"Письмо и чтение - настоящее мучение."
консультация (подготовительная группа) на тему

Белькович Юлия Васильевна

Письмо и чтение-настоящее мучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo_i_chtenie.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Письмо и чтение – настоящее мучение.

    С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя прекрасно справляются с математикой и другими предметами, и где, казалось бы, требуется больше сообразительности.

    Родители и учителя считают таких детей ленивыми и невнимательными. На самом же деле малыши не виноваты: овладеть родным языком им мешает серьёзный недуг под названием дислексия.  Дислексия - это специфическое нарушение чтения. Письмо и чтение –настоящее мучение.

    Для того. Чтобы ребёнок начал читать. Ему необходимо научиться различать в слове отдельные фонемы (звуки). В подавляющем большинстве этот начальный этап дети «проскакивают» без особого труда, различая звуки автоматически и соотнося их с буквами. Дислектики как бы «застревают» на начальном этапе, потому что не в состоянии уловить связь между звуком и символом. Дополнительную трудность для них представляет тот факт, что обычно количество звуков совпадает с количеством букв.

     У нас в русском языке 33 буквы, а звуков гораздо больше. И если обычный ребёнок понимает, что слово «сад», например, состоит из трёх звуков С,А.Т, то дислектику осознать это крайне сложно, ведь ему слово «сад» слышится, как один звук. И всё  потому что, у него нарушен речевой слух, благодаря которому люди улавливают отличия одного звука от другого. Зачастую дислектики сопутствует дисграфия - нарушение письма, и к проблеме чтения добавляется другая – грамотность. Процесс обучения становится для ребёнка настоящим мучением. В самом деле ,как он может научится читать и писать, если нечётко слышит устную речь и не знает, какой звук обозначает та или иная буква? Добавьте к этому негативное мнение учителей и давление со стороны родителей, которые спят и видят своё чадо в рядах отличников…  Ине понимают последние, что неспособность к учёбе чаще всего зависит не от ребёнка, а от них самих. Точнее, от их наследства – генетического кода.

Откуда что берётся

    Как считают учёные, одной из главных причин дислексии являются гены. Нередко она встречается в одной и той же семье, причём у мальчиков в четыре раза чаще чем у девочек. Но гены отнюдь не единственная причина. Российские учёные считают, что возникновению дислексии могут способствовать заболевания матери во время беременности: токсикозы, психологические и физические травмы, сердечнососудистые патологии, почечная недостаточность, а также резус-конфликтная ситуация.

     А их швейцарские коллеги из Центра исследований детской психологии утверждают, что в основе этого расстройства лежит негативный опыт, приобретённый в первые годы жизни. Ребёнок, которого кормили, когда ему не хотелось есть, в школьном возрасте может активно сопротивляться усвоению духовной пищи – так же, как раньше, протестовал против ненавистной еды.

    Кроме того, швейцарские учёные выдвинули предположение, что в развитии дислексии может быть виноват… телевизор! Если телевизионный экран постоянно находится в поле зрения грудного ребёнка, его глаза привыкают к хаотичному движению, и в школьном возрасте «прыгают» по тексту, вместо того, чтобы спокойно следить за строчкой.

     Другие исследователи считают, что причиной дислексии могут быть и смешанные браки, порождающие двуязычие в семьях. Если дома, например, говорят по – армянски, а в школе учат по-русски, то проблемы с письмом и чтением у ребёнка возникнут почти навернякка.

    Лингвистическое «раздвоение» личности рискуют заработать ученики гуманитарных  гимназий, с 6-7 лет изучающие сразу несколько языков.

     Не случайно невропатологии и психологи советуют огреничиться изучением одного иностранного языка в начальной школе, а за второй приниматься не раньше 5-го класса.

