Как приучить ребёнка читать?
консультация (старшая группа) на тему

Поморина Наталья Валентиновна

 Выступление на родительском собрании. Советы родителям о пользе чтения и о том, как помочь ребёнку полюбить книгу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАК ПРИУЧИТЬ РЕБЁНКА ЧИТАТЬ.

Вопрос как приучить ребёнка читать, очень актуален на сегодняшний день. С раннего возраста дети привыкают получать информацию и развлекаться при помощи телевизора, а в последние годы и интернета. Если ребёнок не привык к чтению, как к процессу, с детства, трудно будет что-либо изменить в старшем возрасте.

Часто можно слышать, как родители школьников жалуются, что ребёнок совсем не хочет читать. Бывает сложно уговорить ребёнка даже прочитать что-то из художественной литературы, заданное ему в школе.

Никакие уговоры и объяснения в такой ситуации не помогают. Что же можно сделать, чтобы избежать такой ситуации? Как научить ребёнка получать удовольствие от чтения литературы?

Во-первых, чтобы не попасть в подобную ситуацию в будущем, необходимо с самого раннего детства знакомить ребёнка с книгой и обучать бережному к ней отношению.  Специальные книжки, напечатанные на картоне, ребёнку можно начинать читать уже тогда, когда он только научился сидеть.

К выбору первой книги следует подходить ответственно. Сейчас имеется большой выбор различной детской литературы, но не вся она так хороша, как может показаться на первый взгляд.

Встречаются как некачественные иллюстрации, неумело сделанные с помощью компьютерной графики и способные скорее запугать, чем заинтересовать ребёнка, так и невразумительные тексты, и стихотворения без рифмы и ритмики. Поэтому книгу, покупаемую малышу, лучше первый раз открыть не с ним дома, а уже у прилавка до её покупки.

Ребёнку будет, конечно же, интересно взять в руки книжку, посмотреть, что это такое и что с этим можно делать. В продаже есть книги, на страницах которых расположены врезки из различных материалов, например, из искусственного меха, или книги с передвигаемыми деталями.

Подобные элементы способствуют развитию малыша, дают представление о различных тактильных ощущениях.

Наиболее популярными авторами литературы, покупаемой для дошкольников, были и остаются Чуковский К., Маршак С., Барто А. и другие советские писатели. Из современных писателей я бы порекомендовала, например, сказки Сергея Козлова, которые очень нравятся детям. В них много выдумки и фантазии и в то же время они такие простые и добрые. Можно рекомендовать книги поэта и сказочника Виктора Лунина, у него есть хрестоматия для дошкольников. Совершенно замечательны книги Марины Дружининой, например, серии «Маленький забавный мир», в них много развивающих заданий, картинок. (демонстрация родителям книг и журналов для детей).

Сейчас продается много классической литературы в аудио формате и можно предложить ребёнку в свободное время, например, во время поездки, прослушать интересную книгу. Кроме того, такой метод получения информации, развивает аудиальное восприятие ребёнка. Также можно вызвать интерес к произведению при помощи просмотра спектакля или фильма, созданного по его мотивам. После просмотра можно устроить обсуждение увиденного и заметить, что многие моменты более ярко и содержательно описаны именно в самой книге.

Но всё же, ничто не заменит осязательного и зрительного восприятия книги, ощущения запаха книги и шелеста её страниц.

 

 Что же все-таки читать собственному ребёнку? Как правильно сделать выбор? Как сделать так, чтобы малыш подружился с книгой? Существует три универсальных правила, которые сделают чтение приятным, полезным и запоминающимся.

1. Во-первых, высокое качество оформления издания. Когда мы говорим об оформлении, то подразумеваем и качество бумаги, и шрифт, и самое важное - иллюстрации. Ребенок выбирает книгу иначе, чем взрослый, самое главное, чтобы там были красивые картинки. А потому выбирайте книги с живыми иллюстрациями, которые говорят именно про эту книгу.

   Самое главное заключается даже не в том, графика это, или рисунок художника, самое важное, чтобы иллюстрации жили в книге и вместе с ней. Грустно, когда один и тот же зайчик сидит на четырёх страницах подряд, и все тоже солнышко улыбается абсолютно одинаково, что в начале, что в конце книги.

2.        Второй критерий – качество текста. Лучше всего начинать с книг, проверенных временем, и это правило абсолютное для любого возраста. Пожалуй, здесь есть только одно «но». Остерегайтесь некачественных адаптаций и сокращенных вариантов, так, что и не поймёшь о чём эта сказка. Сюжет есть, волшебства нет…. Сказка рассыпается и становится     обыкновенной, ничем не примечательной историей.

