Воспитание и развитие ребёнка раннего возраста
статья (младшая группа) на тему

материалы из опыта работы воспитателя раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_i_razvitie_rebenka_tretego_goda_zhizni.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ.

                         

(Материалы из опыта работы)

            На протяжении многих лет я работаю с детьми раннего возраста. Для того чтобы воспитание и развитие малыша было эффективным, я изучила следующую литературу:

  • программа «Детство»;
  • журналы «Дошкольное воспитание»;
  • Е.А. Алябьева «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения»;
  • Е.А. Синкевич, Т.В. Большева «Физкультура для малышей»;
  • Л.М. Парамонова «Теория и методика творческого конструирования в детском саду»;
  • З.В. Лиштван «Конструирование»;
  • Л.В. Куцакова «Конструирование и ручной труд в детском саду»;
  • Е.С.Дёмина «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ» (см. Приложение № 1).

Материалы книг помогли мне глубже понять психологию детей раннего возраста, расширили запас применяемых методов и приёмов в работе с малышами.

Самый ответственный и требующий от педагога высокой степени подготовки – это период адаптации ребёнка к детскому саду. Возрастает и физическая, и психическая нагрузка не только на воспитателя, но и на воспитанника. И я прилагаю все усилия к тому, чтобы расположить малыша к себе, заинтересовать, вызвать желание идти в группу, общаться со мной и со сверстниками.

             Привыкнуть к детскому саду не так-то просто. Ребёнка окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые совсем не похожи на членов его семьи. Чтобы сделать вхождение в детский сад безболезненным, облегчить его страдания и помочь перенести стресс из-за разлуки с близкими людьми, я использую адаптационные игры, такие как «Шли-шли, что-то нашли», «Приходите ко мне в гости», «Раздувайся, пузырь», «Лови-лови» и другие. ( См. Приложение № 2).

Практика показала, что использование этих игр даёт лёгкую степень адаптации, дети быстро привыкают, чувствуют себя в группе тепло и уютно.

Помимо этих игр широко использую альбом с фотографиями детей и их родителей, для установления эмоционального контакта, смягчения процесса адаптации. (См. приложение № 3).

Видя, знакомые лица, ребёнок расслабляется, ему становятся ближе люди, рассматривающие вместе с ним фотографии.

По наблюдениям можно сделать вывод, что рассматривание альбома   не вызывает негативных эмоций, связанных с напоминанием о маме, которой нет рядом, наоборот – фотографии только помогают адаптации, дети одинаково реагируют на показ фото. Этот альбом использую не только в период адаптации, но и в последующем  речевом общении с ребёнком. Беседуя по фотографиям, я активизирую желание ребёнка вступить в общение со взрослым, активизирую его на употребление в речи глаголов, прилагательных, наречий, предлогов, например:

  • «Я иду», «Я гуляю», «Я держу шарик», «Я смеюсь».
  • «Дерево зелёное», «Перец красный», «Солнечный день».
  • «Мне весело», «Солнышко высоко», «Я сижу около слоника».
  • «У окна стоит Саша», «Серёжа дует на свечи».    

                  Помимо этого  ежедневно беседую с родителями о том, как малыш  вёл себя в детском саду, как он себя чувствовал и т.д. Стараюсь в разговоре подчеркнуть любой положительный момент пребывания ребёнка в группе. Если возникает необходимость, даю рекомендации по общению с ребёнком дома, или советую посетить педагога-психолога.

А  ещё вместе со своей сменщицей Долгоносовой Валентиной Ивановной придумали оформлять для родителей журнал, в котором помещались бы разные статьи по вопросам адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. И первый номер журнала мы назвали: «Адаптация ребёнка к ДОУ». В этот номер мы включили статьи: ( См. Приложение № 4.)

  1. «Как привыкнуть к детскому саду»
  2. «Советы родителям перед поступлением в ДОУ»

      и другие.

Родителям наша идея очень понравилась, и они с удовольствием читали размещённые в журнале статьи; многие просили номер журнала домой, чтобы напечатанные материалы могли прочитать и  другие члены семьи. Считаю, что это в значительной степени помогло адаптироваться к ДОУ и  родителям, и их детям.

