Ролевая игра – путь развития дошкольника.
консультация по теме

Макарова Екатерина Петровна
Большинство педагогов и родителей называют игрой любые занятия детей, приносящие им радость, забавляющие и развлекающие их. Носятся дети с визгом, «стреляют» друг в друга, кидаются игрушками, кривляются, хохочут – значит играют. Ничего плохого в подобном времяпрепровождении нет, но это не игра в полном смысле слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_.docx17.49 КБ

Предварительный просмотр:

Ролевая игра – путь развития дошкольника.

 «Игра – отражение окружающей действительности

и прежде всего действий и взаимоотношений

 окружающих людей». А.В. Запорожец

 Игра – это самостоятельная эмоционально насыщенная деятельность, в которой есть момент импровизации и опробования.

«Всякая игра есть, прежде всего, и в первую голову, свободная деятельность. Игра по приказу уже больше не игра. В крайнем случае, она может быть некой навязанной имитацией, воспроизведением игры» Й. Хейзинг  «Человек играющий»

Значит, настоящую детскую сюжетно-ролевую игру характеризуют:

  • Спонтанность
  • Ненормированность
  • Наличие воображаемой ситуации
  • Совместные действия
  • Желание действовать правильно, как взрослый

Всякая ли игра способствует развитию дошкольника?

Большинство педагогов и родителей называют игрой любые занятия детей, приносящие им радость, забавляющие и развлекающие их. Носятся дети с визгом, «стреляют» друг в друга, кидаются игрушками,  кривляются,  хохочут – значит играют. Ничего плохого в подобном времяпрепровождении нет, но это не игра в полном смысле слова.

 В последнее время играм часто придают обучающее, дидактическое значение. Конечно же, можно (как это часто делается) рассматривать игру только с точки зрения обучающих целей, но в таком случае ее главные, специфические функции отходят на второй план или совсем вытесняются.

Приведу классический пример. Можно организовать игру в магазин, чтобы дети научились пользоваться весами, запомнили названия овощей, фруктов и т. д.; использовать настоящие весы, на которых ребята будут взвешивать разные предметы, определять стоимость товара. Подобные игры (дидактические), возможно, помогут детям понять, как взвешивать, отмерять, считать «деньги», давать сдачу. Однако в центре их внимания окажутся именно действия с весами (овощами, фруктами), счет и т. п. Главное же содержание данной сюжетно-ролевой игры – отношения между продавцом и покупателем, стремление хорошо и правильно выполнить роли взрослых будет отодвинуто на второй план. Важно учитывать, что ролевая игра – это ни в коем случае не упражнение на совершенствование того или иного частного умения. Ребенок, разыгрывая роль водителя, доктора или парикмахера, не приобретает полезных навыков, но в игре у него появляются принципиально новые желания – действовать правильно, как взрослый

Как правильно приобщить ребенка к игре?

В основе приобщения ребенка к игре лежит принцип совместной деятельности. Изначально усвоение ребенком игровых замещений проходит в совместной со взрослым деятельности по речевой инструкции. Таким образом ребенок запоминает тот или иной образец предметного, ситуативного замещения. Далее осуществляется совместное пошаговое выполнение той программы действий, которую задает взрослый. Он же выполняет функцию контроля за действиями ребенка, но постепенно, по мере освоения деятельности, эта функция будет пере ходить к ребенку. Важно учитывать закон психического развития, открытый П.Я. Гальпериным и Д.Б. Элькониным: сначала ребенок должен захотеть выполнять что-либо, увидеть в новом деле личный смысл, и лишь затем на этой основе овладеть техническими приемами и конкретными умениями. Иными словами, сначала осваиваются смыслы и мотивы деятельности и только потом – техническая сторона действий. Часто взрослые нарушают данный закон, пытаясь научить ребенка тому, что для него не имеет никакого интереса и привлекательности.

Подчеркну: в дошкольном возрасте желание действовать как взрослый, впервые рождается и реализуется в ролевой игре.

Педагог-психолог

Макарова Е.П.                   МБДОУ №11   г. Усть-Лабинск 2015 г.

http://pandia.ru/user/profile/ekaterina_makarova/main


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольника

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.Сюжетно-ролевая игра имеет огромное значение в формировании личности ребенка, в его психическом развитии....

Значение сюжетно-ролевой игры для развития дошкольника

Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста - сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети б...

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольника

Дошкольный период — самое важное время для развития личности. Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся среде и выделить свое Я ср...

Консультация Роль сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников...

Роль сюжетно-ролевой игры в развити дошкольника.

Анализ роли сюжетно-ролевой игры для социального и психического развития  ребенка дошкольного возраста....

Сюжетно-ролевая игра в развитии дошкольников

laquo;Игра - это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение  из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка» (Л.С. Выготски...

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольника

Игра – это такая форма деятельности, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и усваивает те формы отношений, которые будут реализованы и осуществлены впоследств...