Статья для родителей "Ранний возраст"
статья (младшая группа) на тему

Безрукова Анастасия Алексеевна

Статья для любознательных родителей.

Разработана по материалам О.Б. Дарвиш.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_lyuboznatelnyh_roditeley_ranniy_vozrast.docx16.11 КБ

Предварительный просмотр:

Статья для любознательных родителей

«Ранний возраст»

(по материалам О.Б. Дарвиш)

Раннее детство охватывает возраст от года до трех лет.

Социальная ситуация развития ребенка раннего возраста: ребенок становится более самостоятельным в познании окружающей действительности и начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого (ситуация «Мы», по Л.С. Выготскому).

Социальная ситуация развития в раннем детстве – это ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества; раскрывается в отношениях ребенок-предмет-взрослый (Д.Б. Эльконин, Л.Ф. Обухова).

Основными достижениями раннего возраста являются: овладение телом, речью, развитие предметной деятельности.

Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная. Ребенок усваивает функции предмета, закрепленные за ним в культуре. По мнению Д.Б. Эльконина, предметное действие ребенка развивается в двух направлениях:

  1. Переход от совместного со взрослым исполнения к самостоятельному, что приводит к выделению взрослого как образца действия, с которым малыш начинает себя сравнивать;
  2. Развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметного действия.

Центральные новообразования – развитие самостоятельной ходьбы, овладение прямой походкой, овладение речью и предметной деятельностью.

Прямохождение.

Овладение прямой походкой позволяет расширить круг общения с интересующими предметами, делать выбор и проявлять самостоятельность.

Овладение телом и способность передвижения человеческим способом приводят ребенка к тому, что он вступает в период более свободного и самостоятельного общения с внешним миром.

Речь.

В раннем детстве речь ребенка развивается от примитивных называний до осознанного выражения мысли.

Развитие речи идет по двум направлениям:

  1. Совершенствуется понимание речи взрослых;
  2. Формируется собственная активная речь.

Развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов.

Формируется активная речь, которая становится средством общения со взрослыми и сверстниками.

Развивается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи.

Формируется регулирующая функция речи, когда ребенок подчиняется инструкции взрослого выполняя его требования.

Появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники, описательная речь.

Формируется понимание литературных произведений, рассказов взрослого.

Речь становится основным средством общения.

Восприятие.

По мысли Л.С. Выготского, к важнейшим новообразованиям данного возраста следует относить восприятие, которое впервые возникает как дифференцированная система отдельных функций, в основе которой лежит обобщение. Ребенок с раннего детства уже может подбирать предметы, соединять их части в соответствии с формой, величиной, цветом.

Развивается зрительное и слуховое восприятие.

Мышление.

Основная форма мышления – наглядно-действенное. Начинают формироваться и элементы наглядно-образного мышления (решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами).

Мышление возникает и функционирует в предметной деятельности.

Начинает формироваться знаково-символическая функция сознания, т.е. усвоение того, что один предмет можно использовать в качестве заместителя другого, а также замещения реального предмета знаком. Развитие символической функции проявляется в графических действиях и рисунках детей.

У ребенка появляются первые мыслительные операции: сравнение и обобщение.

Память.

Память проявляется в активном восприятии – узнавании.

Преобладает двигательная и эмоциональная, частично образная память. Развивается интенсивно. Возрастают объем и прочность сохранения материала.

Доминирует непроизвольная память.

Внимание.

В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи.

Внимание непроизвольное, слабо концентрировано, неустойчиво, наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем.

Под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания.

Самосознание.

Развитие самосознания в раннем детстве связано с отделением себя от своих действий, с осознанием своих желаний. Ребенок начинает отделять действия от предмета и себя от своих действий.

Развивается подлинная самостоятельность, о чем говорит проявление целеполагания и целеустремленности. Возникает гордость за собственные достижения – личностное новообразование раннего детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Малыш раннего возраста и его адаптация к новым условиям"

С поступлением ребенка раннего возраста  в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требован...

Статья: «Малыш раннего возраста и его адаптация к новым условиям"

С поступлением ребенка раннего возраста  в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требован...

Математическая игра с элементами экономики. «Как три поросенка хотели стать экономными» (старший возраст)

Математическая игра с элементами экономики. Экономическое воспитание надо начинать не позднее пяти лет, так как это сложный многоплановый процесс....

Статья ( группа раннего возраста) "Закаливание детей раннего возраста"

Закаливание - это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природыдля повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды.Дети ,закаливание котор...

Статья "Кризис семилетнего возраста"

Как вести себя родителям. Как помочь ребёнку адаптироваться в школе. Причины. Пути решения....

Статья "В каком возрасте ребенку лучше идти в школу"

Для некоторых родителей ответ на этот вопрос очевиден - семь лет! Но не все так просто, давайте разбираться. Ведь часто встречаются дети, которым к 1 сентября будет 6, 5 лет...Вот тут перед родителями...

Статья на тему " Возраст упрямства или кризис трех лет ".

В статье подробно описываются все трудности этого возраста, обьясняются причины....