Главные вкладки

    Значение фонематического слуха в развитии речи детей среднего дошкольного возраста
    статья (средняя группа) на тему

    Статья по развитию речи дошкольников для воспитателей и родителей. Формирование правильного звукопроизношения тесно связано с развитием фонематического слуха.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_m.docx14.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    Значение фонематического слуха в развитии речи детей среднего дошкольного возраста.

        Проблема формирования звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста актуализируется в связи с тем, что данныйвозрастэтопора совершенствования слухового восприятия, фонематического слуха. В усвоение звуковой стороны входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития фонематического слуха у ребенка и процесс произнесения звуков речи. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова -  является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. Одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов школы являются нарушения устной и письменной речи. Нарушение фонематического слуха мешает детям дошкольного возраста овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматической стороной, тормозит развитие связной речи. С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и при этом временного. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только  при опережающем  формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние на освоение письма. На пятом году жизни у большинства дошкольников при систематических занятиях завершается процесс овладения звуками родного языка. Задача воспитания звуковой культуры речи не ограничивается только формированием правильного звукопроизношения, а охватывают все стороны звучащей речи. Увеличение подвижности мышц артикуляционного аппарата у детей пятого года жизни дает им возможность осуществлять более точные движения языком, губами, что способствует правильному произношению даже таких трудных звуков, как шипящие и звуки [Л], [Р]. В этом возрасте полностью исчезает смягченное произношение согласных, пропуск звуков и слогов, особенно в немногосложных словах. Недочеты звукопроизношения у некоторых детей могут выражаться в неправильном, чаще неустойчивом произношении отдельных групп звуков, например свистящих и шипящих. Подобное произношение связано либо со слабым закреплением отдельных звуков, либо с недостаточно четкой дифференциацией их на слух. Обычно под влиянием обучения эти ошибки исчезают.

             Формирование правильного звукопроизношения тесно связано с развитием фонематического восприятия. На пятом году жизни дошкольники способны узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подбирать слова на заданный звук. Но это возможно только в том случае, если ведется соответствующая работа. Поэтому необходимо в средней группе знакомить детей со словом «звук». Педагог должен постоянно подчеркивать голосом, какой звук дети изучают, в каких словах он встречается. Отрабатываемый звук следует произносить в словах несколько протяжнее, громче. Возросший интерес к звуковой стороне слова в этом возрасте выражается в том, что дети вслушиваются в слова, пытаются установить сходство звучания некоторых слов (способны и сами подбирать близкие по звучанию слова), при интонационном выделении звука могут установить его наличие в слове. Достаточно развитый речевой слух дает возможность детям различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные интонационные средства выразительности. Многие дошкольники неплохо подражают взрослым, точно передают их интонацию, улавливают на слух различные оттенки речи. Хорошо развитый речевой слух дает возможность детям и самим шире использовать разные средства выразительности: повышать и понижать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова или группу слов, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально-волевое отношение к произносимому. Все это помогает дошкольникам более точно передавать свои мысли, выразительно читать стихотворения, потешки, считалки самое главное - успешно обучаться грамоте.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект подгруппового занятия с элементами ЭОР по развитию речи детей среднего дошкольно возраста с диагнозом ОНР.Пересказ рассказа «Мышки»

    Конспект подгруппового занятия с элементами ЭОР по развитию речи детей среднего дошкольного возраста с ОНР Цель: Обучение пересказу.Задачи:Создание эмоционального фона занятия.Развитие словесно-л...

    Исследовательская работа "Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

    Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад №137» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физического развития детей Нижегородской об...

    Консультация для воспитателей «Значение театрализованной деятельности в развитии речи детей среднего дошкольного возраста»

    Роль театра в жизни ребенка - дошкольника несоизмеримо велика, т. к. здесь можно решать множество задач, связанных с его воспитанием и развитием....

    Значение русского фольклора для развития речи детей младшего дошкольного возраста

    Для развития речи детей младшего дошкольного возраста  наиболее благоприятно использовать русский фольклор:пестушки,потешки,колыбельные....

    План самообразования. Тема: Использование элементов логоритмики для развития речи детей среднего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи.

    Преодоление речевого нарушения у детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы, моторики и речи, через музыкально-логоритмическую деятельность....

    Сюжетно-ролевые игры в средней группе, как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

    Одной из основных задач воспитания и образования является развитие связной речи и формирование речевой культуры дошкольников. Однако, развитие речи - процесс своеобразный, сложный, протекающий не...