Главные вкладки

    Консультация на тему:
    Психология воспитания слепых детей

    Савельева Анна Васильевна

    Психология воспитания детей с нарушением зрения является так же частью и разделом тифлопсихологии, учитывающей влияние нарушений зрения на формирование психики незрячего и слабовидящего, его личности, отношения к себе и окружающему миру.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл psih.vospit._sl.detey_.docx13.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Специфика психического развития и воспитания дошкольника с нарушением зрения.

    Воспитание слепого и слабовидящего ребенка дошкольного возраста направлено на адаптацию к современным условиям жизни в обществе зрячих, на овладение детьми социально- адаптивными навыками поведения, активное участие в жизни семейного коллектива и дошкольного учреждения.

    Для родителей и воспитателей это в первую очередь связано с пониманием особенностей и характерной специфики, возникшей у детей из-за глубоких нарушений зрения.

    В развитии дошкольника с нарушением зрения можно выделить три основные характерные особенности.

    Первая заключается в некотором общем отставании развития по сравнению с развитием зрячего дошкольника. Это проявляется как в области  физического, так в области психического развития. Несколько замедленное общее развитие вызвано меньшим и более бедным запасом представлений об окружающем мире, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью освоенного пространства, а самое главное - меньшей активностью при познании окружающего мира.

    Многие тифлопедагоги прошлого отмечали безынициативность, пассивность слепого ребенка. Пассивность и безынициативность возникает большей частью у слепого ребенка и слабовидящего в результате неправильного воспитания, недостаточного внимания к развитию движений, ориентировки, его активности и использованию не только одного осязания или неполноценного зрения, а других сохранных анализаторов, позволяющих правильно и полно отражать объекты внешнего мира и их признаки.

    Вторая особенность развития дошкольника с нарушениями зрения, это- несовпадение периодов активного развития определенных психических свойств и качеств  связано с тем, что им приходится вырабатывать свои способы познания предметного мира, свои социально- адаптивные навыки, не свойственные зрячим. До того времени, пока ребенок с нарушением зрения не выработает способов компенсации зрительной недостаточности, способов познания окружающих предметов на суженной основе, не научится использовать информацию от сохранных анализаторов, представления его будут неполными, отрывочными, а порой и неверными, что тормозит его общее психическое развитие.

    Поэтому перед родителями и воспитателями встает задача помочь своим воспитанникам овладеть способами обследования предметов, усвоить приемы осязания, научить оценивать те впечатления, которые они получают и от нарушенного зрения, и от других сохранных анализаторов.

    Третьей особенностью развития ребенка с нарушением зрения является диспропорциональность психического развития. Она проявляется в том, что процессы и стороны личности, которые менее страдают от нарушений зрения (речь, мышление), развиваются быстрее, хотя и своеобразно, другие - более медленно (движения, овладение пространством). Такая диспропорциональность вызвана отсутствием у детей приемов и способов компенсации зрительной недостаточности. Этому детей необходимо обучать, и в этом проявляется особенно тесная связь обучения и воспитания детей с нарушением зрения.

    Литература:

    Солнцева Л.И., Денискина В.З., Буткина Г.А. Психология воспитания детей с нарушением зрения.- М.: «Налоговый вестник», 2004.-320 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Феоктистова В. А. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье

    Феоктистова В. А. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье...

    Методическая разработка " Развитие бытовых навыков у слепых детей"

    В данной работе систематизирован материал по развитию у детей бытовых навыков по возрастным этапам. Может быть использован родителями и педагогами групп....

    Развитие слухового восприятия и речи у слепых детей

    Развитие слухового восприятия и речи у слепых детей...

    Требования к игрушкам для слепых детей

    У слепого ребенка отсутствует зрительное восприятие,которое является ведущим в осознании окружающего мира.Вследствии этого родителям необходимо максимально увеличить поток информации, поступающей чере...

    ПОДГОТОВКА СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

    Рекомендация поможет родителям не зрячих детей подготовить их к обучению в школе....

    Организация дидактических игр для слепых детей старшего дошкольного возраста

    Сенсорное воспитание незрячего ребенка – это один из видов обучения, без которого невозможен в дальнейшем весь процесс обучения. Поэтому чем раньше систематически и целенаправленно развивать дви...

    Игрушка и ее роль в воспитании слепого ребенка

    При определенных условиях игрушка может помочь слепому ребенку увереннее входить в мир реальных вещей и отношений....