карандаша, положенного на вытянутый палец (все пальцы); зажимать карандаш одним пальцем, сгибая палец крючком (все пальцы); 3) «пиратские игры»: одна рука ладонью вниз лежит на столе, пальцы раздвинуты широко, карандаш во второй руке, поставлен на тыльную сторону ладони. Карандаш «прыгает» (как пираты тыкали ножом) между пальцами и возвращается назад. Движения идут от большого пальца к мизинцу. Разновидность – после каждого «прыжка» карандаш возвращается на тыльную сторону ладони (на исходное место). Вначале движения делаются медленно. С улучшением уровня координации движения убыстряются по желанию детей. У каждого ребёнка скорость выполнения своя. То же с другой руки.

        «Колючий колобок» -сказки массажи с колючим мячиком и кольцами Су-джок.
«Сказка на ладошке»:

пальчиковые игры-массажи

на основе русских народных

потешек, сказок.

Развитие мелкой моторики в быту

Если ребенка не увлекают развивающие пособия - предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:


  1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
  2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки. Отшелушивать пленку с жаренных орехов.
  3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
  4. Лепить из теста печенье. Лепить из марципановой массы украшения к торту.
  5. Открывать почтовый ящик ключом.
  6. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.
  7. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать)
  8. Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.
  9. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).
    10. Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
  10. Помогать перебирать крупу.
  11. Закрывать задвижку на двери под раковиной.
  12. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
  13. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
    16. Вытирать пыль, ничего не упуская.
  14. Включать и выключать свет.
  15. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.
  16. Перелистывать страницы книги.

20.Затачивать карандаши (точилкой).Стирать нарисованные каракули ластиком.
21. Раскладывать ложки и вилки в ящик в свои ячейки.

  1. Закручивать гайки и болты разного размера.
  2. Собирать на даче или в лесу ягоды.
  1. Закручивать гайки и болты разного размера


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи у детей "

Данная консультация описывает фазы моторного развития ребенка в дошкольником возрасте, описывает взаимосвязь речи и мотрики руки. Предлагаются занятия для родителей дома: игры с предметами, развити...

Консультация для родителей "Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи у детей"

Консультация для родителей о влиянии мелкой моторики на развитие речи детей....

Консультация для родителей на тему: "Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи у детей"

Дети, у которых лучше развиты мелкие, тонкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше будут развиты пальчики малыша, тем ...

Консультация для родителей "Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи у детей"

Консультация для родителей "Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи у детей"...