      Главное в нашей работе - это здоровье ребёнка. Мы делаем всё, чтобы ребёнку было уютно, комфортно в группе. У нас созданы условия для развития движений: есть двигательный уголок, где дети с удовольствием везут на машине мишку в магазин, зайку к доктору Айболиту полечить ушко. В физкультурном уголке у нас много пособий для развития движений у детей 2-3 лет: это погремушки, флажки, мешочки с песком, маски с изображением птиц и зверей для подвижных игр, в которые дети с радостью играют.

Особое внимание уделяю подбору и проведению подвижных игр. Принцип подбора, которым пользуюсь -  возрастная адресованность. Обязательно стремлюсь заинтересовать детей подвижной игрой, вызвать  у них живое участие. Особенно поддерживаю тех, кто проявляет робость. По наблюдениям могу сказать, что подвижные игры помогают моим воспитанникам развивать память, внимание, воображение. Как правило,  малыши лучше ориентируются в пространстве, согласовывают свои действия   с действиями сверстников. Они приобретают опыт общения с взрослыми и детьми.

Обнаружила, что у детей есть свои любимые  подвижные игры. Так, у моих воспитанников 2004-2005 учебного года были любимые игры: «Паучок», Раздувайся, пузырь», «Карусели», «По малину в сад пойдём». А ещё игры способствуют речевому развитию. Как правило, дети просто повторяют движения, а впоследствии начинают проговаривать вместе со мной и текст подвижной игры.

    Подвижные игры являются важным средством развития личностных качеств: самостоятельности, активности, инициативности – и таким образом оказывают влияние на всестороннее развитие детей. Для облегчения своей педагогической деятельности создала картотеку подвижных игр. ( См. Приложение №5).

         

Также в оздоровительной работе с детьми мы используем утреннюю гимнастику, воздушные ванны после сна с использованием  логоритмических  упражнений.

             Что это даёт?

             Ребёнок движется под ритмические стихи, он подражает мишке, зайке, лисичке, козочке; он движется, а значит развивается. Кроме логоритмических упражнений использую закаливающие  процедуры, такие, как, ходьба по «бодрящей дорожке»: сначала малыш идёт по «следочкам», сохраняя равновесие, затем по «колючему ёжику», а потом уже по палочкам и пуговичкам. Всё это сопровождается чтением стихов:

                                             

                                 Зашагали ножки топ-топ-топ,

                                 Прямо по дорожке топ-топ-топ,

                                 Ну-ка веселее топ-топ-топ,

                                 Вот как мы умеем.

При этом одновременно развиваются не только движения, но и речь. Если в начале года дети повторяли только отдельные слова стихотворения, то к концу почти все его выучили. При использовании этой дорожки у детей повышается настроение, закаливается стопа. ( См. Приложение №6.)

             

 Ежедневно провожу утреннюю гимнастику. Из бесед с родителями выяснила, что не все родители делают зарядку вместе с детьми. Поэтому даю конкретные советы, рекомендации по проведению комплекса утренней гимнастики в выходные дни дома.

Предыдущий опыт создания журнала для родителей подсказал, что не плохо бы оформить ещё один журнал и посвятить его  вопросам оздоровления ребёнка-дошкольника. Так, появился журнал для родителей  № 2  по теме: «Растём крепкими, сильными, закалёнными». (См. приложение  №7)

              Из бесед с родителями выяснила, что помещённые в журнале статьи были полезны им. Некоторые взяли на «вооружение» и стали проводить рекомендуемые комплексы утренней гимнастики; другим пришёлся по душе способ закаливания «Ходьба по мокрым дорожкам». Это родители:  Шаркова Елена Анатольевна, Бояршинова Анна Геннадьевна, Ботова Ольга Александровна, Умерова Эльдара Юнусовна.

