Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук"
консультация (младшая группа) по теме

Васюкова Татьяна Викторовна

"Ум ребенка - на кончиках его пальцев"

 

P/S Данные восстановлены с сайта Klen1244.ru

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchiki.docx50.09 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад № 1244 « Кленовый кораблик»

Консультация для родителей младшей группы:

«Развитие мелкой моторики рук.»

Подготовила и провела                                            Васюкова Т.В

27 сентября 2012 года


Моторика руки и цвет неразрывно связаны

"Ум ребёнка - на кончиках его пальцев"

В.И. Сухомлинский.

Как  известно ,рисование является одним из важнейших средств познания окружающего мира и развития знаний эстетического восприятия.

И ведь оно так неразрывно связано с творческой деятельностью ребёнка. Детское рисование - заключает в себя большие возможности. Оно является средством эмоционального, эстетического, умственного развития детей.

В процессе рисования совершенствуются все психические функции: память, воображение, зрительное восприятие - развитие глазомера, мышление - умение анализировать, сравнивать, сенсорное восприятие, у детей совершенствуется эстетическое восприятие, художественный вкус, развивается наблюдательность, творческие способности.

Рисунок - продукт изобразительной деятельности ребёнка, он позволяет выделить основные проблемы в процессе изобразительной деятельности, но и с другой стороны, найти пути их решения.

Одной их важнейших проблем в рисовании - является недостаточное развитие мелкой моторики, и мелкой моторики рук. И ведь это встречается практически у всех детей. А это во многом сдерживает ход и творчества, и общий уровень сенсорного развития, в особенности речь и мышление.

Как мы уже знаем, мышцы рук выполняют три основные функции:

 Органов познания;

 Органов движения;

 Аккумуляторов движения (мышц и других органов).

Если ребёнок играет какой-либо игрушкой, то мышцы и кожа рук в это время заставляют и мозг, и глаза осязать, видеть, запоминать, различать: Руки не просто трогают, они познают, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительным, обонятельным, слуховым в сложные образы.


Современные учёные утверждают - работа пальцев развивает речь. Отсюда вывод: рисовать детям необходимо, так же как и разговаривать. Ну а для того чтобы развить кисти, в работе следует использовать различные пальчиковые гимнастики. Они могут быть и в стихотворной форме, а можно придумать самим, что-нибудь оригинальное. Например:        тактильные ощущения, которые так необходимы детям в течение дня, можно при помощи игр - массажа воплотить в действительность.

А сколько игр создано для того, чтобы ребёнок мог обследовать руками, это и "Волшебный мешочек", и "Что лежит в чёрном ящике". Было бы лишь желание.

На протяжении всего дошкольного возраста, развитие моторики руки играет огромное значение для развития творчества детей.

А так как детям нужно рисовать, то и цвет играет огромное значение для развития творчества детей. Ведь именно яркие цвета стимулирует у детей желание взять в руки либо карандаш, либо краски. В изобразительной деятельности на детей производят огромное впечатление цвета материалов, которыми они собираются пользоваться.

По-разному относятся дети к передаче цвета в рисунке. Некоторые дети проявляют к нему большой интерес, используют цвет как средство украшения всего рисунка. Для кого - то цвет как бы, не существует, они всё решают одним тоном. Это можно увидеть в младшем возрасте, и у детей которым лишь бы нарисовать. Ну а некоторые, уже в определенные цвета просто влюбляются, это видно в их рисунках, и даже в одежде (старший дошкольный возраст), дети воспринимают цвет увлечённо, радуются яркой окраске, замечают эти цвета в предметах, которые их окружают.

Рассматривая рисунки детей, можно увидеть, что дети не считают обязательным, чтобы цвет в рисунке соответствовал настоящей окраске какого-нибудь предмета. Но это совсем не означает, что ребёнок дальтоник, либо у него какие - то отклонения, просто так ему захотелось.

Ребёнок увидел свою красоту. Цвет, видоизменяясь, обогащаясь, надолго остаётся очень значимым в изобразительной деятельности детей.


Многие родители задаются вопросом, когда и как начинать учить малыша рисовать? Самим учить или лучше сразу отдать ребенка в художественную школу? Нужно ли вообще учить своего кроху рисованию?

Сразу хочется отметить, что обучение рисованию помогает детям правильно развиваться психически и физически. Так как во время рисования у ребенка развиваются сложные движения рук, что стимулирует развитие речи. Работая руками (рисование, лепка, аппликации и т.д.) у ребенка активно развивается пространственное мышление, глазомер, зрительная и моторная координация. Так что начинать рисовать с малышом можно начиная с 6 месяцев, хотя никогда не поздно начать обучение ребенка рисованию. До трех лет ребенок не нуждается в систематическом обучении рисованию. Маленький ребенок начинает «малевать» на всем, что попадается ему под руку. Не стоит ругать его за это, этим вы можете отбить охоту к рисованию, важно предоставить возможность развитию его навыков. Вам стоит вместе с ним купить краски, бумагу, создать удобное для него место и вместе с ним начать рисовать. Очень важно хвалить все, что сделает ваш малыш, этим вы только подогреете интерес к этому занятию. В рисунке ребенок выражает весь свой внутренний мир. Не зря все детские психологи не оставляют без внимания рисунки детей. Важно не только то, что нарисовал ребенок, но и какие цвета он при этом использовал. Детям достаточно сложно выразить свое состояние в словах, им легче это сделать с помощью рисунка. Для рисования с ребенком подойдут и мелки, и карандаши, и краски, и фломастеры, и даже уголь, а также все то, что способно рисовать. Начинать лучше с акварельных красок, перед рисованием можете смочить лист водой. Краски будут лучше растекаться, и процесс покажется малышу интереснее, т.к. смешиваясь, краски будут создавать новые цвета. Это лучше делать до того как ребенок научиться создавать более четкие формы.

Важно помнить, что для дошкольника важнее процесс, чем результат. Поэтому сделайте это процесс как можно более комфортным для него. Большинство родителей хотят научить ребенка в рисунке отображать реальный мир, что в корне неправильно. Дайте возможность изобразить свое видение реальных предметов, это поможет развить его воображение. Вы можете просто направлять ребенка в рисовании. Старайтесь поговорить с ребенком о том, что он нарисовал. Что это, почему именно такими красками, если, на ваш взгляд, он сделал что-то неправильно, узнайте, почему? Очень полезно ходить с ребенком на выставки картин и рассматривая обсуждать их.


В художественную школу можно отдавать ребенка уже с 5-6 лет, но многие родители желают, чтобы это был более сознательный выбор ребенка, и отдают их туда уже в 11-13 лет. В любом случае, необходимо подготовить ребенка, что в художественной школе не будет столько свободы в рисовании и будет более систематизированное и подверженное большему количеству правил обучение.

Перед тем, как вы в первый раз начинаете рисовать с малышом покажите ему как водить кистью, как ее держать. Можете провести сухой кистью по руке ребенка. Для первых уроков лучше использовать мягкие и широкие кисти. Во время рисования необходимо оборудовать специальное место, накрыть стол клеенкой и надеть вещи, которые не жалко испачкать. Если вашему ребенку меньше трех лет, важно чтобы краски были безвредными, ведь не секрет, что маленькому художнику захочется попробовать их «на зубок». Приобретайте только нетоксичные краски, специально предназначенные для детей до трех лет. Вначале малышу будет удобнее начать рисовать пальчиками. В принципе это сложно назвать рисование, но это поможет ему узнать о красках и это будет первый этап в учении рисованию. Для самых маленьких удобнее рисовать на стенах или на полу. Не ограничивайте малыша. Наклейте на стены большие листья ватмана, или уложите их на пол. Если малыш хочет что-то нарисовать, но не знает как, не стоит ему предлагать способы рисования. Покажите ему этот предмет, пусть он его рассмотрит и сам попробует найти тот вариант, которым он его нарисует. Т.е. если ребенок хочет нарисовать дом, то не стоит учить его рисовать квадрат, на нем треугольник и т.д. просто рассмотрите с ним дом, пусть он изучит его и рисует сам. Этим самым вы не ограничиваете его фантазию. Гуляя с ребенком 4-7 лет стоит обратить внимание на небо, деревья, животных, людей, выделить самое интересное, понаблюдать, обсудить и, придя домой, попробовать отобразить это в рисунке. Ребенок станет более внимателен к деталям, это поможет ему научиться выделять из серой массы нечто необычное и интересное.

