КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ. Тема: «Я – семья – род – народ».
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Разговор и рекомендации о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребёнка-дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_roditelskogo_sobraniya.docx | 31.36 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ.
Тема: «Я – семья – род – народ».
Цели: способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых; обмен опытом семейного воспитания и традиций; повышение педагогической культуры родителей; поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.
Форма проведения: встреча.
Подготовка к собранию: Накануне проведения собрания родители вместе с детьми выполняют следующие задания:
- Составить генеалогическое древо ( по своему представлению).
- Подготовить рассказ о традициях своей семьи (описать в любом жанре).
- Принести семейные альбомы.
Ход собрания.
- Вступительное слово.
Воспитатель. Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребёнка-дошкольника.
Перед началом нашего разговора я предлагаю вам немного расслабиться и поиграть.
- «Предмет моего детства».
На столе раскладываются различные предметы. Это мячик, кукла, мягкая игрушка, записка и др. Каждый выбирает себе тот предмет , который связан с его детством, и по желанию рассказывает соответствующий эпизод из своей жизни.
- Работа с пословицами и поговорками о семье.
Воспитатель. Как вы думаете, что означает слово «семья»? ( Ответы.)
По определению Владимира Ивановича Даля, «семья - это совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми ». С давних пор о доме и семье всегда говорили с любовью и уважением. Из далёких времён до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье.
Давайте попробуем их вспомнить. Я начинаю, а вы заканчиваете.
- В гостях хорошо, а…….(дома лучше).
- Не красна изба углами, а ……(красна пирогами).
- Дети не в тягость, а ……(в радость).
- Когда семья вместе, и ……(душа на месте).
- Семья – это…..( семь я).
- От берёзы и осинки не…….( родятся апельсинки).
- В дружной семье даже…….( в холод тепло).
- Дерево держится корнями, а …….( человек семьёй).
- Нет стада без бодливой …….( коровы).
- Человек без семьи, что дерево….( без плодов).
4. Микроклимат в семье. В книге «Нестандартный ребёнок» психолог Владимир Леви раскрывает «образ дома» во всём его многообразии:
«Дом был для меня адом. Скандалы и обвинения , запреты, недоверие, слежка…. Постоянное насилие над волей, связанность…. равнодушие, одиночество, скука…. Дом сломал меня…»
«Дом был для меня раем, и за это я поплатился. К реальной жизни оказался неприспособленным – сплошные разочарования. Тоска по несбыточному, поиск невозможного, в конце концов атрофия воли…»
Нет! Ни адом, ни раем не должен быть для ребёнка – но местом где можно жить. Местом, где жить хочется.
Безусловно, психологическую обстановку в доме главным образом определяют взрослые. От их умения, терпения зависит характер отношений с сыном или дочерью.
А как вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребёнка – семье или детскому саду? ( Ответы родителей.)
Приоритет в воспитании ребёнка, бесспорно, принадлежит семье. «Детские сады являются помощниками семьи в воспитании ребёнка» ( Закон РФ «Об образовании»). Семейный кодекс РФ Глава 12 Статья 63 гласит: «Родители обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном ».
Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки! Вы – первые и самые важные учителя своего ребёнка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.
Сколько бы мы не прожили, мы всё равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на «то, чему меня учили дома»,
«чему учила меня моя мать», «что мне показал отец».
Семья даёт ребёнку главное – то, что не может дать никакой другой социальный институт: личностную связь и единство с родными. Социальная функция семьи – психологический тыл, защита, убежище. Мать – главная воспитательница дошкольника. Функция матери, родителей – научить ребёнка жить. Но в то же время любимая мама не должна дублировать государственное учреждение и выступать в роли учительницы, тем самым травмируя малыша.
Вершиной становления родителей выступает благополучие детей. И если мера всех вещей – человек, то «мера» родителей – ребёнок. Характер эмоционального благополучия или неблагополучия ребёнка определяется его эмоциональными отношениями со взрослыми в семье. Общение со взрослыми является одним из важнейших факторов, которые влияют на развитие ребёнка.
СЕМЬЯ.
Очень люблю, когда все собираются.
Белою скатертью стол накрывается.
Бабушка с мамою,
Папа
И я,
Мы называемся вместе – семья. ( О. Высотская).