                В группе оформлен альбом «Будь здоров, малыш!», в котором помещены стихи, картинки, выражения, подтверждающие важность каждого человека беречь своё здоровье. Этот альбом помогает сформировать у малышей начальное представление о понятии «Здоровье». Причём подбор картинок осуществлялся с учетом того, что здоровье может быть не только физическим, но и психическим, что для здоровья человека необходимо не только делать зарядку, умываться, закаляться, но и важно находиться в хорошем расположении духа, уметь радоваться, не доставлять другим огорчений. Подобраны картинки, как надо одеваться зимой, хорошо ли завязаны шарфик, шапочка. (См. Приложение №8).

        В мою группу поступают дети с ослабленным здоровьем. Ребята плохо понимают обращенную к ним речь, у них нарушено звукопроизношение, проявляется отставание познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Одним присущи повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, раздражительность – это Ксюша, Алёша, Кирилл, Саша Синельникова. Другим свойственны заторможенность, апатичность – Максим, Рома, Дарина.

        Дети с нарушением речи часто отстают в физическом развитии, и поэтому в своей практике использую эмоционально-стимулирующую гимнастику, что позволяет моим воспитанникам обрести положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на весь день.

        Игры с движениями доставляют им удовольствие, к тому же не требуют сложного оборудования.

В эту гимнастику входят:

  • Элементы логоритмики (это движения с речевым сопровождением). При выполнении этих упражнений в игровой форме дети двигаются ритмично, красиво и без напряжения.
  • Пальчиковая гимнастика, включающая активные упражнения и игры для пальцев рук.

А так же в каждый комплекс включаю упражнение на дыхание, учу ребёнка дышать только через нос. Глубокий медленный выдох помогает ему расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью, ещё правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, способствует умению управлять собой.

Чтобы гимнастика была эффективной и дала результаты, выполняю определённые условия:

  1. Играя с детьми, чувствую себя участником игры, радуюсь вместе с ними, незаметно помогаю малышу при затруднениях.
  2. Сопровождаю движения стихотворным текстом, т. к. ритм, рифма не только воспитывают слуховое внимание и восприятие, но и организуют темп и ритм движения.
  3. Текст произношу чётко, эмоционально, с повторениями.
  4. Не играю с детьми, если у них нет желания.

 

Значительное внимание  уделяю и созданию условий для развития конструктивной деятельности малышей. Взаимодействие строю так, чтобы у них пробудился интерес к конструированию, а для этого предлагаю простейшие конструкции, такие как дорожка, ворота, башенка. Обучая  в игровой форме конструктивным навыкам, одновременно знакомлю малышей с материалом, из которого сделан конструктор (дерево – деревянный, пластмасса – пластмассовый), формирую представления о цвете, форме, величине. Постепенно дети осваивают умение создавать простейшие постройки.

 Заметила, что в процессе конструктивной деятельности детей развиваются пространственные ориентировки, по моей просьбе  они могут показать пальчиком или рукой протяжённость предметов (длинная дорожка, высокая башенка).

Для того чтобы конструктивная деятельность детей была успешной, в дополнение к имеющемуся строительному материалу, я изготовила пособия: дорожки – широкие и узкие, короткие и длинные,  разноцветные; домики, деревья – высокие и низкие; подобрала мелкие игрушки – дикие и домашние животные, фигурки людей. Наличие этого дополнительного игрового материала значительно повысило интерес детей к конструированию, игровая деятельность стала более содержательной и длительной.

(См. приложение № 9).        

        

Опыт показал, что у детей улучшились конструктивные навыки, малыши могут самостоятельно и аккуратно создавать такие постройки, как автобус, трамвай, полочка для игрушек, башенка, горка и другие; дети стали чаще играть с конструктором. В процессе этих игр повысился уровень речевого взаимодействия детей друг с другом, пополнился словарь малышей, к концу года дети показывают и называют строительные детали, их цвет, имеют представления о таких свойствах форм, как устойчивость – неустойчивость, прочность.

        В помощь себе и  сменному воспитателю мною было составлено планирование на учебный год по конструированию. ( См. Приложение № 10).   

