Главные вкладки
Психологические проблемы адаптации детей младшего школьного возраста
статья по теме
В данной статье можно узнать причины, предшествующие школьной адаптации ребенка, и возможные факторы, сопровождающие ее. Данная статья поможет предупредить возможные проблемы, которые могут возникнут при поступлении ребенка в школу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические проблемы адаптации детей младшего
школьного возраста
Проблема трудностей адаптации детей к условиям начальной школы в настоящее время имеет высокую актуальность. По оценкам исследователей, в зависимости от типа школы, от 20 до 60 % младших школьников имеют серьезные трудности в адаптации к условиям школьного обучения. В массовой школе учится значительное число детей, которые уже в начальных классах не справляются с программой обучения и имеют трудности в общении. Особенно остро названная проблема стоит перед детьми с задержкой психического развития.
Существует много определений школьной адаптации. Как пример традиционного определения можно привести определение М.В. Максимовой (1994), которая школьную адаптацию трактует как процесс вхождения ребенка в новую для него социальную ситуацию развития. Анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что термином "школьная дезадаптация" или ("школьная неприспособленность") фактически определяют любые затруднения, возникающие у ребенка в процессе школьного обучения.
К числу основных первичных внешних признаков проявлений школьной дезадаптации ученые единодушно относят затруднения в учебе и различные нарушения школьных норм поведения.
Основные факторы, способные стать причиной школьной неуспеваемости:
- недостатки в подготовке ребенка к школе,
- социально-педагогическая запущенность;
- длительная и массивная психическая депривация (психическое состояние, вызванное лишением возможности удовлетворения самых необходимых жизненных потребностей (таких как сон, пища, жилище, общение ребёнка с отцом или матерью.));
- соматическая ослабленность ребенка;
- нарушение формирования школьных навыков (дислексия, дисграфия);
- двигательные нарушения;
- эмоциональные расстройства.
Под влиянием постоянных неудач, выходящих за рамки собственно учебной деятельности и распространяющихся на сферу взаимоотношений со сверстниками, у ребенка формируется ощущение собственной малоценности, появляются попытки компенсировать собственную несостоятельность. А так как выбор адекватных средств компенсации в этом возрасте ограничен, то самоактуализация часто осуществляется в разной мере осознанным противодействием школьных норм, реализуется в нарушениях дисциплины, повышенной конфликтности, что на фоне утраты интереса к школе постепенно интегрируется в асоциальную личностную направленность. Нередко у таких детей возникают нервно-психические и психосоматические расстройства (Ш.А.Амонашвили,1984).
Школьная дезадаптация ребенка - многофакторное явление. Отставание в обучении обусловлено такими факторами, как методика обучения, личность учителя, помощь ребенку со стороны родителей, атмосфера в школе и классе, место ребенка во взаимоотношениях с детьми и учителями, личность самого ребенка.
Такой фактор школьной неуспешности, как личностные особенности ребенка имеет несколько видов:
- позиция ученика,
- мотивация учения,
- уровень навыков умственной деятельности,
- способность к произвольной регуляции и самоорганизации,
- уровень здоровья и работоспособности,
- интеллект ребенка.
Отставание в развитии и низкие показатели школьной успешности - это не одно и то же. При отставании в развитии мы можем говорить о наличии в развитии школьника задержек созревания интеллектуальных, волевых, мотивационных структур в сравнении с возрастной нормой. Тогда как школьная неуспешность может быть вызвана влиянием среды, методики обучения, позиции учащегося и т.д. Таким образом, неуспешные школьники - группа неоднородная. В нее попадают дети с разнообразными помехами к обучению.
Личностные помехи можно разделить на две большие группы:
- недостатки познавательной деятельности;
- недостатки в развитии личности (мотивация учения, самоорганизация, дисгармония личности).
Поступающим в школу детям с ЗПР (задержка психического развития далее) присущ ряд специфических особенностей. В целом у них не сформированы нужные для усвоения программного материала умения, навыки и знания, которыми нормально развивающиеся дети обычно овладевают в дошкольный период. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладеть счетом, чтением и письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности: они не умеют последовательно выполнять инструкции учителя, переключаться по его указанию с одного задания на другое. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленностью их нервной системы. Учащиеся с ЗПР быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда просто перестают выполнять начатую деятельность.
Эти способности говорят о том, что ЗПР проявляется как в замедленном созревании эмоционально - волевой сферы, так и в созревании развития познавательных процессов. Последнее, прежде всего, проявляется в том, что интеллектуальные возможности ребенка не соответствуют его возрасту. Значительным своеобразием отличается поведение этих детей. После поступления в школу они продолжают вести себя как дошкольники. Ведущей деятельностью остается игра. У детей не наблюдается положительного отношения к школе. Учебная мотивация отсутствует или слабо выр
Очень важно отметить, что в условиях массовой школы ребенок с ЗПР впервые начинает отчетливо осознавать свою несостоятельность, которая выражается, прежде всего, в неуспеваемости. Это с одной стороны, ведет к появлению чувства неполноценности, а с другой - к попыткам личностной компенсации в какой-либо другой сфере. Такие попытки иногда выражаются в различных нарушениях поведения.
Эта статья еще раз описывает тот факт, что последний год перед поступлением ребенка в школу должен быть для родителей предельно важным, и то, на сколько, глубоко отнесется к этому родитель, зависит дальнейшая школьная жизнь ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по теме «Психологическое сопровождение процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ»...

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Особенно важно это для детей младшего дошкольного возраста, которы...

В ДАННОЙ СТАТЬЕ МОЖНО УЗНАТЬ ПРИЧИНЫ , ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА,И ВОЗМОЖНЫЕ ФАКТОРЫ ,СОПРОВОЖДАЮЩИЕ ЕЕ,ДАННАЯ СТАТЬЯ ПОМОЖЕТ ПРЕДУПРЕДИТЬ ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВОЗНИКНУТЬ ...

Статья предназначена для педагогов ДОУ и родителей...

Адаптация к ДОУ. Игры,упражнения....
В качестве приоритетных направлений сопровождения детей с ОВЗ, в системе психологического сопровождения, можно назвать работу с детьми в рамках метода песочной терапии, как средства сохранения психоло...

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада. Проблемы адаптационного периода. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптацион...