Доминантное занятие «Восприятие музыки через игру на детских музыкальных инструментах»
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Титова Елена Викторовна

Доминантное занятие

«Восприятие музыки через игру на детских музыкальных инструментах»

       Подготовительная к школе группа

музыкальный руководитель

Елена Викторовна Титова                    

Цель: помочь детям дошкольного возраста войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней, ощутить и пережить её эмоционально как радость и удовольствие.

Ход занятия.

Дети входят в зал с детскими музыкальными инструментами.

Музыкальный руководитель. Ребята, сколько гостей в нашем зале! Давайте с ними поздороваемся. Как хорошо, что вы принесли на занятие музыкальные инструменты! Давайте их представим нашим гостям.

Дети:       - Вот красивый, звонкий бубен!

                   Он в руках молчать не будет!     /звучат бубны/

                 - Словно звонкие ладошки,

                    Заиграют наши ложки!              /стучат ложки/

                 - Издаёт прекрасный звон

                   Наш цветной металлофон!          /глиссандо на металлофонах/

                 - Это братья-сорванцы –

                   Колокольцы -бубенцы!                /звенят бубенцы/

                - Будет здесь играть для вас

                  Яркий, красный маракас!                /шумит маракас/

                - В треугольники ударим –

  Радость всем гостям подарим!        /звенят треугольники/

Е.Матвиенко, ж/л «Музыкальный руководитель»№8, 2009г.

Музыкальный руководитель.  Жизнь была бы страшно скучной,

Если б жизнь была беззвучной.

Как прекрасно слышать звук:

Шум дождя и сердца стук!

Мы кричим, смеёмся, дышим,

Мы слова и мысли слышим,

Слышим даже тишину…

Как гуляет кот по крыше,

Как шуршат за стенкой мыши,

Волки воют на Луну.

Мир без звуков был бы грустный,

Серый, скучный и «невкусный»!      

                                                 / А. Усачёв/

Музыкальный руководитель. Спасибо вам за музыкальные инструменты, они нам сегодня очень пригодятся! Давайте пока их отложим в сторонку. У меня для вас тоже есть музыкальный подарок – палочки. Ими можно не просто стучать, а передавать музыку дождя или даже самые тихие шорохи. Попробуем? А из палочек ещё можно сложить удивительные и неповторимые узоры.

«Рондо с палочками» С. Сломинский , ж/л «Музыкальная палитра» №7, 2009

Музыкальный руководитель. Необыкновенные узоры получились у вас на ковре, но нам их придётся убрать. Ставьте палочки в подставку и занимайте места на стульях. Первым «инструментом» человека было, как известно, его собственное тело. Для современного ребёнка оно является инструментом и сейчас. Звучащие жесты – это игра звуками человеческого тела, которая испокон веков и до нынешних времён становится первым и незаменимым «оркестром» разнообразных инструментов.  Инструментов,  которые  всегда

 « с собой»,  которые позволяют организовать и украсить музицирование  в отсутствии любых других инструментов. В теле человека содержится и заключено разнообразие тембров, возникающих при ударе ладонями по его различным частям, вполне соотносимо с ансамблем ударных инструментов. Звучащие жесты – это разнообразные хлопки, шлепки и даже щелчки пальцами.

Хлопки: звонкие  (всей ладонью) и тихие (согнутыми ладонями).

Шлепки: по коленям, по груди, по бокам.

Щелчки: пальцами в воздухе, по надутым щекам.

Игра звуками своего тела – это импровизация. И мы сейчас пимпровизируем  игру на барабанах, разных по звучанию.

Речевая темброво-ритмическая игра «Волшебные барабаны» сл. В.Усачёва,  ж/л «Музыкальная палитра» №7, 2009г.

Музыкальный руководитель. С появлением музыкальных инструментов наша жизнь стала гораздо интереснее и насыщеннее. От звенящего треугольника поднимается настроение, а бубен – приглашает танцевать. Берите себе инструменты, исполним польку.

