«Развитие музыкально - сенсорного восприятия основных отношений музыкальных звуков через игру на детских музыкальных инструментах у детей 5-7 лет"»
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Грызунова Надежда Васильевна

Цель работы является создание условий для развития природной музыкальности и формирование творческого музыкального мышления дошкольников через музицирование на детских музыкальных инструментах; знать их название, тембры звучания, правила пользования и хранения, приемы игры на них.

Игре на детских музыкальных инструментах уделяю особое внимание, так как именно музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_muzykalno-sensornogo_vospriyatiya.docx27.06 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления

 №13 «Солнышко», г. Губкин, Белгородская обл.

Грызунова Н. В, музыкальный руководитель

«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО - СЕНСОРНОГО

ВОСПРИЯТИЯ ОСНОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ

МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗВУКОВ ЧЕРЕЗ ИГРУ

НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ»

 «Задача учителя – облечь необходимые

упражнения в форму игры, чтобы

они стали доступны детям»

(Э.Жак-Далькроз)

В процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста решается множество воспитательно-образовательных задач. Одной из основных является развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности: восприятия и исполнительства (певческой деятельности, игры на музыкальных инструментах, музыкально-ритмической деятельности).
Одним из интересных видов исполнительской деятельности для детей всегда являлась игра на детских музыкальных инструментах.

Цель работы является создание условий для развития природной музыкальности и формирование творческого музыкального мышления дошкольников через музицирование на детских музыкальных инструментах; знать их название, тембры звучания, правила пользования и хранения, приемы игры на них.

Игре на детских музыкальных инструментах уделяю особое внимание, так как именно музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка.

Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных музыкальных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют), музыкально-ритмических движений (чётче воспроизводят  ритм).                                                                                       

Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах направлено не только на приобретение детьми умений и навыков, а и на познавательное развитие, освоение знаний музыкальной грамоты:

  • Развитие музыкально – сенсорного восприятия основных отношений музыкальных звуков:

-ритмических;

-тембровых;

-динамических;

-темповых;

-звуковысотных (выше, ниже, вверх, вниз).

  • Освоение музыкальной  терминологии  (пауза, крещендо, диминуэндо)
  • Знакомство с названием, внешним видом и тембром звучания музыкальных инструментов симфонического оркестра, оркестра народных инструментов.
  • Знакомство с группами инструментов

Ритм в музыке воспринимается всеми клетками организма, а не только слухом и сознанием. При слушании музыки у человека возникает потребность (интуитивная) дышать в слышимом ритме и двигаться. Эмоциональное воздействие ритма на слушателя довольно таки сильно, и эмоциональный отклик на ритм является как бы простейшим, первичным проявлением музыкальности. Переживание ритма - это активный процесс, тесно связанный с восприятием музыки.

Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки очень эмоционально. Ритм же одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Поэтому чувство ритма, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку, так же как и ладовое.

Ритм (в переводе с греческого - соразмерность) – чередование различных длительностей звуков в музыке. Ритм – один из основных элементов выразительности мелодии. Мелодия образуется только в том случае, если организованны ритмично, то есть обладают определенными длительностями; чередование звуков вне определенного ритма не воспринимается как мелодия. Это происходит потому, что ритм обладает большой выразительной силой; подчас он настолько ярко характеризует мелодию, что ее можно узнать только по обозначению длительностей звуков.

В своей работе над развитием ритмического восприятия звуков и их передачи различными способами я активно использую пособие «Этот удивительный ритм» И. Каплуновой, И. Новоосколцевой начиная с младшей группы.

«Урок… должен приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены» (Э. Жак-Далькроз). Методика развития у детей чувства ритма И Каплуновой , используемая мной,  наглядна и эмоционально. Детям очень нравится сочинять ритмические песенки по ярким картинкам и потом воспроизводить их различными способами: пропевая голосом, используя звучащие жесты, выстукивая ударными инструментами, или любыми подходящими предметами: кубиками, палочками, карандашами и т. п..  При этом дети наглядно представляют долгие и короткие звуки,  паузы. Сначала я сама выкладываю ритмические цепочки, а потом по мере усвоения детьми понятия «такт» они составляют свои песенки. Это происходит примерно так: я говорю и показываю, что в этом вагончике могут ехать 4 большие белочки, но мы можем заменить одну большую белочку двумя маленькими, или оставить место пустым (сделать паузу). Потом заменяем картинки  кружками-нотами и паузами.

