Музыкально-сенсорное воспитание
статья на тему

Музыкова Ирина Викторовна

Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности складываются, формируются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течение его жизни, под влиянием обучения и воспитания. Иными словами, способности  - прижизненное, а не врожденное образование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_chego_sdelana_muzyka.doc213.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тематические интегрированные  занятия, которые объединяют знания детей об окружающем мире на тему: «Из чего сделана музыка?»

(для детей старшего возраста)

Цели занятий: развитие сотрудничества в группе; умение чувствовать партнера; знакомство детей с шумовыми инструментами и способами игры на них; создание условий для самостоятельных музыкальных импровизаций детей; игровое обучение совместному  исполнительству; музыкально-эмоциональное и нравственное воспитание детей, комплексное развитие их музыкальности; развитие воображения и фантазии детей.

ЗАДАЧИ:

  • способствовать развитию и осознанию ребенком самого доступного музыкального инструмента - человеческого голоса;
  • прививать детям понимание основ музыки, с помощью доступных и понятных для ребенка методов и приемов;
  • создать атмосферу комфорта и доверия, в которой каждый ребенок может почувствовать себя музыкантом;
  • создать условия для овладения элементарными знаниями по музыкальной грамоте, развивать музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности;
  •  формировать начала музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры;
  • увлечь, воодушевить детей музыкальными инструментами;
  • создать атмосферу творческого исследования звуковых возможностей каждого из инструментов и исполнительских приемов на них;
  • учить детей понимать дирижерские жесты; развивать способности детей к организованной игре в ансамбле под управлением дирижера;
  • развивать творческое воображение и слуховую  фантазию.

Занятие 1.

Ход: Дорогие ребята, сегодня мы поговорим о том, что нас окружает. Обратите внимание, нас окружают разные предметы. Вот, например, стол. Из чего он сделан? (отв.детей) Правильно, он сделан из дерева. Назовите предметы, которые вы видите в нашем зале (занавеска, зеркало, лампа и т.д.) Все предметы, окружающие нас, сделаны из разных материалов (дети обследуют предметы и называют их свойства и качества). А теперь я задам вопрос, попытайтесь на него ответить: «Как вы думаете, из чего сделана музыка?»  Вы затрудняетесь ответить? Тогда я расскажу вам интересную историю, которая произошла  в магазине музыкальных инструментов. Сядьте на стульчики по кругу, чтобы всем было хорошо слышно и видно.

( Все имеющиеся инструменты, по одному для каждого ребенка,  кладу в большую корзину или красивый сундучок, сумку).

Муз.руководитель: Ребята, закройте глаза и вытащите из корзины любой инструмент, какой достанется. Ощупайте его и попробуйте отгадать, что за инструмент вам достался.

(Дети обследуют инструменты, могут спонтанно на них поиграть, пошуметь, поделиться с соседями радостью. Затем предлагаю детям сделать тишину).

Муз.руководитель: И так, музыкальная сказка начинается.

- В одном большом городе был магазин музыкальных инструментов. На его полках стояли и лежали самые разные очень красивые инструменты. Каждый из них приехал сюда из какой-нибудь страны. Большие барабаны прибыли из Африки, гулкие волынки из Шотландии , деревянные ложки и трещотки из России, а разноцветные маракасы и всевозможные дудочки привезли отовсюду.

Инструменты очень скучали на полках днем, потому что на них никто не играл. Зато ночью, когда продавцы уходили домой спать, в магазине начиналась дискотека под названием «Тарам-шурум-бурум». Инструменты спрыгивали с полок и начинали  играть и танцевать, стараясь, показать, на что каждый из них способен.

( «Дискотека». Танцуем и играем: «Тарам-шурум-бурум». Музыка А.Шмитца «Микки-Маус» или  другая танцевальная музыка по выбору педагога).

Муз.руководитель: Ребята, предлагаю вам поиграть на своем инструменте и потанцевать, как будто у вас дискотека.

(дети танцуют, играют, заканчивается дискотека игрой «Замри и отомри». Это игра-импровизация, в которой дети могут выразить бодрое и сонное настроение на разных инструментах (барабане, ксилофоне, бубенчиках, маракасах и др.). Размещаем их в центре круга. Ребенок-солист выходит и пробует играть усыпляющую музыку, все замирают в сонных позах на стульях. Затем играет бодро и громко, все вскакивают и танцуют. Предложить ребенку подольше играть сонную музыку. Игра повторяется 2-3 раза. Заканчивается сонной частью.

Муз.руководитель: Дискотека закончилась, наступило утро, и инструменты грустно и тихо возвратились на свои полки.