   Найти и обезвредить

    Кому-то может показаться, что раз в развитии дислексии виноваты гены, то лечению она не подлежит. Кстати, именно так считают на западе, где в большинстве случаев дислектик так и остаётся дислектиком на всю жизнь: зачем идти против природы? У отечественных специалистов совсем другой подход к этой проблеме. Они уверены, что избавиться от дислексии может даже 14-15 летний подросток, при условии. Что он не имеет других нарушений в развитии. Но главное, конечно, выявить болезнь ещё в дошкольном возрасте. Предвестников у дислексии множество. Легче всего обнаружить их в игре, например, в «слова - потеряшки». Задайте дошкольнику загадку «Что получится если имя «Любочка» потеряет букву «Л»? А если слог «ЛЮ»? Такое деление слова на части сразу покажет вам, есть ли у ребёнка трудности с речевым слухом.

    Поводом для вашего беспокойства могут послужить и следующие признаки: ваш ребёнок плохо различает и воспроизводит звуки с трудом учит стихи и никак не может научится застёгивать пуговицы и завязывать шнурки.

      В начальной школе выявить дислексию и её «подружку» дисграфию по может специальный тест.

  Вам стоит насторожиться, если у ребёнка встречаются следующие ошибки в устной и письменной речи.

1.Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству б-д;  п-т; е-з; а-о; д-у, и т. д.

2. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие: ребёнок пишет то же что и говорит: сапка(шапка).

3Смешение гласных о-у,е-ю; согласных р-л, й-ль; парных звонких и глухих согласных, свистящих и шипящих. Например: тубло(дупло),лебит(любит).

4Затруднение при устном и письменном воспроизведении похожих по гначертанию букв з-э, р-ь, появление лишней или недостающей палпчки в буквах и, ш, п, т.

5 Застревание на буквах и слогах «За зомом росла мамина» (За домом росла малина), предвосхищение «Дод небом лолубым» (под небом голубым).

6Неумение передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), вьедёт (ведёт).7 Слитное написание предлогов, раздельное приставок.

8 Трудности с расстановкой знаков препинания.

Следует помнить:

-если эти ошибки единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил;

-если же подобные ошибки у вашего ребёнка встречаются регулярно, то вам необходимо обратиться к специалистам- невропатологу, психологу, логопеду;

-ни в коем случае не допускайте того, чтобы на вашего ребёнка навесили ярлык «лодыря» или «умственно отсталого», это абсолютно неверно!

 Нарушение чтения или письма специалисты относят к частичным расстройствам, при котором страдает лишь одна психическая функция: все другие сохраняются, а порой даже намного превышают средний уровень.

В ваших силах сделать так, чтобы болезнь не помешала ребёнку сделать достойную карьеру. Как не помешала А. Энштейну стать гениальным учёным, Дестину Хоффману – известным актёром, Дж. Рокфеллеру - миллионером, а Никите Сергеевичу - политическим лидером.

        Информацию подготовила учитель-логопед Ю.В. Белькович.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

основные направления логопедической работы по предупреждению и коррекции нарушений письма и чтения

основные задачи коррекционного обучения и направления коррекционной работы...

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ И ЧТЕНИЮ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ МОНТЕССОРИ - ПЕДАГОГИКИ.

Одна из  особенностей Монтессори-метода меня привлекает, как специалиста коррекционной педагогики:  по наблюдению Ю. И. Фаусек, почти все нормализованные дети, получив возможность пользовать...

нарушения письма и чтения в младшем школьном возрасте

Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения з...

Памятка для родителей "Профилактика нарушений письма и чтения у дошкольников"

В последние годы возросло количество детей, которые испытывают трудности обучения в начальной школе, в том числе затруднения с чтением (дислексия) и письмом (дисграфия). Например, ребенок пропускает и...

Презентация "Развитие навыков письма и чтения посредством образовательной кинезиологической программы "BRAIN GYM""

Чтобы преодолеть ошибки и трудности в обучении, педагоги обычно разрабатывают все новые специальные программы, которые должны лучше мотивировать ребенка на  усвоение программного материала. Иногд...

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения "Рома и Лола играют в слова"

Занятие в старшей логопедической группе, дети показывают владение навыками звукового анализа и синтеза. Хорошая работа по дифференциации....