Получайте от уроков рисования удовольствие вместе с ребенком. Рисуйте всей семьей, это подарит вам незабываемые минуты радости!


Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму - то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.

Игры с предметами домашнего обихода

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.

Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями,        приговаривая:

"У сосны у пихты у елки Очень колкие иголки.  


Изобразительная деятельность дошкольников, ее использование в

подготовке к обучению в школе

"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок,” - утверждал В.А. Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства.

В изобразительной деятельности ребенок само выражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционных - дидактических методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений.

Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, - немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудище. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответсвующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов @Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он устал, расстроен

@ Интересуйтесь жизнью и деятельностью вашего ребенка в детском саду

@ Не критикуйте ребенка


Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. ’’Ходить" можно поочередно, то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

"В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят ".

Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы ".


То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д. Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш! ".

Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

"Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку".

Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

"Я катаю мой орех

Чтобы стал круглее всех".

Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

Попросите ребёнка обвести карандашом контуры своей руки. Дальше ваша фантазия позволит превратить эти контуры в веселые рисунки: в осьминога, ежа, птицу с большим клювом, клоуна, рыбу, солнце и г. д. Пусть малыш раскрасит эти рисунки.


Игры - шнуровки Марии Монтессори:

развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

  • развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий ’’вверху”, ’’внизу”, ’’справа”, ’’слева”;
  • формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
  • способствуют развитию речи;
  • развивают творческие способности.

  • В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки(мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

Познают мир ’’руками” не только крохотные малыши - игрушки, которые требуют

работы кисти, пальцев полезны и детям постарше. Мария Монтессори почти что лет назад давала своим детям кусочки кожи с дырками и шнурки - и руки развивает, и сосредотачиваться учит, и в жизни пригодится. Нам, в отличие от Монтессори, не придется сидеть с ножницами и тряпочками. Можно просто купить "игру-шнуровку” - набор из разноцветных шнурков и башмака, пуговицы, ’’куска сыра” или какой-нибудь еще деревянной штуки с дырками. Иногда к ним прилагается еще и деревянная иголка. Представляете, как приятно девочке заполучить запретные иголку с ниткой и стать ’’совсем как мама”.

Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.


Рекомендации для родителей

Ежедневно ребенок открывает для себя новое в окружающем его мире. Этим открытием он стремится поделиться с близкими: родителями, бабушкой, дедушкой, братьями и сестрами. Все, что увидел, что взволновало его, малыш отражает в игре, речи, рисовании...

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической деятельностью ребёнка.

Уважаемые родители, помогите Вашему малышу познать мир прекрассного :

Посещайте с детьми художественные музеи и выставки.

 Станьте для них экскурсоводом: познакомьте их с достопримечательностями Вашего района, города.

 Вместе читайте книжки, рассматривайте картинки, лепите, рисуйте, конструируйте.

 Поощряйте старания малыша: подбадривайте, хвалите, одобряйте его творчество.

 Не критикуйте ребенка.

 Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.

 Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он устал, расстроен.

 Будьте терпеливы и снисходительны к малышу.

 Поинтересуйтесь, чему научился ребёнок в детском саду, что нового узнал.

 Можно организовать дома уголок юного художника: в доступном для ребёнка месте расположите художественный материал, бумагу, иллюстрированные детские книжки, раскраски и т. д.

 Экспериментируйте вместе: смешивайте краски для получения новых цветов и оттенков, пробуйте соединять в одном рисунке разные техники и материалы: уголь и гуашь, восковой мелок и акварель и др. Можно порисовать пальчиками, ватными палочками, поролоновыми кусочками и т.п.

 Занимаясь с малышом, используйте художественное слово:        потешки, прибаутки, стихи, песенки, фрагменты сказок и т. п.

Желаем удачи и

творческую успехов!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей"

Консультация необходима родителям и воспитателям средней группы....

Консультация для родителей"Развитие мелкой моторики рук ,как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями"

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста с  ограниченными возможностями здоровья....