        На первых занятиях по конструированию формирую умение располагать кирпичики в ряд на плоскости: дети делают длинные и короткие дорожки, трамвайную линию и т. п. При этом учу не только различать пространственные признаки (короткий – длинный и  широкий – узкий), но и правильно обозначать их словами. С   этой целью я обращаюсь к  малышу с вопросом: «Саша, какую дорожку мы сейчас будем строить?» или «Алёша, какую дорожку построила Аня?». Добиваюсь при этом правильных ответов, т.к. дети этого возраста часто обозначают признаки «короткий», «узкий» как «маленький», а «длинный», «широкий» как «большой».  

        На последующих занятиях учу детей ставить кирпичики вертикально на узкую длинную и узкую короткую грань – сначала плотно друг к другу, а затем на расстоянии друг от друга. Для этого предлагаю построить загородку для животных, ровно и плотно приставляя, кирпичики друг к другу, замыкая пространство по кругу. Обращаю внимание на то, что вначале нужно построить загородку, а потом поместить туда курочку, уточку.

        Наблюдения показали, что дети стали чаще играть с конструктором, и если в начале 2004-2005 учебного года интерес к конструктивной деятельности проявился у 5-6 детей, то к концу года он повысился почти у всей группы.

        Основной особенностью детского конструирования является его тесная связь с игрой, поэтому закрепляю и совершенствую умения и навыки конструирования не только на занятиях, но и вне них. Я не ограничиваю детей в материале, но слежу за тем, чтобы они аккуратно обращались с ним, а по окончании игр убирали его на постоянное место. Несмотря на то, что на занятиях показываю малышам, как сделать постройки, они первое время часто не ставят перед собой цель что-нибудь построить, а просто кладут одну деталь на другую, довольствуясь при этом любым результатам. Напоминаю детям, что мы строили на занятиях, как интересно играли со своими постройками и игрушками, либо прошу повторить ту или иную постройку.

        Если дети играют, то предложение построить что-либо не должно их отвлекать игры, а наоборот развивать её, поэтому советую построить именно то, что необходимо для их игры.

        Детей, которые не интересуются играми со строительным материалом, привлекаю несложным поручением. Например, после того как дети научились строить забор, во время свободных игр я строю дом и прошу построить из кирпичиков вместе со мной забор для садика. Когда забор будет построен дети, играют с постройкой (куклы живут в домике, гуляют в саду и т. д.). Так развёртывается оживлённая игра, требующая всё новых и новых построек.

        Детям, которые научились хорошо строить какой-нибудь предмет и не находят новой темы, предлагаю построить какой-либо другой предмет, близкий по конструкции к первому: «Хороший ты, Алёша, стул сделал для куколки, а теперь сделай ей кроватку (или диван)». Так я побуждаю малыша к использованию приобретённых умений и навыков в новых постройках.

        

Чтобы сделать игры более содержательными и интересными, предлагаю новую тему постройки в пределах тех умений, которыми они владеют. Например, Дарина построила домик, в котором поселилась матрёшка. Кроме того, у неё были игрушки, изображающие домашних животных. Спрашиваю у Дарины, где будет жить её лошадка, и предлагаю построить для лошадки домик (конюшню). Дарина построила конюшню и поместила туда лошадку, а затем отвела туда  матрешку, чтобы та накормила лошадку.

        Часто бывает, что ребёнок, научившись тем или иным действиям, задерживается на строительстве одних и тех же предметов. Чтобы этого не происходило я  строю вместе с ним, рассматриваю иллюстрации, предлагаю понаблюдать за работой товарища.

        Когда дети строят сами, поощряю их конструктивные попытки, предлагаю построить ещё что-нибудь, не разрушая первую постройку, говорю: «Ксюша, теперь построй домик для маленькой куклы».

        Опыт показывает, что положительное влияние на воспитание интереса к строительным играм и на развитие конструктивных способностей малышей оказывает такой приём, как предложение поиграть со строительным материалом. При этом никакой темы не даю. В таких играх создаются благоприятные условия для проявления индивидуальных возможностей детей, возникает интерес к конструированию. Одних детей я поощряю за успех и серьёзное отношение к строительству, другим помогаю перейти от простого манипулирования материалом к изображению знакомых предметов, отдельным детям показываю, как можно построить нужную для игры конструкцию.