«Полька» М. Глинка,  ж/л «Музыкальный руководитель» №8, 2009г.

Музыкальный руководитель. Посмотрите, ребята, на мою волшебную коробочку (коробочка из-под йогурта с натянутой резинкой). Что это? Можно назвать её музыкальным инструментом? (Играю, чтобы резинка звучала). А теперь? На моём инструменте можно играть песенку на одном звуке, например «Андрей-воробей». А можно передавать ритмический рисунок, попробуем? Игра называется «Повтори». Я буду придумывать каждый раз новый ритмический рисунок, а вы – его повторять.

«Волшебные коробочки»,   ж/л «Музыкальная палитра» №5,  2006 г.

Музыкальный руководитель. А хотите, ребята, послушать сказку? Но чтобы она получилась красочной и интересной, нужно озвучить её, и помогут нам в этом, конечно же, музыкальные инструменты. Вот, например, обычная тёрка, а играет как, послушайте! Разбирайте музыкальные инструменты, кому что нравится. Будьте внимательны.

«Сказка про медведя»,  ж/л «Музыкальный руководитель» №8, 2008 г.

Музыкальный руководитель.  Попробуйте  отгадать загадку о музыкальном инструменте:         Какой хрустальный, чистый звон!

Как будто падают дождинки,

И все поют: динь-дон, динь-дон,

Вот так звучит…… /металлофон/         (В.Симукова)

Музыкальный руководитель.  На металлофоне можно играть двумя способами: отдельно по каждой пластиночке и глиссандо. На что похоже это движение? Да, как будто масло на хлеб намазываем. Глиссандо можно играть вверх и вниз, только нужно это делать не торопясь и красиво. Берите каждый по металлофону и располагайтесь на ковре.

«Хлеб с маслом» В.А.Моцарт,  ж/л «Музыкальная палитра» №1, 2005 г.

Музыкальный руководитель. Молодцы, а теперь предлагаю девочкам взять ложки и исполнить для всех весёлую пляску.

Пляска  «Удалые ложкари»  (р.н.м. «Сударушка»,  описание движений           З. Я. Роот),   ж/л «Музыкальная палитра» №2, 2008 г.

Музыкальный руководитель. Знаю, что и мальчикам хочется показать себя. А у девочек, пока они танцевали, да ногами притопывали, все каблучки стёрлись. Им срочно нужно к сапожнику! Берите, мальчики, молоточки, деревянные коробочки  и занимайте свои места.

Ритмическая  игра  «Сапожник»,   фр. н. песня, обр. А.Александрова,                ж/л  «Музыкальная палитра»  №1, 2001 г.                     

Музыкальный руководитель. Молодцы, мальчики-сапожники, чтобы без вас девочки делали?! А теперь продолжим разговор о музыкальных инструментах. У нас в гостях были треугольники, бубны, металлофоны. А как называется исполнение, когда играют все инструменты вместе или по очереди? /оркестр/ Правильно, давайте и мы сейчас сыграем оркестром русскую народную мелодию «Во саду ли в огороде». Она написана в форме вариации, где каждый инструмент может показать своё звучание.

Оркестр,  р.н. мелодия «Во саду ли в огороде»

 Музыкальный руководитель. Знаете, ребята, какими ещё бывают инструменты? Самыми интересными и необычными они получаются из баночек и коробочек, которые обычно все выкидывают. Вот у меня здесь есть коробочки из-под мороженого. Я туда добавила немного крупы и получились инструменты. Из этих ягод выйдет великолепный компот! Разбирайте, а кастрюлю под компот мы дадим воспитателю.

Какое же вкусное слово КОМПОТ!

Ну, просто волшебное слово КОМПОТ!

Когда произносим мы слово КОМПОТ,

У нас сам собой открывается рот!       /А.Усачёв/

Шумовой оркестр «Ягодный компот», «Полька» А.Филиппенко, ж/л «Музыкальная палитра» №1,2005 г. или  №5, 2009 г.