Но однажды в магазин заглянул очень известный дирижер очень известного оркестра. Он хотел купить несколько инструментов, чтобы пополнить свой оркестр новыми звучаниями. Но, увидев на полках столько чудесных инструментов, он растерялся и не знал, что ему выбрать. Тогда дирижер предложил инструментам показать, на что каждый способен, чтобы можно было узнать лучшего из лучших.

Для этого дирижер предложил каждому инструменту сказать приветствие, например, такое: «Здравствуйте, Я- бубен, я много умею. И я очень веселый». Или: «Здравствуйте, Я - треугольник. Я звонкий, как колокольчик, и мои звуки похожи на сияющие росинки». Но сказать нужно это не словами, а на своем инструменте  звуками».

«Музыкальное приветствие». Перед тем, как дети начнут выполнять задание дирижера, показываю детям образец свободной импровизации, например, на бубне или на барабане. Каждое приветствие должно быть кратким, чтобы детям не надоело слушать всех до конца, весело комментируя происходящее, так как абстрактное звучание инструментов надо делать понятным и образным.

«Бусинки. Ритмическая игра на сохранение темпа и метра».

Похвалив инструменты, дирижер предлагает сыграть в игру «Музыкальные бусинки»: каждый ребенок исполняет на своем инструменте 1 звук – музыкальную бусинку. Игра движется по кругу, дети играют строго друг за другом. Педагог дирижирует, стоя в центре круга. Рукой показываю вступление  инструментам, стараясь сохранить ровный метрический пульс. Игра повторяется 2-3 раза.

Муз.руководитель: Сегодня мы послушали сказку и поиграли с нашими инструментами, познакомились со звуками, которые живут в этих инструментах. И на следующем занятии мы продолжим увлекательное путешествие в мир музыки. Предлагаю закончить нашу встречу веселой песенкой.

Исполняется песня по желанию детей.

 

ЗАНЯТИЕ 2

 

Дети входят в зал, на стульях лежат шумовые инструменты, их встречает «дирижер», он здоровается с детьми и предлагает каждому инструменту сказать приветствие ( см.занятие№1, игра «Музыкальное приветствие»).

Муз.руководитель: Вот мы и встретились с вами опять. Я рад нашей встрече. И сейчас мы с вами будем нанизывать бусинки, но не простые, а музыкальные.

Повторяем игру «Бусинки» на сохранение темпа и метра ( см.занятие1)

Муз.руководитель: Я предлагаю вам покататься на музыкальной карусели: она сначала крутится медленно, а потом все быстрее и быстрее.

(дети так же, как и в предыдущей игре, исполняют по одному звуку).

Используем для игры стихи:

Еле-еле, еле-еле закружились карусели,

А потом-потом-потом, все бегом-бегом-бегом.

Тише-тише, не спешите, карусель остановите,

Раз- два, раз- два, вот и кончилась игра!

Муз.руководитель: И все-таки, я не успела рассмотреть все инструменты как следует и поэтому, я предлагаю вам завести хоровод.

(Эта игра позволяет детям обмениваться инструментами. 1 часть польки: Кладут инструменты на стул и, хлопая в ладоши, идут внутри круга. 2-я часть музыки: берут инструмент, возле которого оказались, и все вместе играют «Кто как захочет» (импровизированно).

2-й вариант игры: На первую часть музыки дети играют все вместе какой-нибудь недлинный ритм остинато, а на вторую по команде дирижера в середину выходят и играют по очереди деревянные инструменты, металлические, пластмассовые, природные (орехи, копытца, шуршалочки из фисташек и прочие).

3-й вариант игры: Когда звучит музыка, все играют на инструментах импровизированно. Музыка неожиданно останавливается, дети кладут инструмент на стул и перебегают на другое место и берут себе новый инструмент.

Муз.руководитель: Благодарю за хорошую игру. Но я так и не смогла выбрать лучший, поэтому приглашаю вас  всех играть в своем оркестре. И так, приступаем к первой настоящей репетиции.

Проводится ига «Ветер-ветерок-ветрище. Шорох и тишина (на развитие динамического слуха).

Инструменты, занимайте свои места (рассаживаются полукругом). Прошу внимания!

(Дальше, рассказывая сказку, объясняю все правила игры в оркестре «громко-тихо» по сигналу дирижера).

Муз.руководитель: Утром проснулся ветерок и пошевелил травку: СДЕЛАЙТЕ ЕДВА ЗАМЕТНОЕ КОЛЕБАНИЕ ПАЛЬЦАМИ (очень тихо)

Травинка задела соседние – и вот по лесу полетел легкий шорох: ПОШЕВЕЛИТЬ ПАЛЬЦАМИ БОЛЕЕ ЗАМЕТНО (тихо).

