Кризис? Это временно!
статья на тему

Винникова Анна Юрьевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krizis.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Кризис? Это временно!

Милый ангелок в секунду превращается в капризулю? Спокойно, все идет по плану!

План психологического развития личности предусматривает несколько особо напряженных периодов. Кризис — определенная ступенька, подходя к которой малыш топчется, готовясь шагнуть на следующий уровень. Психологи особенно выделяют возраст 1 и 3 года, далее кризис 7, 14, 25 лет, среднего и пенсионного возраста, но все это будет позже, а сейчас перед вами маленький, но при этом неуправляемый человечек. Что делать? Взбежим по «лесенке» вместе!

Ступенька 1 :«хочу на ручки!»

Самый первый конфликт малыша — результат кардинальной смены условий жизни.

Суть: мало того, что кроха покинул свой уютный домик, где еда доставлялась силой мысли, а температура всегда находилась на отметке 36,6 градусов, карапуз сменил водное ПМЖ на воздушно-наземное и впервые воспользовался своими легкими. Непослушные руки в таком огромном пространстве пугают и будят, еду надо добывать, прилагая усилия и осваивая новый механизм сосания. Столько новой информации обрушилось на маленького человечка, как не испугаться!

В чем выражается? В беспричинном плаче, капризах, беспокойстве.

Совет психолога: Постарайтесь максимально сгладить некомфортное состояние крохи. Помогут естественные роды, совместное прибывание с мамой с первой минуты жизни и грудное вскармливание по требованию. Если выполнить какие-то из этих условий невозможно, не расстраивайтесь. Главное, что может дать каждая мама своему ребенку, - это любовь и забота.

Практикум: Носите ребенка на руках или лежите вместе на кровати, разговаривайте с ним и ласкайте его. Для малышей от 2 до 6 месяцев очень полезно упражнение «Зеркало». Лягте рядом с крохой, когда он посмотрит на вас, повторяйте все его гримаски и звуки. Восторг гарантирован.

В помощь маме: слинг, кенгуру, шезлонг для малышей.

Ступенька 2: «свобода годовасику!»

На первом году жизни в развитии значима каждая неделя, но примерно к 12-15 месяцам концентрация накопленных знаний и умений «двигает» малыша на новый уровень.

Суть:  «Хочу, но не могу, могу, но нельзя» - так характеризуется возраст от 10 месяцев до полутора лет.

  • Во-первых, за год кроха научился ходить и брать всякие предметы. Это значит, что пришло время введения запретов. Закатывая истерики, ребенок отвоевывает свое пространство.
  • Во-вторых, малышу приходится общаться, чтобы добиться желаемого. А так как словарик годовасика невелик, с объяснениями часто возникают проблемы, что вызывает раздражение недогадливостью взрослого.
  • В-третьих, в этот период происходит отделение «Я» ребенка от гармоничного тандема «Я + мама», что тоже накладывает отпечаток на поведение капризули.

 В чем выражается? Новые возможности и запреты толкают малыша на проверку ограничений и рамок, поставленных взрослыми. «Точно нельзя трогать розетку? А если никто не видит? А если я поплачу и покатаюсь на полу, все равно нельзя?» Плач, крики, характерные для годовасиков падения на пол и дрыганье ногами (особенно здорово это получается в магазине, когда вокруг столько зрителей) — это и способ манипуляции родителями, и раздражение из-за своей беспомощности, и проверка фундаментальности запрета.

В годик у ребенка также появляется осознание того, что он и мама — это не одно целое. С этим пониманием приходит страх маму потерять. Кроха отчаянно плачет, если мамы нет в зоне видимости, порой не хочет слезать с рук, и любая попытка поставить его на ноги венчается очередным концертом.

Совет психолога: 1. Определите четкие запреты: их нельзя нарушать ни в коем случае (залезать на подоконнике, трогать розетки и острые предметы). Тогда слово «НЕТ» превратится из предостережения в табу. В остальном, максимально обезопасив пространство, дайте свободу юному исследователю. Чтобы развиваться, ему необходимы новые впечатления и опыт.

Важно: в любом возрасте, говоря ребенку «нет», «нельзя», спокойно, доступно и четко объясните крохе, почему вы что-то запрещаете.

2. Плачем малыш проверяет вашу готовность прийти к нему на помощь по первому зову. Если игнорировать это требование, кризис может затянуться. Успокойте кроху, возьмите его на ручки. Уверившись, что мама рядом, ребенок наверняка продолжит свои игры, ведь просто сидеть на руках довольно скучно.

В помощь родителям: товары для безопасности дома (заглушки на розетки, мягкие силиконовые уголки для острых углов мебели и т. д.), для самых активных деток продаются каски; отвлечь малыша от небезопасных занятий помогут книжки и развивающие игрушки.

Практикум: Игрушки можно сделать из всего, что есть под рукой. Кастрюли так здорово гремят. Контейнеры для хранения вставляются друг в друга. А ложки …. Они такие звонкие и блестящие!

Ступенька 3: «Неугомонные двухлетки»

Не секрет, что подготовительный этап к кризису трех лет — кризис двух лет.

Суть: маленькое «Я», отделившись от мамы, начинает свой путь становления. Проще говоря, ребенок «качает права» и хочет, чтобы его ценили как самостоятельную личность. Появляется и чувство собственности, которое не мешает при этом «прихватизировать» чужое — потому что хочется!

В возрасте 2 лет возникают конфликты на детской площадке, когда малыш решает все вопросы с помощью физической силы.

