"Развитие внимания у детей"
консультация (младшая группа) на тему

Ершова Надежда Валерьевна

Каждому из нас приходилось встречать людей и необычайно наблюдательных, и удивительно рассеянных. В чём же дело? Почему так происходит? Как помочь ребёнку не стать "рассеянным с улицы Бассейной" ?

В основе такого полезного качества, как наблюдательность, лежит внимание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №67 общеразвивающего вида

 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга

Консультация для родителей на тему:

« Развитие внимания у детей »

подготовила воспитатель 

Ершова Надежда Валерьевна

Санкт - Петербург

2015

Развитие внимания у детей  

 Внимание — психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребёнком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определённых объектах.

Из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, благодаря работе внимания ребёнок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него.

 Выделяют 1- внешнее внимание, обращённое на предметы и явления окружающего мира, на действия других людей.

 2- внутреннее внимание, которое направлено на его собственные мысли и переживания.

 Внимание бывает непроизвольным — отличается стихийностью возникновения, отсутствием усилий для его появления и сохранения. Случайно возникнув, оно может тут же угаснуть. Самое раннее в развитии человека. Это как бы реакция на раздражитель: внезапный звук, яркий предмет, любое движение.

Только на шестом году жизни ребёнок сам начинает управлять собственным вниманием, заставляя себя сосредотачиваться на чём-либо важном и нужном, жертвуя занимательным и интересным. Вид внимания, при котором человек ставит перед собой сознательную цель сконцентрироваться на чём - либо, называется произвольным. Маленьким деткам это трудно, поэтому воспитатели и учителя в школе часто повторяют «сигнальные» слова: «Глазками посмотрели», «Запомните», «Слушайте внимательно».

Удерживать долго произвольное внимание трудно даже взрослому с тренированной волей. Каково же ребёнку?! Между тем процесс обучения в школе ориентирован в основном на произвольное внимание, поэтому его надо воспитывать и тренировать.

 Часто бывает так, что занятия, которые вначале требовали волевых усилий, сосредоточения внимания, становиться потом интересными и увлекают ребёнка. Произвольное внимание при этом переходит в постпроизвольное, в котором смешиваются характерные признаки как произвольного, так и непроизвольного внимания. Оно сочетает в себе лучшие свойства того и другого: не утомляет, не заставляет включать волю и в тоже время организует деятельность ребёнка и включает цепочку познавательных процессов: восприятие,память, мышление.

Тренировку внимания начинаем с самого раннего детства с развития наблюдательности. Это возможно в любой момент жизни. Просто нужно почаще обращать внимание ребёнка на конкретные вещи: « Красиво сделано, да?», « Посмотри, какие облака ! На что они похожи?». Развитие наблюдательности можно превратить в весёлую и занимательную игру. Например, предложите ребёнку заметить и запомнить спрятанные под салфеткой предметы, когда вы их откроете сначала на 2 минуты, потом на 1 минуту, потом на 30 секунд (предметов не должно быть больше семи, и дети, безусловно должны их знать). Дети с восторгом воспринимают это предложение.

 Очень важно воспитывать готовность ребёнка быть внимательным всегда. Конечно, для детей это также должна быть ситуация игры. Например, закройте ребёнку глаза и попросите описать, как вы сегодня одеты. Какого цвета занавески? Сколько цветов на окне? Неожиданные вопросы полезны потому, что помогают организовать и дисциплинировать внимание ребёнка. Дело в том, что его внимание рассеивается, направленность внимания на что - либо всё время подвергается «атакам» многих раздражителей. Вопросы взрослого помогут справиться с этими отвлечениями.

Заметно развивает наблюдательность целенаправленное совместное рассматривание и обсуждение картинок, в том числе их деталей.

 Во-первых, каждый ребёнок обладает разными природными задатками: скоростью нервных процессов, быстротой переключения с одного процесса на другой, степенью активности и утомляемости. Понятно,что быть наблюдательным (восприимчивым) легче тому, у кого более лобальная, подвижная психика. Другое дело, что к счастью, любое качество можно развивать — только потолок у каждого свой.

 Во-вторых, более наблюдательные, как правило, оказываются и более любознательными, а в основе этого качества лежит «интеллектуальная активность», которая, является врождённой.

 В-третьих, рассеянность не обязательно означает общую несобранность внимания. Иногда это результат высокой концентрации внимания на каком-то одном предмете (как у «рассеянного профессора») или на своём внутреннем мире, переживании.

 В-четвёртых, на развитие внимания влияют, несомненно, психологические факторы: способы воспитания и обучения ребёнка, стиль отношений с взрослыми и сверстниками, возможности реализации способностей ребёнка.  

Например, сильная опека подавляет не только инициативу, но и волю ребёнка, которая, как мы помним лежит в основе произвольного внимания. И, напротив, бесконтрольный ребёнок просто не умеет организовать своё внимание, у него нет такого опыта. И вот самая частая характеристика ребёнка в школе: «способный», но невнимательный. Или того хуже - «ленивый».

 В-пятых, на умственную деятельность, в частности на внимание, влияют неполноценное питание, авитаминоз, недостаток микроэлементов, хронические и инфекционные заболевания, глисты... Они могут стать причиной рассеянности или постоянного отставания ребёнка в своём развитии.

Справедливости ради нужно заметить, что говорить о развитии какого-то одного, отдельно взятого качества или психического процесса можно только теоретически. Человеческая психика - гармоничное сочетание, переплетение множества качеств, свойств, процессов, перетекание и превращение одного в другое. Воспитываем внимание — обеспечиваем лучшее восприятие, память, формируем характер. Заботимся о наблюдательности — даём пищу для мышления, понимания, собственного мнения. И так — во всём.

Используемая литература:

  1. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1989г.
  2. Выготский Л. С. Психология развития человека. - М.: Эксмо, 2005г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов детского сада на тему «Внимание. Виды внимания. Особенности развития внимания у детей»

"Внимание можно уподобить лучу прожектора, при этом в роли прожектора выступает наше сознание. В освещенном круге оказываются далеко не все предметы вокруг нас, а только те, которые нас интересуют." Д...

Консультация для родителей: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Пять подсказок для развития внимания у детей»

Под вниманием понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у дошкольников. [[{"type":"media","view_mode":"...

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. В группу риска по всем показателям попадают дети ...

Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.Игра «Повторяй за мной».Цель: развитие активного произвольного внимания.Содержание: дети,...

Развитие внимания у детей старшего возраста с задержкой психического развития

Развитие внимания у детей старшего возраста с задержкой психического развития...

Консультация «Развитие внимание у детей с ТНР» Совместное преодоление отклонений в развитии дошкольника»

Консультация «Развитие внимание у детей с ТНР» Совместное преодоление отклонений в развитии дошкольника»...

ВНИМАНИЕ. Главные составляющие. Игры для развития внимания у детей дошкольного возраста.

Виды и компоненты внимания по возрастам. Игры и упражнения направленные на развитие внимания у детей дошкольного возраста....