Музыкальный руководитель. Вижу, что вам очень нравится играть на самодельных инструментах. У меня для вас есть ещё один сюрприз – расчёски. Это вовсе не расчёски, а музыкальные инструменты, на которых умеют играть все парикмахеры. Перед тем как подстричь или причесать детей, они веселят их своей игрой. Послушайте, как они звучат! /Детям раздают расчёски, воспитателю – ножницы/. Вместе с вами хотят выступать и ножницы, ведь они великолепно щёлкают. Все вместе мы исполним «Парикмахерскую польку».

«Парикмахерская полька», «Полька» М.Глинка,  ж/л «Музыкальная палитра» №5, 2006 г.

Музыкальный руководитель. Понравилось? А давайте сыграем ещё раз. Хорошо бы выбрать девочку, которой можно сделать музыкальную причёску. У кого есть желание?

«Парикмахерская полька» исполняется ещё раз. Девочку выводят за дверь или за ширму. Пока дети играют, к её волосам прикрепляют множество приколок, резинок и т.д., а потом показывают её причёску всем.

Музыкальный руководитель. Вот что может музыка! Занятие наше подошло к концу. Понравилось вам?

 

Жизнь была бы страшно скучной,

Если б жизнь была беззвучной…      / А. Усачёв/

                                                                                    

 

                                                                                          

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dominantnoe_zanyatie.docx23.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доминантное занятие

«Восприятие музыки через игру на детских музыкальных инструментах»

       Подготовительная к школе группа

музыкальный руководитель

Елена Викторовна Титова                    

Цель: помочь детям дошкольного возраста войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней, ощутить и пережить её эмоционально как радость и удовольствие.

Ход занятия.

Дети входят в зал с детскими музыкальными инструментами.

Музыкальный руководитель. Ребята, сколько гостей в нашем зале! Давайте с ними поздороваемся. Как хорошо, что вы принесли на занятие музыкальные инструменты! Давайте их представим нашим гостям.

Дети:       - Вот красивый, звонкий бубен!

                   Он в руках молчать не будет!     /звучат бубны/

                 - Словно звонкие ладошки,

                    Заиграют наши ложки!              /стучат ложки/

                 - Издаёт прекрасный звон

                   Наш цветной металлофон!          /глиссандо на металлофонах/

                 - Это братья-сорванцы –

                   Колокольцы -бубенцы!                /звенят бубенцы/

                - Будет здесь играть для вас

                  Яркий, красный маракас!                /шумит маракас/

                - В треугольники ударим –

  Радость всем гостям подарим!        /звенят треугольники/

Е.Матвиенко, ж/л «Музыкальный руководитель»№8, 2009г.

Музыкальный руководитель.  Жизнь была бы страшно скучной,

Если б жизнь была беззвучной.

Как прекрасно слышать звук:

Шум дождя и сердца стук!

Мы кричим, смеёмся, дышим,

Мы слова и мысли слышим,

Слышим даже тишину…

Как гуляет кот по крыше,

Как шуршат за стенкой мыши,

Волки воют на Луну.

Мир без звуков был бы грустный,

Серый, скучный и «невкусный»!      

                                                 / А. Усачёв/

Музыкальный руководитель. Спасибо вам за музыкальные инструменты, они нам сегодня очень пригодятся! Давайте пока их отложим в сторонку. У меня для вас тоже есть музыкальный подарок – палочки. Ими можно не просто стучать, а передавать музыку дождя или даже самые тихие шорохи. Попробуем? А из палочек ещё можно сложить удивительные и неповторимые узоры.