Ветерок поднялся выше – и вот уже задышали кусты: МЕДЛЕННО ПОДНИМИТЕ КИСТЬ ВЕРХНЕЙ РУКИ И ОПУСТИТЕ В РИТМЕ ДЫХАНИЯ (маленькое крещендо и диминуэндо).

Ветерку надоело сидеть внизу, и он сразу залетел на верхушки деревьев, устроив там настоящую бурю: РАЗВЕДИТЕ РУКИ РЕЗКО НА БОЛЬШОЕ РАССТОЯНИЕ ВЕРТИКАЛЬНО И СДЕЛАЙТЕ ЭНЕРГИЧНОЕ ТРЕМОЛО КИСТЯМИ (очень громко).

Но вдруг он снова решил пошутить, спрятался на земле под листиком и затих: РЕЗКО СОМКНИТЕ  ЛАДОНИ БЕЗ ДВИЖЕНИЯ (тишина, конец, пауза).

Потом ветерок решил забраться наверх постепенно, как по лесенке, но добравшись до середины, упал: ПОСТЕПЕННОЕ КРЕЩЕНДО РУКАМИ, РАЗВОДЯ, ИХ И ПОЛНАЯ ТИШИНА .

Муз.руководитель: А теперь, ребята, сыграем «Сказку про ветер» на инструментах. Я буду показывать только руками, без слов. (Действия руками моделируют динамику с помощью объема: много - мало, больше -меньше. В дальнейшем, можно предложить побыть дирижером кому-то из детей. Каждый может придумать свою сказку - про ветерок и показать руками, а музыканты исполнить).

Муз.руководитель: Первая репетиция прошла успешно. Предлагаю закончить нашу встречу веселой пляской.

«Танец по кругу» семинар 3, трек №7.

ЗАНЯТИЕ 3

Дети входят в зал, встают полукругом, «Музыкальное приветствие».

Повторить сказку «Ветер-ветерок-ветрище» на развитие динамического чувства, закрепить жесты дирижера, моделируя динамику с помощью объема (много-мало, больше-меньше), см.занятие2.

Муз.руководитель: Первая репетиция прошла успешно, поэтому я предлагаю кому-нибудь из вас побыть настоящим дирижером: продирижировать своей первой симфонией. Симфония – музыкальное произведение, которое нужно сочинить. Для этого выберем 2-3 разных инструмента.

(Попросить встать перед дирижером-ребенком, и он покажет им По-очереди как, сколько и в каком порядке играть музыку, которую будет сочинять дирижер. Должна получиться музыка, которую ребенок сам сочинит и исполнит с помощью музыкантов).

Следующим этапом работы можно предложить детям творческую работу в группах «Посудный и Ореховый оркестры». Для этой игры подготовить два стола, на которых будут разложены «инструменты» для игры в импровизированном оркестре. На одном - чайные бокалы 4-6 штук, столько же ложек чайных, 3-4 пары деревянных ложек и два разных по размеру пустых заварочных чайника. На другом – 5-6-пар грецких, скорлупа фисташек, нанизанная на нитки (шуршалки).

Муз.руководитель: Предлагаю разделиться на две группы и подойдите к столам. Попробуйте, как звучат ваши инструменты, договоритесь, кто будет играть, кто будет дирижером (можно выбрать считалкой).

(Основой может служить любая 2-х частная полька, которую исполняет педагог. Помогаю детям распределить партии инструментов, подсказываю Маленьким дирижерам, как управлять оркестром).

Завершить урок необходимо исполнением в оркестре разученного ранее произведения В.Моцарт « Турецкое рондо». Вторая часть пьесы, «турецкая», где играют все инструменты, может быть импровизированной и естественным образом завершает данное занятие.

Все формы игр с детьми, которые предложены в данных занятиях, открывают детям музыку через спонтанную импровизацию. Здесь идет речь о первичных, элементарных формах музыкальной импровизации, доступных каждому человеку.

ЗАНЯТИЕ 4

Дети входят в зал, здороваются песенкой. Муз.рук. задает музыкальный вопрос:

«Какая сегодня погода?»,   дети отвечают песенкой ( например: солнечная, пасмурная, холодная, ветреная и т.д.) Предлагаю прислушаться к окружающим звукам (дети рассказывают о своих звуковых впечатлениях). Задаю вопрос: «Из чего сделана музыка?»  

Муз.руководитель:        Хорошо, я подскажу вам - музыка «сделана из звуков», но звуков особых - музыкальных. А как вы думаете, можно потрогать музыку руками? (отв.детей - нет). Как же мы узнаем, что это музыка? (о.д. - мы ее слышим) Что помогает нам слышать музыку? (о.д. - уши).

     Сейчас мы с вами проведем настоящий эксперимент. Сделайте пожалуйста тишину, давайте ее послушаем (слушаем тишину, по моему сигналу все громко хлопают). Дети, от ваших хлопков воздух пришел в движение, а движение воздуха называется волнами. Эти волны заходят сначала в ухо (показать строение на схеме), а затем в дырочку нашего уха. В глубине уха находится слуховой аппарат, который состоит из очень мягкой и тонкой кожи, у которой поверхность гладкая и тугая, как поверхность барабана, Когда воздух доходит до этой кожи, она тоже движется. Потом волны заходят еще глубже и от них начинают двигаться маленькие косточки, и только потом волны заходят в твой мозг, и он понимает, что это - звуки. Нас окружает множество звуков: дома, на улице, в лесу и поле. Давайте послушаем звуки леса (запись СД диск). Но это еще не музыкальные звуки.

Читаю стихотворение:

На земле у каждого есть родимый дом.

Хорошо и весело и уютно в нем.

У собаки - конура, у лисицы - нора,

У совы - дупло, у малиновки - гнездо.

Угадай загадку, маленький мой друг:

Где живет, по-твоему, музыкальный звук? (отв.детей)

     Не отгадали. Тогда послушайте: настоящие музыкальные звуки живут в музыкальных инструментах. Назовите мне музыкальные инструменты, которые вы знаете, (отв. детей)

(показать иллюстрации музыкальных инструментов, музыкальные инструменты)

     И так, мы теперь с вами знаем, что музыкальные звуки живут в музыкальных инструментах. А звучать они начинают только тогда, когда на них играют музыканты.

(в исполнении детей звучат несложные попевки на металлофоне, свирели, колокольчиках, ксилофоне, аккордионе  и т.д.).

     А знаете, почему металлофон  так называется? Потому что он сделан из металлических трубочек (пластинок), в каждой из которых живет музыкальный звук. Сейчас я сыграю на нем, а вы внимательно послушайте и скажите, что напоминает вам звучание тубофона (металлофона) (исп. пьеса по выбору муз.рук-ля, дети отвечают). Правильно, звучание тубофона похоже на звучание колокольчиков.

     А вот аккордеон. Справа расположены белые и черные клавиши. Нажимая на них, и, растягивая меха, можно сыграть любую мелодию: веселую и грустную, задорную и печальную. Послушайте, как звучит аккордеон, (звучание аккордеона дается в записи по выбору муз.рук-ля)

     А сейчас, давайте поиграем в игру «Кто что услышал?» Предлагаю детям послушать звуки окружающего мира. Используется аудиокассета с записью звуков природы, города и т.д. По окончании игры помогаю детям сделать самостоятельный вывод - «нас окружают различные звуки»

Домашнее задание: выучить стихотворение, вместе с родителями вспомнить какие еще есть музыкальные инструменты.

     Для закрепления темы «Звуки», проводим вечера развлечений, на которых закрепляем знания о звуке. Стихотворение «Послушай, дружок» ЯртовойЛ.А. озвучиваем с помощью звучащих жестов.

     Следующий этап: подбираем для озвучания инструменты. Процесс творческий, дети сами предлагают свои варианты.

«Послушай, дружок»

Послушай, дружок:

Поет ветерок, (у-у-у, качаем руками над головой)

Гудит где-то шмель, (ж-ж-ж, соединяем кисти рук, шевелим пальцами) Распевает капель (кап-кап, пальцем ударяем по ладошке).

Журчит родничок (буль - буль, руками волнообразные движения), Стрекочет сверчок (стрик-стрик, щелчки пальцами), Шуршит трава (шур-шур, поочередно трем ладошками по коленям), Шелестит листва (ш-ш-ш, трем ладошкой о ладошку).

Жук жужжит,

Трамвай дребезжит,

Калитка скрипит,

Самовар пыхтит.

Звенит звонок,

Лает щенок,

Стучит молоток,

Визжит станок.

Корова мычит,

Ребенок кричит,

Гром гремит,

Чайник свистит...

Вокруг все звучит, а не молчит.

«ЗВУК» сл. ЯртовойЛ.А.

Сопровождаем речь звучанием различных музыкальных и шумовых инструментов: свистульки, металлофона или тубофона, маракасов.

Звук это то, что мы слышим с тобой.

Он может быть звонкий или глухой,

Тихий и громкий,

Свистящий, шипящий,

Нежный и резкий, поющий, шуршащий,

Задорный, напевный, но не кричащий.

     Уточняем и закрепляем знания детей о том, что мир звуков делится на две группы: звуки шумовые и музыкальные. Дети воспроизводят любые звуки и определяют, к какой группе они относятся.