        Понимая значимость сенсорного воспитания, мною разработаны конспекты по ознакомлению малышей с цветом, величиной, формой. Такие, как: «Поездка в лес» и «Поможем медвежонку Тишке выздороветь».

        Для того чтобы предметно-игровая среда группы носила развивающий характер, внесла в неё такие дидактические игры, как: «Собери пирамидку», «Разноцветные картинки», «Подбери предмет такого же цвета», «Выложи недостающую фигуру» (См. Приложение № 11). А так же дидактические пособия по ознакомлению с понятиями «величина», « форма». (См. Приложение № 12).

        Для развития мелкой моторики были приобретены вкладыши, мягкий конструктор: «бабочка»,  «дерево», «паровоз», шнуровка:  « машина», «сапожок» и другие. (См. Приложение № 13).

        Мною было выполнено тематическое панно «На лесной полянке», на котором я с детьми отрабатываю не только развитие мелкой моторики, но и формирую представление об окружающем, пространственные отношения, например: «Даша, скажи, где находится солнышко, высоко или низко?», «Что плывёт по небу?», «Где растёт травка, наверху или внизу?». Таким образом, развиваю у детей ориентировку в пространстве. Кроме этого игровые задания и действия с панно стимулируют речевую активность детей. Это панно помогает закрепить не только основные цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный), но и такие как: голубой, коричневый, оранжевый, белый и т. д. (См. Приложение №14).

        Когда мои воспитанники впервые пришли в детский сад, им было 2-3 года. В соответствии с эпикризными возрастами в 2004-2005 учебном году было проведено исследование нервно-психического развития детей. В ходе этого исследования было выявлено, что цвет, форму предметов не называл ни один ребёнок, поэтому я начинала с того, что учила детей находить предмет по образцу, предъявленному мной. Первое занятие проводила с цветными шариками. Я упражняла малышей в различении красного и синего цвета, учила понимать обращение: «Покажи шарик».

        Сначала предложила детям посмотреть, какие красивые шарики у меня в коробке. Дала по такой же коробке с шариками каждому ребёнку. Попросила всех взять в руки по шарику и рассмотреть его. Затем сама показала красный шарик – малыши должны были показать такой же, не называя цвет.

        Конечно, дети показывали и синие шарики вместо красного, но я предлагала приложить шарик к моему красному, и таким образом, добивалась от каждого ребёнка, чтобы он показал именно красный шарик.

        Потом показывала синий шарик, опять обращалась к каждому, просила показать такой же.

        Чтобы закрепить знания детей на следующих занятиях пользовалась уже другими дидактическими материалами, например, пирамидкой. Собирая и разбирая пирамидку, учила малышей обращать внимание на величину колец, их цвет, выполнять простые действия – снимать и нанизывать кольца. Снимая первое колечко, показываю его детям, объясняю, что оно совсем маленькое и кладу его у основания пирамидки справа. Затем снимаю следующее кольцо, снова показываю детям и поясняю, что оно больше предыдущего, кладу справа от первого. Последовательно демонстрирую каждое следующее колечко, которое чуть больше предыдущего, сопровождая показ словами: «Это большое кольцо. Вот какое».

Когда все кольца сняты со стержня и разложены на столе в порядке возрастающей величины, предлагаю малышам полюбоваться этими цветными колечками.

Спрашиваю: « Где же пирамидка? Нет её, осталась палочка с подставкой». Говорю детям: “Холодно и одиноко палочке стоять. Пора позвать колечки домой. В самом низу у пирамидки самое большое колечко. Значит, палочка его первым позовет, а потом позовет колечко поменьше. Вот оно, вот еще поменьше, а это самое маленькое». Так постепенно собираю колечки по убывающей величине. Говорю, что теперь все колечки на месте, пирамидка собрана правильно.

Большое значение имеет и индивидуальная работа с ребенком. Так, например, Дарина и Настя очень любят по цвету подбирать ниточку к шарику, бабочку к цветочку. Такие повседневные упражнения давали результаты. Скоро эти девочки стали более четко различать цвета. В повседневной жизни обращаю внимание на цвет одежды, цвет и форму предметов в группе, на прогулке.

К воспитанию и развитию детей активно привлекаю родителей. Для них оформила наглядную агитацию на разные темы: «Игры – занятия с малышами», «Советы родителям», «Количество игрушек»,

«Знаете ли Вы?», куда вошли рекомендации, как заниматься с детьми двух-трёх лет дома, что должен уметь малыш этого возраста, дала содержание некоторых дидактических игр по закреплению детьми цвета, формы, величины. (См. Приложение № 15). 

        В индивидуальной беседе родители выясняли те вопросы, которые вызывали у них затруднения.

        Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: пирамидки, игры с открывающимися игрушками (матрёшки), пальчиковый бассейн, мешочки с крупами, песком, камешками. (См Приложение №16). Прошу ребёнка закрыть глаза, потрогать мешочек, например, с горохом и отгадать, что там лежит. Прошу описать свои ощущения, сказать, на что похоже то, что он трогает, но не видит.

        Упражнения с использованием пальчикового бассейна (в пластмассовую ёмкость насыпается горох, фасоль или другие сыпучие предметы) формируют контроль над мышечными ощущениями, развивают моторику обеих рук. Поэтому включаю некоторые упражнения в индивидуальную работу с детьми, например, предлагаю ребёнку опустить то левую, то правую руку в бассейн, прижать ладонь ко дну и попеременно сдвигать и раздвигать пальчики («Пальчики разбежались») или читаю стихотворение, а малыш выполняет движения руками:

                        

                Мама и дочка стирали платочки                        Движения раскрытой ладонью по дну

                            Вот так, вот так.                                Вперёд-назад.

                Мама и дочка полоскали платочки                Движения кистью слева–направо

Вот так, вот так.

Мама и дочка сушили платочки                Движения кистью вверх- вниз.

Вот так, вот так.

        

        При выполнении этих движений, у малыша снижается психическое напряжение, поднимается настроение.

        

Вся моя работа с детьми, использованные методы и приёмы, направлены на развитие и воспитание детей. Главным при этом считаю для себя состояние здоровья ребёнка, чтобы ему было комфортно в группе, чтобы он с радостью и желанием вступал во взаимоотношения со сверстниками, так как при этом условии с учётом его индивидуальности, возможностей и способностей можно реализовать педагогику успеха.

.

                

                                                                            

   

Планирование по конструированию

в 1-ой младшей группе.

с октября по май.

     

Планирование составлено с учётом методических рекомендаций из книг:

  1. «План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду». (Библиотека программы «Детство» – методическое пособие)

  1. Е.С. Дёмина «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ».

  1. Л.В. Куцакова «Конструирование и ручной труд в детском саду».

  1. З.В. Лиштван «Конструирование».

  1. Л.А. Парамонова «Теория и практика творческого конструирования в детском саду».

Сентябрь – адаптация.

Октябрь

1. «Башенка с флажком»

 Цель:

  1. Учить детей ставить кубик на кубик, создавая вертикальную конструкцию.
  2. Закрепить знания основных цветов.
  3. Упражнять детей в умении строить простые предложения: «На башне флажок», «Флажок красный», «Башня синяя».
  4. Закрепить умение играть с постройкой: на башенку поставить флажок.
  5. Вспомнить с детьми стихотворение А.Барто:

 «Горит на солнышке флажок,

                                                                                 Как будто я огонь зажёг».

2. «Узкая дорожка»

Цель:

  1. Учить детей плотно приставлять кирпичик к кирпичику узкой стороной.
  2. Умение выделять деталь «кирпичик».
  3. Учить правильно, строить простые предложения: «Дорожка узкая», «Кукла  идёт по дорожке».
  4. Учить малышей обыгрывать постройку: куколку водить по дорожке.
  5. Доставить детям радость.