    Что касается современной детской литературы, то к выбору надо подходить осторожно. Никто не отрицает, что сегодня появилось огромное количество очень хороших детских писателей, мастеров своего дела. Никто не станет отрицать и того, что каждому поколению нужен свой герой-современник, нужен свой автор. Этим объясняется отсутствие интереса у современных детей к книгам о пионерах, и они зачитываются детскими детективами и Гарри Поттером.

     Вообще, читающий ребёнок – это человек ищущий, и Вы в некотором роде можете быть за него спокойны, он обязательно найдет и хорошую книгу, и хорошего автора. Ваша роль как родителей здесь самая незначительная и в тоже время самая важная – быть рядом и разговаривать с ребёнком.

3.         И вот тут рождается третий принцип. Выбирать книгу надо вместе с ребёнком, читать надо вместе с ребёнком, пусть по чуть-чуть, но каждый день. Как это не банально звучит, но это действительно так. Обаяние сказки тем сильнее, чем тише свет в детской комнате и выразительнее чтение мамы или папы на ночь.

     Это простое правило позволяет достичь главного – ребёнок вырастет настоящим книгочеем, разносторонним и интересным человеком. А привязанность к чтению, приобретенная в детстве, вряд ли исчезнет с течением времени.

 Немаловажным является личный пример родителей, который поможет приучить ребенка читать!

     Если с самого детства ребёнок видит, как мама и папа коротают вечер за вечером перед телевизором или компьютером, то вряд ли стоит ожидать, что он возьмет книжку и пойдет в другую комнату ее читать. Показывайте на собственном примере как увлекательно чтение, устраивайте семейные литературные вечера, это сделает чтение не только приятным процессом, но и тёплой семейной традицией, которая поможет сблизиться с ребёнком и оставит приятные воспоминания на всю жизнь.

           Ещё один совет: запишите ребёнка в детскую библиотеку. На первых порах туда следует ходить вместе с ним, но постепенно он научится сам выбирать книги по вкусу, тем самым проявляя свою индивидуальность. Проявляйте интерес к тем книгам, которые ваш сын или дочь взяли в библиотеке, побуждайте детей выражать собственное отношение к прочитанному. Таким образом, ненавязчиво и незаметно для ребёнка будет развиваться, и совершенствоваться его связная речь.

        Чаще заходите в книжные магазины, отдавая предпочтение тем, где книги свободно стоят на полках, так что их можно спокойно взять в руки, полистать, оценить иллюстрации и содержание. Если ребёнку понравилась одна книга, а вам – другая, лучше купить сразу обе. Если же такой возможности нет, то потратьте деньги на книжку, приглянувшуюся именно ребёнку, чтобы показать ему, что вы уважаете его желания.

       Каждая книга, которую ребёнок взял в руки, должна нести для него элемент неожиданности, иначе ему будет неинтересно ее читать. Поэтому, по возможности покупайте диски с фильмами или мультфильмами, снятыми по мотивам книг, уже после того, как ваши дети их прочитали.

       Только обязательно учитывайте возраст юных слушателей и их общее развитие – как бы умны и сообразительны ни были ваши дети, «взрослые» произведения классиков и современных авторов пока что окажутся для них чересчур сложными и не вызовут интереса.

       Поскольку вы сами будете выступать в роли чтеца, это позволит вам контролировать процесс чтения: читать выразительно и с соблюдением всех нужных интонаций; соблюдать ритм; видоизменять текст, делая его более понятным ребенку. Обыгрывайте каждое предложение, не торопитесь, создавайте голосом образы персонажей произведения. Такое чтение увлекательно и очень полезно для ребёнка, особенно для детей с нарушением речи, так как у них зачастую страдает просодический компонент речевой системы. Поэтому полезно чтение, пересказ текста по ролям с изменением интонации, высоты, громкости и других характеристик голоса.

     Приготовьтесь к тому, что малыш будет задавать вам вопросы, делать комментарии по ходу чтения текста и проявлять свое отношение к прочитанному. Реагируйте на все реплики ребёнка, демонстрируя, что для вас важно его мнение.

      Если ребёнок уже умеет читать сам, то чаще предлагайте ему почитать вслух. Такое чтение прекрасно развивает речь ребёнка, он учится правильно произносить слова, овладевает интонациями, начинает читать чётко и без неоправданных пауз, увеличивает скорость чтения. Попросите ребёнка читать вам, пока вы готовите ужин, и постепенно вы сами сможете оценить все те положительные изменения, которые с ним произошли.