В чем выражается?: В доме появился маленький тиран. Такое ощущение, что он все делает на зло, разбрасывает и ломает все вокруг себя. День без истерики — редкое счастье. «Нет!» - кричит малыш на вопрос, пойдет ли он гулять. «Нет!» - плачет он же, когда его пытаются увести с прогулки домой. «Нет!» - универсальный ответ в возрасте 2 лет.

Совет психолога: В 2 года малыш уже многое понимает, поэтому беседы на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» обязательно принесут свои плоды. А пока запаситесь терпением и поговорите о состоянии самого ребенка: «Ты очень хотел взять машинку Васи? Но нужно было спросить разрешения. Ты дашь Васи свой экскаватор? Нет? Тогда и Вася не даст тебе свою игрушку, ведь у него не останется ничего. Лучше поменяться».

Практикум: Нарисуйте Злюку и Добрюку. Злюке присвойте негативные черты, которые вы хотите исправить в малыше. Обсудите каждый рисунок. Почему злюка такая вредная и у нее нет друзей? Почему с Добрюкой все хотят дружить? Придите к выводу, что Злюке надо помочь исправиться, иначе ей будет грустно одной. Обсудите, как это сделать. Нарисуйте картинку исправленной Злюки.

Ступенька 4: «Как большие» 

Кризис трех лет — один из самых ярких.

Суть: все его проявления четко подметили аниматоры в мультсериале «Маша и медведь». Маленькая разрушительница Маша наводит ужас на всех без исключения обитателей леса, и только спокойный и терпеливый Медведь способен справиться с этой шкодой или хотя бы не сильно расстраиваться из-за последствий ее проделок.

В чем выражается? Переоценка ценностей, тяга к самостоятельности и постоянные вопросы по делу и без, о разном и об одном и том же — вот букет составляющих кризиса трехлетки. Ласковый малыш в мгновение может превратиться в колючего ежика. Значит, наступает время немного ослабить поводья родительского контроля и взглянуть на повзрослевшее чадо по-новому.

Совет психолога: 1. Представьте, что ваша жизнь полностью контролируется кем-то большим и сильным. Он решает, что вам есть, во что одеваться, а любое возражение пресекает на корню. Примерно так выглядит положение трехлетки, который так стремится стать большим. Введите в жизнь малыша возможность выбора (конечно же все варианты предварительно выбраны вами без участия крохи). Что надеть на улицу: платье или брюки? Чем позавтракать : омлетом или кашей? Разрешайте делать небольшие ошибки. Но никогда не ставьте выбор так, чтобы малыш попал впросак. Не говорите: «Ты выбрала платье, а не брючки, как я предлагала, значит, не сможешь покататься с горки». Это повлечет за собой неуверенность ребенка в принятии решений в дальнейшем. Объясните карапузу, почему лучше надеть брючки, и предложите выбрать, например, их цвет. Кроха почувствует свою самостоятельность, значимость, ответственность за выбор.

2. Почему? Как? Зачем? В три года эти вопросы имеют для малыша огромное значение, ведь ответы на них позволяют расширить кругозор. Терпеливый родитель все объяснит. И не один раз. Проявляя фантазию и изобретательность в ответах на вопросы, родитель поощряет малыша к познанию окружающего мира и самого себя. Не стоит удивляться , что ответ «отстань» породит впоследствии «мне не интересно» из уст подросшего ребенка.

Важно: проговаривать события и обстановку вокруг, наблюдая за расширением словарного запаса крохи. Поощряйте самостоятельные действия: шнурки завязал, постель заправил, посуду в раковину поставил... Это доказывает малышу его ценность, полезность для семьи. Сравнивайте результаты развития и достижения малыша с его предыдущими, а не с Васиными или Петиными.

Практикум: Малыш, желающий стать взрослым, наверняка будет рад, если у него появятся свои обязанности, - немногочисленные, но постоянные. Смастерите несколько карточек с изображением дел, которые кроха должен выполнять в течение дня. Протереть пыль, покормить рыбок, полить цветы. С каждым выполненным делом карточек, приклеенных на доску или холодильник, становится меньше. В конце дня не забудьте о поощрении. Игра развивает ответственность и самостоятельность.

Относительно универсальным способом преодоления кризиса у малыша будет наблюдение родителей... за собой. Если мама спокойна, уверенна, доброжелательна и внимательна к крохе, кризис не затянется, будет протекать менее остро.

Помните, что малыш любит вас, но находится в сложном для себя периоде. Любовь, ласка, терпение творят чудеса. Все проходит, и кризис обязательно пройдет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплекс занятий по формированию временных представлений и понятий "Путешествие во времени"

Цель комплекса: повысить уровень овладения представлениями и понятиями о времени с помощью применения метода моделирования. Комплекс занятий состоит из двух разделов, которые были  реа...

Консультация для воспитателей по теме: «Формирование представлений и знаний о времени у старших дошкольников. Календарь, как средство знакомства со временем».

Дать знания и представления о календаре;Раскрыть теоретические основы использования календаря в детском саду;Изучить методики знакомства детей с календарём....

Особенности представлений дошкольников о времени. Формирование представлений о временных понятиях.

Программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени.Дети должны научится называть и различать части суток (утро, день, вечер, ночь); усвоить на...

Конспект занятия. Тема: ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени

Ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени...

Проект обучения дошкольников определению времени по часам "Я знаю, сколько времени!"

Участниками проекта являются дети 6-7 лет, воспитатели группы, педагог-психолог, родители. Цель проекта:  научить  детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) ...

Презентация к методической разработке "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста". Игра "Ракета времени"

В средней группе воспитатель закрепляет в активном словаре детей названия частей суток, углубляет и расширяет представления об этих отрезках времени, обращаетвнимание на последовательность их смены. В...