Также происходит с играми с ладошками, палочками, стихами с движениями: сначала дети усваивают ритмические цепочки все вместе, потом могут поделиться на подгруппы и выстукивать каждая группа свой ритм по очереди, потом одновременно каждая подгруппа выстукивает свою ритмическую цепочку, прислушиваясь к исполнению товарищей (Паравоз, Гусеница, Дирижер Дворник, Дразнилки, Как назвать щенка, Паровоз,  Храбрый воробей, Танцевала репа с маком, Я на коврике сидел, Ритмическое двухголосие и др.). В ритмическом двухголосии дети также закрепляют свое понимания темповых отношений звуков.

Такие упражнения хорошо развивают внимание, мышление, ловкость, координацию и равновесие, умение сочетать свои действия с партнером.

Для развития тембрового восприятия я в своей работе, конечно же, использую музыкально – дидактические игры, такие как:  «Определи инструмент», «Наш оркестр», «Музыкальный домик» и др. Данные названия игр предполагают, что у детей уже имеются знания о тембре, названиях и внешнем виде музыкальных инструментов. А так же существуют игры, разработанные мной - «Дождь и ветер» сопоставлялось звучание металлофона и погремушки-шуршалки. Ассоциации с природными явлениями помогают детям запоминать и узнавать тембры инструментов. Сравнение со звуками природы развивает воображение и фантазию. Игра «Танцуем и поем» построена на сравнении тембра бубна и дудочки. Ритмичное звучание бубна связывалось с танцем, а методичное звучание дудочки – с песней. «Танцуют девочки и мальчики»- где танец мальчиков сопровождается игрой на ложках, а танец девочек – погремушками. В игре «Три медведя» музыка Михайло Потапыча дополнялась звуками барабана, Настасьи Петровны- деревянными ложками или кубиками, а Мишутки веселым звоном бубна.  Наличие игровых персонажей усиливало игровую атмосферу, занимательность, развитие тембрового слуха на образной основе у детей происходит интенсивно. За каждым тембром закрепляется определенная образная характеристика, что позволяет детям узнавать звучание знакомого музыкального инструмента среди других звуков.

В процессе формирующей работы сюжет и содержание музыкальнодидактических игр можно менять. Однако для закрепления тембровых представлений образные характеристики музыкальных инструментов желательно оставить неизменными.

Еще в своей работе над развитием тембрового  слуха я часто использую прием «послушай и подбери инструменты», предлагая детям подобрать оркестровое сопровождение знакомой песенки или пьесы. Например: песенки «Киска» Г. Куриной, «Паровоз» Е. Барыбина, «Веселый колокольчик» В. Кикты, «Веселый оркестр» Г. Левкодимова  («Наш веселый оркестр» И. Каплунова) и др. Конечно же, в процессе работы над тембровым восприятием я не забываю обращать внимание детей и на темповые различия музыкальных звуков.

Для развития динамического слуха с помощью музыкальных инструментов я использую речевое музицирование («Заводные макароны» Т.Э. Тютюнникова). В музыкально речевых пьесах удачно могут сочетаться речь, музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства, звукоподражания. Из небольшого текста в 4-6 строчек прямо на занятии можно сделать, достаточно развернутую, композицию, сложность которой будет зависеть лишь от возможностей данной группы детей.

Из своего опыта могу сказать, с каким воодушевлением дети воспринимают звуковую бессмыслицу. Тарабарские, чепуховые рифмы с удовольствием ими принимаются и музыкально обрабатываются.

В речевой пьесе «Тарарам-шурум –бурум» сл. А Усачева, «Терпение-кипение» сл. В. Данько, «Ледяное эхо» сл. Суслова, дети развивают свое умение динамически варьировать звук, говорить и играть с усилением и ослаблением звука.

В пьесе «Карусель» муз. Д. Кабалевского, сл. И. Рахилло, «Совершенно непонятно» сл. Софа мы с детьми упражняем умение играть с ускорением и замедлением.

Главный смысл в речевом музицировании заключается в ритмическом, динамическом, темповом варьировании текста, его тембровом и фактурном оформлении, строительстве формы – от простейшего повторения фразы до имитационно-полифонических пьес. Предложенный стихотворный текст дети пробуют ритмизировать по своему, выразительно декламировать, обыгрывая его мимически, добавляя по своему усмотрению музыкально-шумовой аккомпанемент.  В дальнейшем, играя в оркестре, они с успехом используют свои полученные в упражнениях навыки.