«ПЕСЕНКА О ЗВУКАХ»

     Сочиняем песню вместе с детьми. Сначала разучиваем текст. Затем озвучиваем его звучащими жестами (1 куплет), во 2 куплете мелодия исполняется с гласными звуками на примере вокализа. В 3 куплете начинается творческая работа, дети предлагают свои варианты озвучания текста.

«Звуки разные такие:

Есть на свете звуки шумовые.

Вот послушай, как они звучат,

Оглушая всех ребят (проигрыш сопровождается звучащими жестами)

Звуки музыкальные - другие:

Нежные, поющие, живые.

Мы сейчас споем вам звуки эти -

Нет чудесней звуков тех на свете! (проигрыш, мелодия исполняется с гласными звуками на примере вокализа)

Звуки музыкальные - назовем вокальными.

Ими можно все изобразить:

Дождь, грозу, собак рычанье,

Цокот, хрюканье, мычанье,

Только очень надо полюбить ко-неч-но петь!

Весело и дружно,

Но при этом вам запомнить нужно: Чтобы хорошо, красиво петь

Надо многое уметь, (в озвучании используем звукоподраждания, в дальнешем дети самостоятельно подбирают и озвучивают текст с помощью детских музыкальных и шумовых и шумовых инструментов)

Можно предложить детям дома вместе с родителями внимательно послушать звуки, окружающие нас, а потом на занятии поделиться своими впечатлениями, постараться спеть и изобразить в виде рисунков различные Звуки.

ЗАНЯТИЕ 5

     Предметы, окружающие нас, сделаны из разных материалов. А из чего сделана музыка?

(ответ детей) Правильно, из звуков, но звуков особых. Как называются эти звуки?

(ответ детей) Правильно - это музыкальные звуки. Давайте вспомним стихотворение о   звуках (см. занятие 1).

     Так где же живут музыкальные звуки? (в музыкальных инструментах -ответ детей).

     Назовите музыкальные инструменты, которые вы знаете?

     Нас окружает множество звуков: крик вороны - отрывистый и резкий, вот мышь скребется под полом, дождик стучит по крыше, промчался автомобиль.

(предлагаю детям привести примеры из своего опыта) и т.д.

     Похлопайте в ладоши, потопайте ногами, пошуршите бумагой. Что у нас получилось? (ответ детей - шум). Правильно, эти звуки мы так и назовем -шумовые. И у них есть свой дом. Где же они живут?

 (ответ детей - в шумовых инструментах).

     Громкие, отрывистые звуки живут в барабане ( показываю барабан, приглашаю ребенка сыграть на барабане). А вот маракас. Как вы думаете, на что он похож? На большую погремушку и если его потрясти, то услышим негромкий, шуршащий звук.

(продемонстрировать детям все шумовые инструменты, раздать и под любую русскую народную музыку предложить детям сыграть: «Играй, как ты хочешь»)

     Ну вот, ребята, сегодня мы вспомнили и познакомились с шумовыми инструментами

     В них живут звуки, которые называются (хором) ШУМОВЫЕ.

« ЗВУК» сл, ЛЯртовой:

  Звук это то, что мы слышим с тобой.

Он может быть звонкий или глухой,

                                      Тихий и громкий,

                                      Свистящий, шипящий,

                                      Нежный и резкий,

                                      Поющий, свистящий,

    Задорный, напевный, но не кричащий.

     А сейчас я хочу дать вам домашнее задание, придумайте вместе с мамой, бабушкой или папой из чего можно сделать шумовой инструмент и на следующее занятие принесите, мы вместе с вами будем на них играть.

Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Чей инструмент быстрее

зазвучит».

Ход игры: Стульчики стоят паровозиком. Н а них лежат шумовые инструменты. Дети стоят спиной друг к другу. На 1 часть музыки дети отбегают к боковым стенам (легкий бег на носочках). На 2 часть музыки маршируют на месте, на 3 часть поскоками возвращаются на прежнее место (стоят лицом друг к другу). На последний аккорд делают хлопок и берут инструмент (кто быстрее). Используется любая 3-х частная пьеса по выбору музыкального руководителя (например, «Полька» М.Глинки)

     Для закрепления понятия шумовой звук, шумовые инструменты провожу вечера развлечений.

«Мастерская добрых дел»

     Дети приносят формы от киндер-сюрпризов. Я готовлю крупу и различные предметы, которыми можно наполнить формы (металлические, пластмассовые, природные и т.д.)

     Берем формы от киндер-сюрприза одного цвета. Дети выбирают, чем они будут заполнять форму.

     Заполняем форму, закрываем, и каждый ребенок запоминает звук своего шумового инструмента (дети назвали его маленький маракасик или шуршалочка (профессиональное название шейкер). Затем складываем маракасики в коробку и перемешиваем. Музыкальный руководитель достает поочередно каждый маракасик,  извлекает звук и задает вопрос: «Чей маракасик?» Дети должны по звуку определить свой маракасик, вспомнить, чем он его заполнил. Ответ можно проверить, открыв маракасик и рассмотрев его содержание. Такая игра способствует развитию тембрового слуха.

     Можно провести игру «Угадай,  на чем играю» с использованием всех знакомых шумовых инструментов. Когда дети начнут хорошо ориентироваться в звучании шумовых инструментов, можно добавить неожиданные звуки, например, пищащие резиновые игрушки, крышки от кастрюль и т.д. Это вносит элемент неожиданности, радости.

     Роль ведущего на себя берет педагог, в дальнейшем это может быть любой из детей.

     В нашем шумовом оркестре появились «шуршалочки», которые мы с детьми сделали из скорлупы фисташек. Они имеют нежное, необычно-мягкое шуршание, которое разнообразило и дополнило звучание шумового оркестра. Дети испытывают гордость и удовлетворение от того, что сделано своими руками.

ЗАНЯТИЕ 6

     Программное содержание: познакомить детей со свойствами музыкального звука, учить различать высокие, средние и низкие звуки. Наглядный материал: изображение птички и птенчиков, медведя, зайки, большой и маленький колокольчики, иллюстрации с изображением музыкальных инструментов.

Ход:  Дети, сегодня я хочу вместе с вами вспомнить названия этих инструментов (показать маракас, барабан, бубен, палочки, трещотку и т.д.) (дети называют инструменты и выполняют несложные ритмические удары: «Сыграй, как ты хочешь»)

     Молодцы, вы хорошо запомнили названия инструментов. А теперь скажите, какие звуки живут в них? (ответ детей - шумовые). Правильно, эти инструменты мы так и будем называть - шумовые. А какие еще бывают звуки? (ответ детей - музыкальные)

     Где они живут? (ответ детей - в муз.инструментах, дети находят и показывают муз. инструменты, которые есть в зале, играют несложные попевки).

     Музыкальные звуки, в отличие от шумовых (треск, шорох, удар), обладают особыми свойствами. Что же это за свойства такие? Это высота звука. Звук может быть высоким. Высокий звук - тонкий, нежный, звонкий. Дети, подумайте и скажите, у кого может быть высокий голос  отв. детей - у птички, у мышки, у комара и т.д.).

     А сейчас послушайте пьесу и попытайтесь представить себе кого хотел изобразить композитор. Можете закрыть глаза и пофантазировать. А когда музыка закончится, поделитесь со мной своими впечатлениями.

Звучит в записи пьеса Майкапара «Мотылёк». Дети делятся впечатлениями от прослушанной музыки. Варианты разнообразны, одна из девочек представила себе пархающую бабочку.

Музыка помогла нам представить маленького нежного мотылька, который порхает над цветами. Дети, когда звучала музыка мотылька, какие

мы слышали звуки? (отв.детей - высокие). Сейчас мы еще раз послушаем эту пьесу. А вы представьте, что вы мотыльки и полетайте и покажите, как они летают, порхают над цветами, какие они легкие и невесомые.

(под музыку дети выполняют творческое задание - танцевальную импровизацию, лучшие варианты отмечаю и предлагаю другим детям повторить)

     А сейчас, я сыграю вам пьесу, и вы сами попытаетесь представить, кого изображает музыка.

( исп. пьеса «Медведь» Ребикова или любая другая по выбору

муз.рук-ля)

(отв.детей, на фланелеграфе ставят соответствующую картинку).

     Правильно, это - медведь. Низкие звуки помогли нам представить тяжелого, большого, неуклюжего медведя, который пробирается лесу. Посмотрите, ребята, у меня есть изображения разных животных. Выберите тех, у кого еще может быть низкий голос ( тигр, лев, бегемот, слон, носорог, дети прикрепляют изображение на фланелеграф).

     Сейчас мы поиграем с вами в игру «Гномики и великаны». Как вы думаете, какой голос должен быть у великана? ( низкий). А у гномика? (высокий).

     Покажите мне пожалуйста, каким доложен быть великан (дети встают на носки и вытягивают руки вверх). А каким должен быть гномик? (присаживаются на корточки).

     Под веселую музыку танцуйте, как захотите, придумывайте любые движения в соответствии с настроением музыки. Затем прозвучит аккорд. Если вы услышите низкие звуки, то вы становитесь великанами, если услышите высокие звуки, то вы становитесь гномиками.