5. «Ознакомление с традициями семей».
Это, в первую очередь , праздники, которые отмечаются всеми членами семьи и, конечно же, день рождения ребёнка; торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе и достаётся праздничный сервиз. Это может быть традиция сажать деревце или под Новый год выезжать за город, чтобы украсить живую ёлку. Это традиция вместе с ребёнком посещать выставки, театры, музеи. Это и совместные игры. Поздравление родственников. Традиционные походы, прогулки и пикники на природу. Составление своей родословной и семейных альбомов. Коллекционирование и проведение семейных концертов.
а) Рассказы родителей.
б) Итоги опроса детей.
в) Семейные праздники. –Как вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье? (Ответы).
Да, ребёнку для полноценного развития праздник необходим как воздух . Праздник для ребёнка не то, что для нас, взрослых. Праздник – это событие в детской жизни, и ребёнок считает свои дни от праздника до праздник, как и мы, свои годы от одного важного события до другого. И наоборот, «тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники»,- писал Константин Ушинский.
- Как вы устраиваете детские праздники в своей семье? (Ответы).
Как это ни странно, но и детские праздники часто взрослые устраивают для себя самих. У взрослых свои интересы и разговоры, а ребёнку на таком празднике скучно и обидно, о нём все забыли. Однако же если ребёнка оставляют за общим столом, он становится свидетелем и участником взрослых разговоров, тогда он привыкает быть в центре внимания, что развивает в нём нескромность и развязность. Следует помнить и о том, что не следует против воли ребёнка пытаться заставить его выступать: петь или рассказывать стихи. Ребёнок сам выразит желание спеть или станцевать, если это выпадет ему при игре или по фанту.
- Как вы думаете, нужно ли оформлять квартиру или комнату к празднику? Что это даёт ребёнку? (Ответы). Да, желательно украшать. Это создаёт определённое настроение. И в этом важно принимать участие и взрослым и детям. В дни рождения, на праздники принято дарить детям подарки, они их любят и ждут.
- Какие подарки вы дарите своим детям? (Ответы). Подарки должны быть немного на вырост, но в меру. Каждая игрушка должна развивать мышление ребёнка, внимание, память. Хорошо дарить детям спортивные игрушки: мячи, скакалки. Для развития мелкой моторики – карандаши, пластилин. При этом следует обращать внимание на то, как ребёнок принимает подарок и как благодарит за него. Хорошо в день рождения ребёнка сфотографировать его одного или в кругу семьи.
Во многих семьях существует традиция отмечать рост ребёнка на косяке двери – пусть он видит, на сколько он подрос за год. Чтобы день рождения запомнился ребёнку, нужно заранее продумать программу: игры, развлечения, аттракционы, конкурсы, концерт.
Украсят праздник и сюрпризы, и сказочные персонажи, в костюмах которых могут нарядиться взрослые. От выдумки и фантазии взрослых зависит успех детского торжества.
Отмечая праздники в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и проведения досуга. Повзрослев, так же как мы, будут отдыхать и наши дети. Пусть в вашем доме никто не чувствует себя одиноким и ненужным. Привлекайте ребёнка к изготовлению подарка для родственников. Это посеет семена доброты у вашего ребёнка.
А сейчас небольшая разминка. Попробуйте сосчитать, сколько в семье человек.
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший – Я.
Какая же у нас семья? ( 6 человек: брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка).
С помощью этой шуточной задачки мы коснулись интересной темы – темы родственных отношений. Вокруг каждого из нас много людей, родственников, с которыми мы связаны в истории рода человеческого одной кровью. И каждый из нас – продолжатель своего рода. И корни каждого рода, как корни дерева, уходят далеко в старину. И тот род силён, кто предков своих помнит и бережёт.
г) Генеалогическое древо. Предварительно было задание о составлении генеалогического древа. Показ готовых работ, рассказы по ним.
-У кого получился самый многочисленный род?
-Знаете ли вы, откуда родом ваши родители, дедушки и бабушки?
- Кто придумал имя, которое вы носите?
- Кто придумал имя вашему ребёнку? Знает ли он об этом? (Ответы родителей).
д) Семейный альбом. Это огромное осмысленное пространство жизни, с одной стороны, простое и понятное ребёнку, с другой – загадочное и удивительное.