Чтобы  сыграть  мелодию  по  слуху,  нужно  иметь  музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте (движется ли мелодия вверх, вниз,  стоит  ли  на  месте).  Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Чтобы накапливать слуховой опыт, развивать слуховое внимание детей, используются дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте. Это музыкальная лесенка, перемещающаяся с цветка на цветок (ноты) бабочка и т. д. Одновременно пропеваются звуки мелодии, соответствующие по высоте моделируемым соотношениям звуков. Можно также показывать рукой движение звуков мелодии, одновременно воспроизводя ее (голосом или на инструменте).

 В «Музыкальном букваре» Н.А. Ветлугиной упражнения на развитие слуха предлагаются в системе, в виде попевок, подобранных по принципу постепенного сужения различаемых: интервалов (от октавы до примы).  Так же я использую для развития у детей звуковысотного слуха упражнения  из музыкального пособия «Наш веселый оркестр» И. Каплуновой. Материал подобран по принципу постепенного расширении диапазона исполняемых попевок.

Вначале ребенок играет мелодию, построенную на одном звуке. Прежде чем воспроизвести мелодию, он слушает ее в исполнении музыкального руководителя, который сначала поет ее, привлекая внимание к тому, что звуки мелодии не отличаются по высоте, потом играет на металлофоне и одновременно поет. Пропевание мелодии помогает детям лучше представить направление движения мелодии, развивает музыкально-слуховые представления. Поэтому важно побуждать детей подпевать во время игры, чтобы они могли ориентироваться на свое пение. Затем подбираем мелодии на двух звуках с постепенным расширением интервала между ними.

Следующий этап развития умения различать звуки по высоте это игра  на металлофоне поступенного движения вверх и вниз начиная с терции («У кота-воркота») и заканчивая октавой  («Лесенка»). И, наконец переходим к более сложным мелодиям.

Если ребенок хорошо слышит соотношение звуков по высоте, он легко запоминает мелодии несложных песенок. Для игры на инструменте используются лишь хорошо знакомые мелодии, поэтому игре предшествует этап слушания попевок, запоминания и пропевания.

Чтобы облегчить детям понимание расположения звуков по высоте, я применяю следующие приемы:

  • выкладывание звуков – кружочков на разной высоте на фланелеграфе;
  • выкладывание звуков – кружочков около нужных пластин металлофона;
  • показ рукой движения мелодии;
  • прием «немой клавиатуры» (нарисованной), где ребенок показывает расположение звуков и под пение «воспроизводит» мелодию.

Обучая детей игре на металлофоне, я учитываю возрастные возможности каждого ребенка. Одни дети достаточно легко запоминают и подбирают простые мелодии, с другими требуется более детальная подготовительная работа.

Работа над несложными песенками формирует у детей навыки игры в ансамбле, приучает слушать себя и других. Таким образом, проводя планомерную работу над развитием музыкального слуха в течение всего пребывания детей в детском саду, можно подойти к главному этапу нашей работы – созданию оркестра и сознательному разучиванию в нем простейших мелодий на музыкальных инструментах. Создание оркестра дошкольников очень сложное дело, но весьма нужное и необходимое.

Занятия в оркестре дают для всех детей без исключения положительные результаты, независимо от того, на каком инструменте ребёнок играет. Игра в оркестре развивает стремление к собственному творчеству, способствует более интересному и содержательному проведению детских игр, открывает перед детьми мир звуков. Дети, занимающиеся в оркестре, постепенно становятся одухотворённее, внутренне содержательнее, духовно богаче.

Игра на инструментах - интересная и полезная музыкальная деятельность детей. Музыкальные игрушки и инструменты позволяют украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать  желание заниматься музыкальной деятельностью в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая тема: «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через игры на детских музыкальных инструментах»

В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль. Они   вызывают у ребенка большой интерес. И...

Развитие музыкальных способностей детей через игру на детских музыкальных инструментах

В данной статье рассказано о влиянии игры на ДМИ на музыкальное развитие детей дошкольного возраста...

Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста через игру на детских музыкальных инструментах на занятиях кружка «Веселый оркестр

Цель : Помочь детям активно войти в мир музыки, под воздействием которой дети способны раскрыть свои музыкально - творческие способности....

Развитие музыкальных способностей детей через игру на детских музыкальных инструментах

Детское творчество – это создание ребенком субъективно нового продукта и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития дошкольника в процессе творческой деятельно...

Доминантное занятие «Восприятие музыки через игру на детских музыкальных инструментах»

Доминантное занятие«Восприятие музыки через игру на детских музыкальных инструментах»       Подготовительная к школе группамузыкальный руководительЕлена Викторовна Титова...

Развития музыкальных способностей детей через игру на детских музыкальных инструментах

Элементарное музицирование открывает перед детьми новый мир звуков и красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке. Материал предназначен для педаг...