ЗАНЯТИЕ 7

Вспоминаем все, что было на предыдущих занятиях.

1. Предметы, которые нас окружают, из чего они сделаны.

2. Из чего сделана музыка?

3. Какие бывают звуки?

4. Посудный и ореховый оркестры.

На прошлом занятии мы говорили о высоких и низких звуках. Вспомните, кого нам напоминают и помогают представить высокие звуки? (мотылька, птичку, мышку, сверчка и т.д.)

     А низкие? (льва, бегемота, слона, носорога, тигра, медведя и т.д.)

     Молодцы, вы хорошо справились с заданием. А сейчас я предлагаю вам спеть песня (исполняется песня по желанию детей).

     Мы сейчас с вами спели песню. Голоса ваши звучали звонко и весело. А помогли нам спеть песенку средние звуки. Они так называются, потому что находятся посередине - между высокими и низкими звуками. Как вы думаете, мы сможем петь, если будут звучать высокие Звуки? А низкие? Нет, наши голоса могут звучать только в среднем регистре. Регистр - это место, где находятся звуки, Регистр бывает высокий, средний и низкий. Сейчас я буду играть музыку в разных регистрах. Вы внимательно послушайте и покажите, о ком рассказывает музыка.

Исп. пьесы «Медведь» Ребикова, «Зайка» М.Красева, «Мотылек» С.Майкапара, дети выполняют соответствующие образные движения.

     Ребята, вы замечательно справились с заданием, молодцы. А сейчас, я хочу показать вам два необычных домика. Как вы думаете, чем они отличаются? (один красный, другой синий). В них живут инструменты:  в синем - шумовые, в красном - музыкальные. Нужно расселить инструменты в свои домики.

     Проводится муз.дидактическая игра «Угадай на чем играю». Муз.руководитель уходит за ширму (в дальнейшем роль ведущего сможет исполнять ребенок), играет на инструментах, дети определяют, какой звучал инструмент и ставят карточку с изображением инструмента в соответствующий домик.

     Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Оркестр». Кто руководит оркестром? (дирижер) Кто в оркестре играет на инструментах? (музыканты)

     Дети, представьте себе, что мы музыканты большого оркестра и каждый играет на своем музыкальном инструменте (дети имитируют игру на муз.инструментах , в дальнейшем используем ореховый оркестр, посудный). Дирижер поднял палочку - музыканты приготовились, и зазвучала музыка (стульчики стоят по кругу, в середине дирижер)

Исп.»Итальянская полька» С.Рахманинова.

1 часть - имитируют игру на инструментах.

2 часть - выходят за стульчики и дирижер тоже, легко на носочках бегут по кругу.

     По окончании музыки быстро садятся на стульчики. Кто не успел становится дирижером.

     Игра способствует развитию внимания, реакции, расширяет знание детей о музыкальных инструментах, развивает чувство ритма, дает положительный эмоциональный заряд.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА

ТЕМУ

«ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНА МУЗЫКА?»

     Цель:       вызывать у детей эмоциональный отклик от прослушивания пьес разного характера, побуждать детей выражать свое отношение к прослушанной музыке, высказываться о настроении, о чувствах, возникших во время восприятия музыкальных произведений.

Задачи:

       - побуждать детей передавать в движении различный характер музыки; учить петь эмоционально, нежно, протяжно, выражая чувства любви к осенней природе;

     - развивать чувство ритма, слышать и передавать точно ритмический рисунок на шумовых инструментах, с помощью звучащих жестов;

     - различать звучание музыкальных и шумовых инструментов с использованием муз.дид. игры «Угадай где я живу?»;

     - побуждать детей слышать и точно передавать в движении начало музыкальных фраз, точно исполнять движения танца.

   - побуждать детей осознанно воспринимать музыку, развивать воображение и творческую фантазию, расширить и углубить знания детей о музыкальном звуке.

     Ход занятия:

     Муз .руководитель:

     Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие в увлекательный мир музыки (фоном звучит музыка). Обратите внимание на то, что нас окружают разные предметы. Вот, например, стол из чего сделан? - Из дерева. А ваза? Зеркало? Эти предметы мы видим и можем потрогать. А как вы думаете можно потрогать руками музыку? - Нет, мы ее слышим.

     Правильно, давайте послушаем музыкальную пьесу.

Исполняется «Итальянская полька» С.Рахманинова, 1 часть.

     Вы узнали эту пьесу? - Это полька.

     А кто пишет музыку? - Композитор.

     Предлагаю детям набор портретов знакомых композиторов, найти портрет С.Рахманинова.