     Если же ребёнок плохо читает и стесняется этого, можно читать с ним сопряжённо - хором, стеснительность со временем пройдет, и он научится читать выразительно вслух. А можно читать отражённо: вы читаете предложение, а ребёнок повторяет, при этом следит глазами за текстом. Такой приём помогает выработать технику чтения, увеличить темп. Но! Необходимо чётко следить за правильным произношением поставленных учителем-логопедом звуков!

    Точно так же, если ваш сын или дочь просят вас почитать вслух книжку, не отказывайте им, ссылаясь на то, что они уже большие и умеют читать сами.  

 

     Хороший приём для увлечения умеющего, но ленящегося читать ребёнка: прочитайте ему почти всю книгу, а потом попросите самому дочитать оставшуюся страницу. На следующий день немного увеличьте объём текста, предназначенного для самостоятельного чтения, и дальше действуйте в том же духе, стараясь не форсировать события, пока ребенок не привыкнет читать сам.

     Когда ваш сын или дочь самостоятельно прочтет всю книгу от начала и до конца, не забудьте пообщаться с ним на тему прочитанного. Пускай дети перескажут вам самые яркие, на их вкус, моменты из книги, опишут главных героев и выразят свое отношение к их поступкам. Таким образом, мы будем воспитывать и понимание прочитанного.

    Стихи – особый жанр, они легко воспринимаются и хорошо запоминаются, благодаря рифме. Но если вы заучиваете с ребёнком стихи наизусть, а у ребёнка есть нарушения речи, то материал необходимо   подбирать после рекомендации с логопедом, так как стихотворный текст помогает автоматизации звуков, в том числе и неправильно произносимых.

     Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка было место для хранения своих книг. Пока это может быть, например, отведённая часть полки в Вашем книжном шкафу или навесная полочка. С годами стоит подумать о приобретении стеллажа или книжного шкафа, где спокойно смогла бы разместиться разросшаяся библиотека, в которой все больше полок будет занимать серьезная, «взрослая» литература.

     Наше учреждение тесно взаимодействует с районной библиотекой. К нам в гости приходят сотрудники библиотеки и проводят тематические вечера, рассказывают о том или ином событии, празднике, показывают диафильмы. Наши ребята пока, начиная со старшей группы, приходят в библиотеку, знакомятся с читальным залом и их торжественно принимают в читатели, вручают читательский билет. У нас в детском саду работает передвижная библиотека. Педагоги заказывают в районной библиотеке нужные по программе (и не только) книги, которые потом читают детям.

    Как в группе, так и в кабинете учителя-логопеда в свободном доступе всегда имеются книги, дети могут их полистать, или «почитать» - вспомнить, если книга или текст известны ребёнку. Всегда заказываю в библиотеке журнал «Весёлые картинки», в нём также много текстов, стихов, различных развивающих заданий. Первые Российские комиксы появились именно в этом журнале.

    Таким образом, создаются предпосылки для развития у детей литературного вкуса, чувства языка, пополняется лексический запас слов, развивается внимание, память, воображение.

    Хочется сказать, что некоторые дети не умеют переворачивать странички правильно, они захватывают страницу с середины всеми пальчиками, мнут её. Мы учим ребят правильному переворачиванию страниц, захвату двумя пальцами верхнего уголка страницы, что способствует не только аккуратному и бережному отношению к книге, но и развитию тонкой моторики пальцев и кистей рук, а это в свою очередь, помогает в развитии речи.

    И наконец, всегда следите за тем, чтобы дети читали при хорошем освещении и в удобной позе. Можно ли читать лёжа? С какой стороны должен падать свет при чтении? (ответы родителей).

Чтение – это замечательно, но не стоит забывать и о здоровье.

Желаю успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как приучить ребёнка к детскому саду".

Советы родителям о том как правильно подготовить ребёнка к детскому саду, рассказать о том чему он там научится....

Как приучить ребёнка к горшку?

Начинать приучать ребенка к горшку лучше всего с 6-7 месяцев, когда малыш научится сидеть. Нужно подобрать горшок подходящего размера (поменьше), чтобы ребёнок не проваливался в него. Почему желател...

Как приучить ребёнка к порядку?!

В комнате некуда ступить ногой… Машинки, детали конструктора, куклы, кусочек яблока, рассыпанная мозайка, надкусанное печенье, брошенная чашка…   Что ж, кажется, пора приучать малыша убирать...

Консультация для родителей «Как приучить ребёнка к труду»

Консультация для родителей «Как приучить ребёнка к труду»...

"Как приучить ребёнка к труду"

В семье ребенка привлекают к повседневному участию в бытовом труде. Но не  всегда охотно выполняет он те или иные обязанности....