Главные вкладки

    Консультация для родителей детей средней группы «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
    консультация (средняя группа) по теме

    Евтушенко Нина Викторовна

            Программные задачи:

           Образовательные задачи:

    - расширение представлений родителей о значимости развития мелкой моторики в жизни ребенка-дошкольника

            Развивающие задачи:

    - обучение родителей способам развития мелкой моторики дошкольников

           Воспитательные задачи:

    - формирование ответственного отношения к развитию мелкой моторики дошкольников

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konsultatsiya_melkaya_motorika.doc44.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад комбинированного вида №1

    Консультация для родителей детей средней группы

    Тема «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

    Учитель-логопед:                                                         Евтушенко Н.В.

    Славянск-на-Кубани

    2015

            Программные задачи:

           Образовательные задачи:

    - расширение представлений родителей о значимости развития мелкой моторики в жизни ребенка-дошкольника

            Развивающие задачи:

    - обучение родителей способам развития мелкой моторики дошкольников

           Воспитательные задачи:

    - формирование ответственного отношения к развитию мелкой моторики дошкольников

    Ход консультации

    Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
    Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика.

    Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

    У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук.

    Плохая моторика пальцев рук дает низкие результаты при выполнении различных заданий, как-то: обвести фигуру, нарисовать по образцу и т.д. Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому столь важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом в дошкольном возрасте.

    Игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки

    Рисование

    Нарисуйте на листе силуэт машины, человека, дома, снежинки. Попросите ребенка вырезать его по контуру и раскрасить. Можно вырезать цветок из открытки, животное с картинки и т.п.

    Возьмите лист бумаги и, сложив его, вырвите посередине кусок. Затем расправьте лист и попросите малыша обвести прорубь и обнести ее забором, чтобы туда никто не упал. Если отверстие получится квадратное, можно попросить нарисовать дом так, чтобы окно находилось в центре.

    Обведение любых вкладышей из серии "рамки и вкладыши Монтессори" полезно для развития руки, не менее полезно их заштриховывать. Каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий. Хорошо, если штрихование получится разной степени интенсивности: от бледного, еле заметного до яркого, темного. Полезно также штрихование сеткой. Во всех случаях ребенку нужны образцы, так что поштриховать придется и вам.

    • Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов.
    • Как можно чаще, даже в очереди, рисуйте ребенку всевозможные лабиринты. Пусть "пройдет" по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет, и кто по нему должен пройти. (" Этот лабиринт в замке Снежной Королевы, он изо  льда. Герда должна пройти по нему,  не касаясь стенок, иначе она замерзнет").
    • Раскраски

    Аппликации

       Можно попросить малыша вырезать из бумаги (по вашему контуру) ежа и ручкой или карандашом быстро натыкать ему точки-иголки.

    Мозаика

    Лепка

    Игры-шнуровки, плетения

    Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно.

    Игры с предметами

    Попросить ребенка выложить из веревочки контур домика.

    Положите на пол лист бумаги. И попросите ребёнка поднять его большим и указательным пальцами, указательным и средним и т.д.

    На ощупь можно определять, какая игрушка находится в руках, какой предмет теплее, какая поверхность шершавее.

    Исходное положение - сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно.

    ·         "Резиночка". Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.

    ·         Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

    "Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

    Мы любим забавы холодной зимы".

    То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

    ·         Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.

    ·         Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

    ·         Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

    "Сильно кусает котенок-глупыш,

    Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

    Но я же играю с тобою, малыш,

    А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".

    ·         Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

    ·         Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

    "Прищеплю прищепки ловко

    Я на мамину веревку".

    • Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.
    • Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

    "Я катаю мой орех,

    Чтобы стал круглее всех".

    • Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.
    • Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

    "У сосны, у пихты, елки

    Очень колкие иголки.

    Но еще сильней, чем ельник,

    Вас уколет можжевельник".

    • Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно      поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

    "В зоопарке мы бродили,

    К каждой клетке подходили

    И смотрели всех подряд

    Медвежат, волчат, бобрят".

    • Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

    "Пальцы, как пчелы, летают по сотам 

    И в каждую входят с проверкою: что там?

    Хватит ли меда всем нам до весны,

    Чтобы не снились голодные сны?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация для родителей: "Вместе с мамой" Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.Игры и упражнения.

    Известно, что движения пальцев тесно связаны с развитием речи детей. Большое стимулирующее влияния движений руки на речь ребенка отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику и...

    Консультация для родителей детей средней группы «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

    расширение представлений родителей о значимости развития мелкой моторики в общем развитии ребенка....

    План работы по теме самообразования во второй младшей группе «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

    Данный материал по самообразованию будет полезен воспитателям ДОУ, руководителям дополнительного образования - кружок. Здесь представлен перспективный план работы с детьми второй младшей группы по нет...

    Консультация для воспитателей с элементами практикума "Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования."

    Консультация для воспитателей с элементами практикума "Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования."...

    Консультация для воспитателей с элементами практикума "Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования."

    Консультация для воспитателей с элементами практикума "Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования."...

    Консультация для родителей "Геоборд как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

    Геоборд как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста...