Негативные родительские послания (запреты).
статья на тему

Дозорова Ольга Геннадьевна

Родители хотят видеть своих детей счастливыми и успешными. Однако необдуманные высказывания взрослых могут заложить в детское подсознание программу, которая мешает ему в дальнейшем вырасти полноценной личностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neobdumannye_roditelskie_zaprety.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Негативные родительские послания (запреты).

Родители хотят видеть своих детей счастливыми и успешными. Однако необдуманные высказывания взрослых могут заложить в детское подсознание программу, которая мешает ему в дальнейшем вырасти полноценной личностью. Различные психологические установки и запреты родителей закладываются в подсознание ребенка до 6 лет и предопределяют потом всю его оставшуюся жизнь. Такие родительские «послания» формируются из вполне конкретных слов и действий.

Как мы часто необдуманно бросаем сыну или дочке: «Отстань от меня, что ты за наказание, глаза бы мои на тебя не глядели! Если бы не ты, я бы сделала то-то и то-то и моя жизнь была бы лучше». Своими высказываниями мы даем понять ребенку, что его существование для нас обременительно.

Мы формируем у него запрет на существование. Ребенок начинает испытывать чувство вины за свое появление, ощущает себя ненужным, вечным должником. «Без вины виноватым»,во взрослой жизни он будет чувствовать себя несчастным, может пристрастится к алкоголю и наркотикам.

Часто бывает, что родители ждали мальчика, а родилась девочка. Или наоборот. «Я хотел ходить с сыном на рыбалку, но у меня дочка. Ну почему ты не мальчик?» Так  у ребенка появляется запрет быть самим собой, который ведет к постоянному недовольству, ощущению собственной никчемности и зависимости от мнения других. Позже такое состояние может перейти в затяжную  депрессию.

Если родители хотят играть в  ребенка как в игрушку, то появляется запрет на взросление. «Тебе еще рано», «Не торопись взрослеть», «Ты еще маленький», «Жизнь – нелегкая штука». Такое послание часто адресовано для младших или единственных детей в семье. Родители страшно любят маленького, беспомощного ребенка, их безумно пугает взросление чада, т.к. им хочется постоянно ощущать свою нужность. Поэтому ребенок делает неосознанно выбор как можно дольше не взрослеть и оставаться маленьким, зависимым, беспомощным, т.к. это гарантирует любовь родителей. Вырастая, такие дети избегают ответственности, капризны, эгоцентричны, не умеют преодолевать трудности, пассивны и чрезмерно сосредоточены на себе, имеют большие ожидания и претензии к окружающим.

Когда родители заняты только собой, в ситуации развода, в многодетных семьях часто можно услышать в адрес детей: «Ну что ты как маленький!», «В твоем возрасте знаешь, что я могла…», «Ты уже не ребенок, хватит ныть». Ребенок понимает, что взрослым быть хорошо, а ребенком – нет. Это запрет быть ребенком. Такой малыш часто перегружен домашними делами, ответственностью за младших детей в семье. У такого ребенка обострено чувство долга и требовательности по отношению к себе и другим, не доверяя окружающему миру, он стремится все контролировать, испытывает хроническую раздражительность и неудовлетворенность.  В будущем у него возникнут  трудности в общении с собственными детьми - ведь он станет требовать от них взрослого поведения.

Запрет на мысли формируют у ребенка такие слова : «Не думай», «не умничай», «Подрастешь - узнаешь», «Хочешь быть умней отца?». Все это говорит об интеллектуальной несостоятельности родителей. Родитель это делает из зависти к ребенку, который пошел дальше родителей, он высмеивает домыслы своего чада. У такого ребенка блокируется способность к размышлению, а также не формируется собственное мнение. Такие люди во взрослой жизни крайне беспомощны при разрешении возникших проблем и склонны совершать необдуманные поступки.

 «Много хочешь – мало получишь», «Не хочется, а придется», «Как не стыдно плакать», «Бог терпел и нам велел», «Жизнь – тяжелая штука», «Не смейся, как бы плакать не пришлось», «Только слабые бояться » - такие высказывания формируют  запрет на желание и чувства.

