Рекомендации родителям. что делать людям, у которых плохая речь?
консультация на тему

Исмагилова Эльмира Мазитовна

Упражнения для выработки правильной дикции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям.

Что делать людям, у которых плохая речь?

Что делать людям, у которых плохая речь? Которые, заикаются или просто говорят неотчетливо, не выговаривают некоторых звуков?

Самое лучшее лечение – это собственный упорный труд.

В древней Греции был выдающийся оратор по имени Демосфен. Его речи играли большую роль в жизни его народа. А в детстве Демосфен был косноязычным. Но мальчику очень хотелось стать оратором. И он занялся исправлением своей речи. По утрам он уходил к морю, клал к себе в рот камешки и упражнялся в правильном отчетливом произношении слов и фраз. Затруднение, которое он сам себе устраивал, заставляло его говорить особенно старательно и отчетливо.

Постепенно его голос окреп, у него выработалась правильная дикция, и это помогло ему стать одним из самых замечательных ораторов  Древней Греции.

Мы должны понять, что «говорить чисто» - прежде всего соблюдать нормы употребления слов и говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника.

И здесь огромную роль играет дикция – четкая, полное проговаривание слов. Исправить некоторые «дефекты» произношения – «усмирить» свистящие и шипящие звуки, «не спотыкаться» на трудных буквенных сочетаниях, «не комкать» концы слов и фраз, «не проглатывать» отдельные буквы и слова.

Упражнение 1.

Произнесите скороговорки, преодолевая все возможные дикционные трудности. Правильно артикулируйте: отчетливо произносите каждую букву, обращайте внимание на работу губ, положения языка, правильное (носовое) дыхание. Для самоконтроля хорошо проводить это упражнение перед зеркалом.

От топота копыт пыль по полю летит.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа, губа была тупа.

Колпак на колпаке, под колпаком колпак

На меду медовик, а мне не до медовика.

У Феофана Митрофаныча три сына Феофанычи.

Курьера курьер обгоняет в карьер.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Не хочет косой косить косой, говорит коса коса.

У ежа ежата, у ужа ужата.

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Упражнение 2.

Прочитайте предлагаемый текст из скороговорки, как информационное сообщение.

Помните, что от вас требуется, сначала разбить текст на абзацы и поставить знаки паузы на границах частей.

В ходе чтения помните, что информационный текст читается, как телевизионная сводка новостей, главная задача говорящего – передать основные факты, события четко, спокойно, выверено.

Полезно, чтобы вы наблюдали за собой в зеркало. Текст можно читать с листа, но обязательно поднимая глаза, наблюдая как бы за реакцией собеседников.

Текст первый.

Из- под Костромы, из – под Костромищи везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева – тень тетерева, мол, у гусынь усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, такова и слава. Скороговорил, скороговорил да так всех скороговорок не перевыскороговорил.

Два дровосека, дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Ваську, про Ларькины жену спорили, что у осы не усы, не усищи, а усики, что сшит колпак не по – колпаковски. О пустяках спорить – дело пустое.

Текст второй.

Я ему по секрету, а он всему свету, что на улице медовик, мне не до медовика, что а улице деготник, мне не до деготника. Так вот скажет друг дружке, а дружка подружке, а подружка борову, а боров всему городу – язык от лжи не краснеет, и без того красный, а только береги честь с молоду:

Один раз соврешь – в другой не поверят; ведь коли врун, так и обманщик, а обманщик, так и плут, так и мошенник, а мошенник так и вор.

Говорят, не тот хорош, кто лицом пригож, а тот, кто на дело гож!

Упражнение 3.

Прочитайте предлагаемые тексты из скороговорок представив, что вы рассказываете историю, похожую на сказку.

Помните, что от вас в этом случае ждут сказовой интонации: неторопливости, некоторой загадочности тона или игривости и конечно, мудрого наставления – « намека добрым молодцам» в конце повествования. Очень важно, чтобы у вас были слушатели, которые потом смогли бы оценить, на сколько удачен ваш сказочный рассказ.

Текст первый.

Тронулась от околицы тройка с колокольцами. У калитки – маргаритки, подползли к ним три улитки. У Феофана Митрофановича три сына Феофаныча. Хвастал мудрый краб три дня: «Краба нет храбрей меня». Шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопьевича; говорили про попа, про Прокопия попа, про Прокопьевича. Шли три Назара, встали у базара да заговорили про Прокопа, про Прокопчиху, и про маленькьх Прокопиных Прокопенят.

Тень – тень - потетень, выше города плетень. Слушайте, кому не лень, сказку – небылицу про красну девицу Маланью – болтунью, что молоко болтало – выбалтывала, да не выболтала, а дала Ромаше сыворотку из – под простокваши. Но Ромаша себе на уме: ел не ел, а за столом просидел, по усам текло, а в рот не попало! Вот вам сказка, а нам бубликов связка!

Текст второй.

Ночь прошла, темноту увела. Замолчал сверчок, запел петушок. Полежала немножко, распахнула окошко. Здравствуй, солнышко – колоколнышко!

Расскажу я вам сказку старинную, не шибко короткую, да не шибко длинную, а такую как раз, как от меня до вас. Не белы лебеди по небу летят, русские люди сказку говорят.

Сказка - быль ли, небыль, да и не вранье. Верьте ей, не верьте, а слушайте до конца. Конец – всему делу венец. Сказок у нас, что птиц стая, да не одна из них не пустая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: ЧТО ДЕЛАТЬ С РЕБЁНКОМ, КОТОРЫЙ НЕ ПРОЯВЛЯЕТ ЖЕЛАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?

Приучайте такого ребёнка к самостоятельности настойчивее, но обязательно используйте следующие  секреты  воспитания:...

Статья для родителей "Что делать, если ребёнок говорит "плохие слова"

В статье рассматривается проблема, с которой рано или поздно встречаются все родители детей младшего дошкольного возраста...

Рекомендации родителям «Что делать, если у ребёнка плохая память?"

Данный материал рекомендован родителям, чьи дети имеют проблемы в речевом развитии.  Мои консультации, советы, краткие рекомендации помогут  родителям в решении многих вопросов, связанных...

рекомендации родителям Что делать с детской жадностью?

Что делать с детской жадностью?Родители обычно стараются воспитывать детей щедрыми и добрыми. Только вот ребенок не всегда согласен с этим. Он может отказаться делится игрушками или сладким, проявлять...

Рекомендации родителям " Что делать, если ребенок плачет при расставании в детском саду"

Рекомендации родителям , которые волнуются, что ребенок плачет при расставании в детском саду.  Несколько простых советов помогут снизить напряжение....