- Когда вы листали его в последний раз? (Ответы). Отбор фотографий, оформление страниц фотоальбома – именно то общение, которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребёнка и стимулирует его запоминание.
е) Коллекционирование. Очень хорошо, если в семье есть традиция, если же нет, то могу предложить собирать какие – либо коллекции у себя дома. В результате этого у ребёнка пробуждается потребность к созидательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей.
Да, конечно, можно посадить ребёнка за стол и учить писать буквы и цифры, но мы должны при этом помнить, что обучение – это задача начальной школы, что ранее обучение ведёт к ухудшению психического развития детей (интеллектуального и личностного), что проявилось в массовой неготовности дошкольников к школьному обучению. Наша задача – помочь ребёнку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими людьми. И здесь огромное значение имеет эмоциональное общение ребёнка с родителями, совместные игры и различные мероприятия, организованные в семье, в том числе и коллекционирование.
- Что можно коллекционировать в семье? (Ответы). Самые различные природные коллекции увлекут и заинтересуют ребёнка. Хорошо собирать марки, фантики, открытки, игрушки из киндер сюрпризов, литл пет шоп, коллекции из журналов и т.д.
ж) Игры с ребёнком. Мы с уверенностью можем сказать: детство – это игра, игра – это детство. Детство дано для того, чтобы мы подготовили ребёнка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, чтобы ребёнок почувствовал себя человеком среди людей, наполнился социальными эмоциями, представлениями, чтобы духовная жизнь в нем начала своё движение. И в этом нам помогает игра. В настоящее время серьёзное внимание уделяется игровой деятельности детей, так как именно игра создаёт благоприятные условия для развития личности.
Игра – это жизнь ребёнка, а не подготовка к жизни. Игра должна стать традиционной в каждой семье. Игр и игрушек очень много. Следует осторожно и вдумчиво подходить к их подбору. Играть надо в различные игры: настольные, подвижные, словесные, развивающие. Хороши игры типа лото, домино, шахматы.
з) Чтение на ночь. Большое внимание на развитие ребёнка оказывает художественная литература. Именно в детском возрасте закладывается любовь к книге, которая должна стать настоящим другом на всю жизнь. Из книг дети узнают новое, учатся чувствовать, переживать, выражать свои эмоции, развивают фантазию, обогащается внутренний мир и словарный запас. Здесь как нельзя лучше, подойдёт чтение как семейная традиция. Нужно не только тупо прочитывать текст, но и обсуждать прочитанное и делиться впечатлениями.
Подведение итогов собрания.
Воспитатель. В наших с вами руках – вырастить детей грамотными и образованными, воспитанными, любящими и почитающими родителей, знающими свою родословную.
БЕРЕГИТЕ ДРУГ ДРУГА.
Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга,
Ссоры все позабудьте
И в свободную минуту
Рядом друг с другом побудьте. (О. Высотская).
Решение родительского собрания.
- Продумать, какие из предложенных детским садом мероприятий можно сделать традиционными в семье.
- Подготовиться к конкурсу фотогазет «Где в Чертаново я люблю бывать со своей семьёй».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания Тема: «Взаимодействие семьи и ДОУ по обеспечению психологической безопасности детей »
(с применением фасилитативного метода «Поиск будущего »)...
Конспект родительского собрания Тема: «Взаимодействие семьи и ДОУ по обеспечению психологической безопасности детей » (с применением фасилитативного метода «Поиск будущего »)
(с применением фасилитативного метода «Поиск будущего »)...
Конспект родительского собрания. Тема: «Ребенок- Детский сад- Семья».
Конспект родительского собрания....
Конспект родительского собрания Тема: «Роль семьи в формировании интересов детей и выборе будущей профессии».
Конспект родительского собрания по ранней профориентации дошкольников....
Конспект родительского собрания Тема: «Роль семьи и детского сада в укреплении здоровья детей»
Создать условия для осознания родителями некоторых факторов, способствующих укреплению и сохранению здоровья детей в домашних условиях и условиях детского сада....
Конспект родительского собрания . Тема "Детский сад и семья- единое пространство детства"
Конспект собрания для родителей 1 младшей группы...
Конспект родительского собрания Тема: «Папа, мама, я - дружная семья»
Конспект родительского собрания Тема: «Папа, мама, я - дружная семья»...