 Ребенок делает вывод, что хотеть чего-то – это очень плохо, а выражать свои желания вслух – вообще недопустимо. В будущем он  вырастает человеком с убитыми чувствами и желаниями, с садистическими наклонностями, он заставляет делать всё через «не хочу» не только себя, но и своих детей и партнера по браку. Такой человек живет головой, ему невдомек, что чувствуют другие и тем более он сам. Постоянное подавление эмоций нередко приводит к психосоматическим заболеваниям (гипертонии, аллергии, мигреням и т.д.).

«Ничего не делай, а то испортишь», «Не делай, я все сама сделаю», «Не высовывайся», «Тебе что, больше всех надо?». Это типичный запрет на действия и инициативу. Часто родители используют слова, ведущие к сценарию: «всегда», «никогда», «опять». Такое послание чаще возникает в семьях, где рождается поздний ребенок, в основном воспитывается мамой и бабушкой. Ребенок усваивает, что проявлять инициативу и действовать небезопасно. Родители все делают за любимое чадо, полностью блокируя его активность и инициативу. Став взрослым, человек избегает любой ответственности и затруднений, крайне инфантильный и пугливый, постоянно откладывает важные дела на «потом», не умеет планировать распорядок дня, всегда опаздывает, ничего не успевает, не уверен в собственных силах. 

 Чтобы тебя любили, надо быть больным. Тогда ты - смысл жизни мамы, твои желания исполняются, всё внимание тебе. Такую истину усваивает ребенок из запрета на здоровье. Это послание часто получают дети, о которых заботятся намного больше во время их болезни, а в остальное время ребенок ощущает дефицит внимания. Это справедливо и для психических расстройств: ребенок может получать поглаживания лишь тогда, когда ведет себя как сумасшедший. В подобных случаях делается вывод: «Чтобы получать внимание, я должен болеть». Во взрослой жизни человек, имеющий такое приказание, будет болеть, когда не все идет гладко дома или на работе.

Я остановилась на самых распространенных родительских установках и запретах. Что с ними делать? Проанализируйте, каким тоном вы разговариваете с ребенком, что говорите, как действуете в непростых ситуациях. Если вы узнали свои слова и действия в этих «родительских посланиях», то постарайтесь их не использовать. Начните контролировать себя, взвешивайте каждое слово, научитесь любить и понимать своих детей.

Если сравнивать с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.  

Запомните:

  • если ребенок живет во вражде – он учится быть агрессивным;
  • если ребенка высмеивают, то он становится замкнутым;
  •  когда ребенка постоянно критикуют – он учится ненавидеть;
  • ребенок растет в упреках – он учится жить с чувством вины.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские высказывания и их скрытые послания

Консультация для родителей на тему их общения с детьми, распространённых фраз, которые могут нанести вред психическому развитию ребёнка и альернативных выражений, которые помогут развиваться малышу пр...

ПРИНЦИПЫ РОДИТЕЛЬСКИХ ЗАПРЕТОВ

ПРИНЦИПЫ РОДИТЕЛЬСКИХ ЗАПРЕТОВ...

"ПРИНЦИПЫ РОДИТЕЛЬСКИХ ЗАПРЕТОВ"

laquo;Одни говорят, что детям нельзя ничего запрещать… Другие – надо держать в ежовых рукавицах… Что делать родителям? Как найти золотую середину в постановке, чтобы обезопасит ре...

Консультация для родителей младшего дошкольного возраста «Благоприятная и негативная родительская любовь»

Цель: повышение педагогической грамотности родителей.Что такое родительская любовь? Какие у нее составляющие? Можно ли ее измерить? Это врожденное качество или его можно развить? Есть ли «норма...

Анкета "Негативные родительские установки"

Цель: выявление влияния на профессиональную деятельность негативных родительских установок для самоанализа эмоционального состояния работников ДОУ....