«Рондо с палочками» С. Сломинский , ж/л «Музыкальная палитра» №7, 2009

Музыкальный руководитель. Необыкновенные узоры получились у вас на ковре, но нам их придётся убрать. Ставьте палочки в подставку и занимайте места на стульях. Первым «инструментом» человека было, как известно, его собственное тело. Для современного ребёнка оно является инструментом и сейчас. Звучащие жесты – это игра звуками человеческого тела, которая испокон веков и до нынешних времён становится первым и незаменимым «оркестром» разнообразных инструментов.  Инструментов,  которые  всегда

 « с собой»,  которые позволяют организовать и украсить музицирование  в отсутствии любых других инструментов. В теле человека содержится и заключено разнообразие тембров, возникающих при ударе ладонями по его различным частям, вполне соотносимо с ансамблем ударных инструментов. Звучащие жесты – это разнообразные хлопки, шлепки и даже щелчки пальцами.

Хлопки: звонкие  (всей ладонью) и тихие (согнутыми ладонями).

Шлепки: по коленям, по груди, по бокам.

Щелчки: пальцами в воздухе, по надутым щекам.

Игра звуками своего тела – это импровизация. И мы сейчас пимпровизируем  игру на барабанах, разных по звучанию.

Речевая темброво-ритмическая игра «Волшебные барабаны» сл. В.Усачёва,  ж/л «Музыкальная палитра» №7, 2009г.

Музыкальный руководитель. С появлением музыкальных инструментов наша жизнь стала гораздо интереснее и насыщеннее. От звенящего треугольника поднимается настроение, а бубен – приглашает танцевать. Берите себе инструменты, исполним польку.

«Полька» М. Глинка,  ж/л «Музыкальный руководитель» №8, 2009г.

Музыкальный руководитель. Посмотрите, ребята, на мою волшебную коробочку (коробочка из-под йогурта с натянутой резинкой). Что это? Можно назвать её музыкальным инструментом? (Играю, чтобы резинка звучала). А теперь? На моём инструменте можно играть песенку на одном звуке, например «Андрей-воробей». А можно передавать ритмический рисунок, попробуем? Игра называется «Повтори». Я буду придумывать каждый раз новый ритмический рисунок, а вы – его повторять.

«Волшебные коробочки»,   ж/л «Музыкальная палитра» №5,  2006 г.

Музыкальный руководитель. А хотите, ребята, послушать сказку? Но чтобы она получилась красочной и интересной, нужно озвучить её, и помогут нам в этом, конечно же, музыкальные инструменты. Вот, например, обычная тёрка, а играет как, послушайте! Разбирайте музыкальные инструменты, кому что нравится. Будьте внимательны.

«Сказка про медведя»,  ж/л «Музыкальный руководитель» №8, 2008 г.

Музыкальный руководитель.  Попробуйте  отгадать загадку о музыкальном инструменте:         Какой хрустальный, чистый звон!

Как будто падают дождинки,

И все поют: динь-дон, динь-дон,

Вот так звучит…… /металлофон/         (В.Симукова)

Музыкальный руководитель.  На металлофоне можно играть двумя способами: отдельно по каждой пластиночке и глиссандо. На что похоже это движение? Да, как будто масло на хлеб намазываем. Глиссандо можно играть вверх и вниз, только нужно это делать не торопясь и красиво. Берите каждый по металлофону и располагайтесь на ковре.

«Хлеб с маслом» В.А.Моцарт,  ж/л «Музыкальная палитра» №1, 2005 г.

Музыкальный руководитель. Молодцы, а теперь предлагаю девочкам взять ложки и исполнить для всех весёлую пляску.

Пляска  «Удалые ложкари»  (р.н.м. «Сударушка»,  описание движений           З. Я. Роот),   ж/л «Музыкальная палитра» №2, 2008 г.

Музыкальный руководитель. Знаю, что и мальчикам хочется показать себя. А у девочек, пока они танцевали, да ногами притопывали, все каблучки стёрлись. Им срочно нужно к сапожнику! Берите, мальчики, молоточки, деревянные коробочки  и занимайте свои места.

Ритмическая  игра  «Сапожник»,   фр. н. песня, обр. А.Александрова,                ж/л  «Музыкальная палитра»  №1, 2001 г.                     