Ноябрь

1. «Стол»

Цель:

  1. Учить детей накладывать кирпичик плашмя на кубик, понимать: полученная  постройка- стол.
  2. Учить находить сходство между постройкой из строительного материала и знакомым предметом из окружающей жизни.
  3. Учить называть постройку: «Стол», играть с ней: на стол поставить чашку.
  4. Закрепить умение строить простые предложения: «На столе стоит чашка»

2. «Стул»

Цель:

  1. Учить детей сооружать стул из кубика и приставленного к нему сбоку кирпичика.
  2. Учить находить сходство между постройкой из игрового материала и знакомыми предметами из окружающей жизни.
  3. Учить играть с постройкой, одновременно сопровождая свои действия речью: «Кукла устала», «Кукла сидит на стуле».      

Декабрь

1. «Кресло»

Цель:

  1. Учить детей  строить кресло из шести кирпичиков: к двум лежащим плашмя кирпичикам приставить два кирпичика, поставленных   вертикально на меньшее ребро, а по бокам два кирпичика,                                 поставленных на большее ребро (подлокотники).
  2. Учить правильно, называть постройку: кресло, предложить обыграть её: посадить в кресло мишку.
  3. Учить детей рассказывать о постройке и выполняемых действиях с ней.

2. «Кровать»

Цель:

  1. Предложить детям построить кровать из трёх кубиков и двух     кирпичиков: к трём кубикам приставить два кирпичика, поставленных вертикально на меньшее ребро, в виде спинок.
  2. Учить называть постройку и детали строительного материала.
  3. Развивать умение обыгрывать постройку: уложить куклу спать, спеть песенку: «Баю-баю-баю, куколку качаю. Куколка устала, целый день играла».

Январь

1. «Лесенка из кубиков»

Цель:

  1. Учить детей приёму накладывания однородных деталей: кубиков.
  2. Закрепить умение различать цвет строительного материала.
  3. Учить понимать слова и выражения: «красный кубик», «синий кубик», «лестница», «ступеньки», «вверх», «вниз», «кукла идёт», «кукла прыгает».
  4. Развивать у детей желание общаться, учить игровым действиям.
  5. Вызвать у детей радостное настроение, приговаривая:

                                                       «Построим мы лесенку, на лесенке ступеньки.

                                                       Машенька по лесенке взобралась высоко.

                                                       Сидит высоко Машенька и распевает песенку:

                                                       -Я сижу на лесенке, мне очень хорошо».

2. «Домик»

Цель:

  1. Учить детей строить домик из трёх кирпичиков и двух трёхгранных  призм.
  2. Познакомить с новой деталью: призмой.
  3. Развивать глазомер, координацию движений.
  4. Закрепить знания основных  цветов.
  5. Развивать у детей умение называть постройку и обыгрывать её.
  6. Предложить детям рассказать, что они построили и кто живёт в нём.  
  7. Прочитать стихотворение: «Это чей, это чей,

                                                              Новый дом из кирпичей?

                                                           Это дети строят дом,

                                                           Чтобы куклы жили в нём.»

Февраль

1. «Горка»

Цель:

  1. Продолжать учить детей создавать постройки из разного вида деталей строительного материала, закрепить умение различать кубик, кирпичик и трёхгранную призму.
  2. Научить малышей строить горку из шести кубиков, кирпичика и трёхгранной призмы.
  3. Закрепить цвет строительного материала.
  4. Продолжать учить детей строить простые предложения: «Кукла поднимается по лесенке», «зайка катиться с горки».

2. «Башенка и лесенка»

Цель:

  1. Учить детей одновременно строить башенку из кубиков и лесенку из кирпичиков.
  2. Продолжать учить различать и называть строительный материал.
  3. Развивать у детей умение называть постройку, обыгрывать её, сопровождая, словами: «Прилетела птичка и села на башенку», «По лесенке вверх поднимается куколка».
  4. Учить малышей сопровождать свои действия с постройкой и образной игрушкой рассказом.

Март

1. «Короткая скамейка»

 

Цель:

  1. Учить детей делать перекрытие на устойчивой основе, строить скамейку из двух кубиков и кирпичика.
  2. Развивать у детей глазомер.
  3. Учить находить сходство между своими постройками и окружающими предметами.
  4. Побуждать детей к общению с воспитателем и сверстниками.
  5. Активизировать словарь детей: короткая скамейка, зайка сидит на скамейке.
  6. Вспомнить стихотворение А.Барто «Зайка».

2. «Длинная скамейка»

Цель:

  1. Продолжать учить детей делать перекрытие на устойчивой основе, строить скамейку из четырёх кубиков и пластины.
  2. Закрепить умение различать и называть строительный материал: кубик, пластина.
  3. Обыграть с детьми постройку: на скамейку посадить матрёшку, под скамейку собачку.
  4. Закрепить умение строить простые предложения: «Матрёшка сидит на скамейке», «Собачка сидит под скамейкой».

Апрель

1. «Дорожка»

Цель:

  1. Продолжать учить детей производить элементарные действия с однородным строительным материалом: плотно приставлять кирпичики друг к  другу узкой короткой гранью.
  2. Учить выделять деталь: кирпичик. Закрепить цвет.
  3. Продолжать учить правильно строить простые предложения: «Мишка идёт по дорожке в гости»,
  4. Побуждать малышей играть вместе: построить рядом две дорожки: «Кукла Таня идёт в гости к кукле Оле».

                             -

2. «Ворота и скамейка»

Цель:

  1. Учить детей строить ворота из двух кирпичиков, поставленных на меньшее ребро и пластины, а скамейку из двух кубиков и кирпичика.
  2. Учить строить несколько объектов одновременно и связывать их единым содержанием.
  3. Понимать и правильно употреблять слова: высокая, низкая.
  4. Развивать у детей умение играть с постройкой: прокатывать через ворота машинку, остановить её возле скамеечки, сопровождая свои  действия рассказом.

5.   Закрепить умение делать перекрытие на устойчивой и менее устойчивой основе.

Май

1. «Автобус»

Цель:

  1. Упражнять детей в элементарных способах конструирования: строить автобус из трёх кубиков, поставленных на некотором  расстоянии друг от друга и двух длинных пластин, положенных                               снизу и сверху на кубики.
  2. Учить различать детали, называть их.
  3. Развивать речевую активность детей: на автобусе едет мишка.

2. «Трамвай»

Цель:

  1. Закрепить умение сроить из трёх кубиков, поставленных на некотором расстоянии друг от друга и двух длинных пластин, положенных снизу и сверху на кубики, на верхнюю пластину поставить призму
  2. (дуга).
  3. Развивать у детей точность движений и глазомер.
  4. Побуждать детей в играх воспроизводить несложный сюжет.
  5. Предложить рассказать о своей постройке.
  6. Вызвать у детей радостное настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные этапы психического развития ребёнка раннего возраста

Консультация на тему:«Основные этапы психического развития ребёнка раннего возраста»....

Статья «Развитие ребёнка раннего возраста»

На протяжении 9 лет я работаю с детьми ясельного возраста. Группа детей в возрасте с двух до трёх лет.    В раннем возрасте ребёнок много чему научился, он освоил ходьбу, разнообразные дейс...

«Роль матери и отца в развитии ребёнка раннего возраста»

раскрыть особенности влияния родителей на психическое развитие детей раннего возраста; определить разницу отцовского и материнского воспитания; помочь родителям лучше понять своего ребёнка; выработать...

Буклет. Психологические особенности развития ребёнка раннего возраста. Безопасность ребёнка раннего возраста.

Буклет. Психологические особенности развития ребёнка раннего возраста. Безопасность ребёнка раннего возраста. Информация для родителей....

Консультация для воспитателей групп раннего возраста на тему: «Игрушка как средство общения и психического развития ребёнка раннего возраста»

Игрушка является главной частью окружающей действительности, когда у малыша ещё не достаточно развита речь, он пользуется взглядом, мимикой, жестом указывая на заинтересовавшую его игрушку. Во взгляде...

Общение. Его роль в развитии ребёнка раннего возраста, формы, средства. Сотрудничество — как форма организации общения в раннем детстве.

Презентация по теме:"Общение. Его роль в развитии ребёнка раннего возраста, формы, средства. Сотрудничество — как форма организации общения в раннем детстве."...