     Какое у вас было настроение, когда вы слушали «Польку»? - Веселое, радостное, игривое, музыка звучала легко. Хотелось танцевать, подпрыгивать, кружиться.

     Предлагаю передать настроение пьесы в движении (дети импровизируют танцевальные движения).

     Молодцы, вы очень точно передали настроение и характерные особенности «Итальянской польки» С.Рахманинова.

     А сейчас я предлагаю послушать новое музыкальное произведение (фонограмма). Художник пишет свою картину красками, и мы ее видим. Композитор пишет свои картины с помощью музыкальных звуков. И, сейчас, слушая эту музыку, попытайтесь представить, о чем хотел рассказать композитор.

Дети слушают пьесу «В пещере горного короля» Э.Грига. После прослушивания, дети высказывают свое мнение о прослушанной музыке, пытаются придумать название, знакомятся с портретом композитора).

     Ребята, еще раз хочу вам напомнить, что все предметы, окружающие нас, сделаны из разных материалов.

     А из чего сделана музыка? - Из музыкальных звуков. А где живут музыкальные звуки? - В музыкальных инструментах. Назовите, какие вы знаете музыкальные инструменты, (отв.детей). Какие еще бывают инструменты? - Шумовые,

     Вот у меня два домика. Они необычные - в них живут инструменты. В красном - музыкальные, в синем - шумовые. Вот карточки с изображением инструментов, их нужно расселить по своим домам.

Проводится музыкально-дидактическая игра «Угадай, где я живу?»

     Инструменты мы расселили. Теперь ответьте на вопрос: когда инструменты начинают звучать? - Когда руки или губы прикоснуться к инструменту.

     А когда музыканты собираются вместе, что получается? - Оркестр. Кто руководит оркестром? - Дирижер.

     Вот и мы сейчас можем стать настоящим оркестром, а кто сегодня будет дирижером? (по выбору детей)

Исп.пьеса «Новогодняя полька» АН.Александрова. Оркестр шумовых

инструментов.

     Когда объединяются музыканты - получается оркестр. А как вы думаете, когда объединяются музыкальные звуки, что получается? - Мелодия.

     А если поэт сочинил к мелодии слова, то получилась - песня.

     Представьте, что каждый из вас превратился в музыкальный звук. Звуки взялись за руки, и получилась мелодия.

Исп. вступление к хороводу «Калинушка»А. Михайленко, дети идут змейкой, затем становятся в круг.

     Дети, какая же мелодия получилась? - Нежная, спокойная, прозрачная, мелодия льется плавно. Какие должны быть движения? - Плавные, спокойные.

Исп. хоровод «Калинушка»

     Ребята, мы знаем, что музыку можно слушать, исполнять ее в оркестре, петь песни в сопровождении музыки, плавно двигаться в хороводе. А что еще можно делать под музыку? - Танцевать.

Исп. танец по выбору детей.

     Сегодня на занятии мы много узнали и многое вспомнили о музыкальном звуке. И я хочу у вас спросить - из чего же сделана музыка? - Из музыкальных звуков.

     Правильно. Музыкальный звук - это маленький кирпичик, из которого строится музыкальное здание. И мы еще продолжим знакомство с музыкальными звуками. А, сейчас, ребята, опять звучит музыка (фонограмма любого марша).

     Что это за музыка? - Марш.

     Что хочется под нее делать? - Шагать.

     Замечательно, наше путешествие закончилось под веселую музыку марша. До свидания, ребята! До новых встреч!

Под музыку «Марша» дети выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные виды музыкально-дидактических пособий и игр в музыкально-сенсорном развитии дошкольников

Основные виды музыкально-дидактических пособий и игр в музыкально-сенсорном развитии дошкольниковА. С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взр...

Опыт работы по развитию у старших дошкольников музыкально-сенсорных способностей средствами музыкально-дидактических пособий и игр

Исследование включения дидактических игр и пособий в работу с детьми старшего дошкольного возраста...

"МУЗЫКАЛЬНО-СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"

Методическая разработка по теме:"МУЗЫКАЛЬНО-СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"...

Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр и пособий

По утверждению специалистов, дошкольный возраст – синзетивный период для формирования музыкальных способностей. Все дети от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому. От...

Возможности музыкально-дидактических игр как средства развития музыкально-сенсорных способностей детей младшего возраста

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ - разновидность игр с правилами, специально создаваемыми педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же ...

«Развитие музыкально - сенсорного восприятия основных отношений музыкальных звуков через игру на детских музыкальных инструментах у детей 5-7 лет"»

Цель работы является создание условий для развития природной музыкальности и формирование творческого музыкального мышления дошкольников через музицирование на детских музыкальных инструментах; знать ...