Музыкальный руководитель. Молодцы, мальчики-сапожники, чтобы без вас девочки делали?! А теперь продолжим разговор о музыкальных инструментах. У нас в гостях были треугольники, бубны, металлофоны. А как называется исполнение, когда играют все инструменты вместе или по очереди? /оркестр/ Правильно, давайте и мы сейчас сыграем оркестром русскую народную мелодию «Во саду ли в огороде». Она написана в форме вариации, где каждый инструмент может показать своё звучание.

Оркестр,  р.н. мелодия «Во саду ли в огороде»

 Музыкальный руководитель. Знаете, ребята, какими ещё бывают инструменты? Самыми интересными и необычными они получаются из баночек и коробочек, которые обычно все выкидывают. Вот у меня здесь есть коробочки из-под мороженого. Я туда добавила немного крупы и получились инструменты. Из этих ягод выйдет великолепный компот! Разбирайте, а кастрюлю под компот мы дадим воспитателю.

Какое же вкусное слово КОМПОТ!

Ну, просто волшебное слово КОМПОТ!

Когда произносим мы слово КОМПОТ,

У нас сам собой открывается рот!       /А.Усачёв/

Шумовой оркестр «Ягодный компот», «Полька» А.Филиппенко, ж/л «Музыкальная палитра» №1,2005 г. или  №5, 2009 г.

Музыкальный руководитель. Вижу, что вам очень нравится играть на самодельных инструментах. У меня для вас есть ещё один сюрприз – расчёски. Это вовсе не расчёски, а музыкальные инструменты, на которых умеют играть все парикмахеры. Перед тем как подстричь или причесать детей, они веселят их своей игрой. Послушайте, как они звучат! /Детям раздают расчёски, воспитателю – ножницы/. Вместе с вами хотят выступать и ножницы, ведь они великолепно щёлкают. Все вместе мы исполним «Парикмахерскую польку».

«Парикмахерская полька», «Полька» М.Глинка,  ж/л «Музыкальная палитра» №5, 2006 г.

Музыкальный руководитель. Понравилось? А давайте сыграем ещё раз. Хорошо бы выбрать девочку, которой можно сделать музыкальную причёску. У кого есть желание?

«Парикмахерская полька» исполняется ещё раз. Девочку выводят за дверь или за ширму. Пока дети играют, к её волосам прикрепляют множество приколок, резинок и т.д., а потом показывают её причёску всем.

Музыкальный руководитель. Вот что может музыка! Занятие наше подошло к концу. Понравилось вам?

Жизнь была бы страшно скучной,

Если б жизнь была беззвучной…      / А. Усачёв/

                                                                                     

                                                                                           

                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая тема: «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через игры на детских музыкальных инструментах»

В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль. Они   вызывают у ребенка большой интерес. И...

Развитие музыкальных способностей детей через игру на детских музыкальных инструментах

В данной статье рассказано о влиянии игры на ДМИ на музыкальное развитие детей дошкольного возраста...

Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста через игру на детских музыкальных инструментах на занятиях кружка «Веселый оркестр

Цель : Помочь детям активно войти в мир музыки, под воздействием которой дети способны раскрыть свои музыкально - творческие способности....

Развитие музыкальных способностей детей через игру на детских музыкальных инструментах

Детское творчество – это создание ребенком субъективно нового продукта и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития дошкольника в процессе творческой деятельно...

Развития музыкальных способностей детей через игру на детских музыкальных инструментах

Элементарное музицирование открывает перед детьми новый мир звуков и красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке. Материал предназначен для педаг...

«Развитие музыкально - сенсорного восприятия основных отношений музыкальных звуков через игру на детских музыкальных инструментах у детей 5-7 лет"»

Цель работы является создание условий для развития природной музыкальности и формирование творческого музыкального мышления дошкольников через музицирование на детских музыкальных инструментах; знать ...