Основные понятия психологии воспитания
консультация на тему

Кутепова Наталия Валериевна

Воспитание-процесс целенаправленного формирования личности в целом или ее отдельных качеств

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

             

Основные понятия психологии воспитания.

Понятие воспитания рассматривается многими науками (философия, социология, педагогика, психология и другие науки). Но даже в рамках одной науки нет единого подхода к его определению, так как оно объемно, многоаспектно и многозначно. Развитие общества, также вносит свои изменения в содержание понятия.

        Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности в целом или ее отдельных её качеств (80-е гг.).

        Воспитание – целенаправленное управление процессом социального развития личности через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности. (Рожков М.И.1994).

        Воспитание – целенаправленная, содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни. (Пидкасистый П.И. 1995).

        Воспитание – это целенаправленное формирование отношений к системе наивысших ценностей достойной жизни достойного человека и формирование у ребенка способности выстраивать индивидуальный вариант собственной жизни в границах достойной жизни. (Щуркова Н.Е. Новое вос-питание. М., 2000)

        Воспитание есть целенаправленное воздействие (в процессе обучения, параллельно с ним и вне его) на человека с целью формирования у него определенных (рассматриваемых обществом в каждый данный исторический период его развития как социально значимых, позитивных) ценностных ориентаций, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, к другим людям, к труду, к обществу, к миру. (Лазурский А.Ф., Мясищев В.Н.)  

Понятие «воспитание» связано и в то же время отличается от понятий «становление», «формирование», «социализация». Социализация — процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе которого человек усваивает социальный опыт, избирательно вводит в свою систему поведения такие нормы и правила поведения, которые приняты в данном обществе или социальной группе. Становление — термин, отражающий достижение ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, самостоятельно выстраивать свое поведение, осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый ценностный выбор. Формирование личности — процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности.

        В перечень основных понятий психологии воспитания включены компоненты процесса воспитания: цели – противоречия – закономерности – принципы – методы – формы – контроль – оценка результата.

        Главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности, которая обладает полезными качествами, необходимыми ей для жизни в обществе. Цель и задачи воспитания не могут устанавливаться раз и навсегда, для любого общества. Изменение общественного устройства и социальных отношений ведет к изменению и целей воспитания. Они задаются каждый раз в виде требований, предъявляемых новыми тенденциями развития общества к личности человека. Цели воспитания остаются относительно устойчивыми лишь в стабильные периоды развития общества. Во времена значительных социально-экономических преобразований они становятся неопределенными.

Задачи воспитания на всех этапах социальной истории определяются и первую очередь так называемыми общечеловеческими и нравственными ценностями. К ним обычно относят понятия добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе, духовности, свободы, ответственности личности за то, что происходит с ней и вокруг нее, скромности, доброты и бескорыстности. Под духовностью понимают приоритет нравственных идеалов над сиюминутными влечениями и потребностями, она проявляется в стремлении личности к самосовершенствованию. Под свободой будем понимать стремление личности к внутренней и внешней независимости. Оно обязательно сопровождается признанием соответствующих прав за любой другой личностью, независимо от религиозной, национальной, социальной и иной принадлежности. Ответственность мы определяем, как внутреннюю готовность человека добровольно взять на себя обязательства за судьбы других людей и общества в целом.

Общие цели воспитания — сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями. Кроме общих выделяют еще и специальные цели воспитания, которые ученые описывают весьма приблизительно. Это цели воспитания, которые, как правило, становятся другими, когда общество, завершив один этап своею развития, начинает двигаться дальше.

Специальные цели воспитания, соответствующие современным тенденциям общественного прогресса, заключаются в том, чтобы вырастить школьников инициативными, предприимчивыми людьми, которые честолюбиво стремятся к достижению успехов.

Противоречия. Наиболее изученными противоречиями являются: противоречия между задачами воспитания и уровнем воспитанности ученика; между обобщенным морально-этическим опытом и индивидуальным жизненным опытом ребенка; между коллективными формами воспитания и индивидуальным характером овладения духовными ценностями; между неупорядоченным влиянием социальной среды и целенаправленностью и планомерностью воспитания и т. д.

Закономерности. Это понятие означает устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности.

  1.  Характер воспитания на всех исторических этапах определяется
    объективными потребностями производства и интересами правящих классов общества.
  2.  Единство целей, содержания и методов воспитания.
  3.  Неразрывное единство обучения и воспитания (в узком смысле) в целостном педагогическом процессе.
  4.  Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность.
  5.  Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности.

Только развивая потребностно-мотивационную сферу личности и создавая необходимые условия для формирования у нее здоровых потребностей, интересов и мотивов деятельности (поведения), представляется возможным стимулировать ее активность и добиваться надлежащего воспитательного эффекта.

  1.  В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью.
  2.  В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися
    перспективы их роста, помогать им добиваться радости успехов.
  3.  В процессе воспитания необходимо выявлять положительные
    качества учащихся и опираться на них.
  4.  В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
  5.  Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив.
  6.  В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий учителей, семьи и общественных организаций.
  7.  В процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осуществлению самовоспитания.

Рассмотренные выше закономерности воспитания выступают как основополагающие требования, на основе которых необходимо осуществлять учебно-воспитательную работу.

Принципы воспитания:

Принципы — общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах.

  • Первый принцип воспитания, вытекающий из цели воспитания и учитывающий природу воспитательного процесса — ориентация на ценностные отношения — постоянство профессионального внимания педагога на формирующимся отношениям воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни — добру; истине, красоте.
  • Второй принцип воспитания — принцип субъектности: педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений.
  • Третий принцип воспитания вытекает из попытки согласовать социальные нормы, правила жизни и автономность неповторимой личности каждого ребенка. Этот принцип гласит: принятие ребенка как данность, признание за ребенком права на существование его таким, каков он есть, уважение его истории жизни, которая сформировала его на данный момент именно таким, каков он есть, признание ценности его личности, сохранение по отношению к каждому ребенку, вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей, уважения к его личности.

Союз трех принципов воспитания придает ему гармонически сочетающиеся характеристики: философическую, диалогическую, этическую. Они не могут существовать одна без другой, точно так же, как реализация одного из названных принципов современного воспитания в оторванности от других невозможна

Содержание воспитания раскрывается как «базовая культура личности», куда входят: экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая; художественная и физическая культура; культура семейных отношений, культура жизненного самоопределения (т.е. готовность быть субъектом собственной жизни).

Методы воспитания.

  • Методы формирования сознания: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа; увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример.
  • Методы организации деятельности и формирования опыта и поведения: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации.
  • Методы стимулирования: соревнование, поощрение, наказание.

Формы воспитания. Индивидуальные, микрогрупповые, групповые (по

количеству участников) (коллективные – от 5 до 40 человек), массовые.

        Контроль и оценка результата. Постоянная диагностика уровня воспитанности на основе критериев воспитанности (показатели уровня сформированности различных качеств личности и коллектива).

Воспитание рассматривается как целостное воздействие всей образовательной среды, хотя в аналитических и педагогических целях оно дифференцируется на нравственное, эстетическое, трудовое, физическое и т.д.

В широком смысле слона под средствами воспитания понимают способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди (воспитатели) воздействуют на других людей (воспитанников) с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения.

Под психологическими средствами воздействия на личность (в узком смысле слова) мы понимаем действия, предпринимаемые воспитателем, направленные на изменение личности воспитуемого. К ним относят всевозможные виды научения, которые связаны с формированием поступков человека, убеждение, внушение, изменение социальных установок, преобразование когнитивной сферы, а также психотерапию, социально-психологический тренинг и другие виды психологической коррекции.

Средствами воспитания, например, могут быть личный пример воспитателя, образцы поведения, демонстрируемые окружающими людьми. Средства воспитания по характеру воздействия на человека делятся на прямые и косвенные. Прямые средства воспитания предполагают непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, которое осуществляется в прямом общении друг с другом.

Косвенные средства воспитания содержат воздействия, которые реализуются с помощью каких-либо средств, без личных контактов друг с другом воспитателя и воспитанника (например, чтение книг, просмотр кинофильмов, телевизионных и видеофильмов, ссылка на мнение авторитетного человека).

По включенности сознания воспитателя и воспитуемого в процесс воспитания его средства делятся на осознанные и неосознанные. Осознанные средства воспитания заключаются в том, что воспитатель сознательно ставит перед собой определенную цель, а воспитуемый знает о ней и принимает ее. Неосознанные средства воспитания характеризуются тем, что воспитуемый принимает воспитательное воздействие без сознательного контроля со своей стороны, а воспитатель также не производит преднамеренного воздействия на воспитуемого.

По характеру того, на что в самом объекте воспитания направлены воспитательные воздействия, его средства принято делить на эмоциональные, когнитивные и поведенческие. На практике они чаще всего являются комплексными, т. е. воспитательные влияния обязательно включают в себя разные стороны личности воспитуемого.

К достоинствам прямых средств воспитания относят то, что они:

♦  задействуют такие виды научения, как заражение, подражание и внушение, которые основаны на механизме викарного научения (например, воспитатель демонстрирует нужный образец поведения и обеспечивает полное и правильное его восприятие испытуемым);

  • расширяют возможности воспитания;
  • являются единственно возможными средствами на ранних этапах детского развития (когда ребенок еще не понимает речь).

Недостатками прямых средств воспитания являются персональная и временная ограниченность их применения (воспитатель может передать только то, чем обладает он сам). Кроме того, не всегда воспитатель может находиться в личном контакте с воспитуемым.

Достоинства косвенных средств воспитания: разносторонность и длительность их воздействия на воспитуемого (книги, средства массовой информации, другие системы кодирования и передачи информации).

Выделяют следующие основные недостатки косвенных средств воспитания:

  • они лишены живой эмоциональной силы (она есть при прямом
    воспитательном воздействии);
  • возрастные ограничения (они применимы к детям, обладающим
    речью, умеющим читать и понимать нравственный смысл сказанного или прочитанного).

Осознанные средства воспитания являются управляемыми с заранее контролируемыми и предвидимыми результатами. К их недостаткам относят возрастные ограничения (они не применимы к детям раннего возраста и даже отчасти к младшим школьникам).

Неосознанные средства воспитания трудно оценить из-за недостаточной контролируемости сознанием. Они имеют место чаще, чем осознанные средства воспитания. Когнитивные воспитательные влияния в современных условиях являются основными, так как большинство ученых считают, что знания человека не только определяют его личность, по и его поведение.

Эмоциональные воспитательные влияния призваны вызывать и поддерживать у воспитуемого определенные аффективные состояния, которые облегчают или затрудняют принятие им других психологических влияний. Установлено, что положительные эмоции открывают, а отрицательные закрывают воспитуемого от воспитательного воздействия воспитателя.

Поведенческие воспитательные влияния непосредственно направлены на поступки человека. В данном случае воспитуемый сначала совершает поступок и только потом осознает его полезность или вредность, в то время как во всех предыдущих случаях изменения вначале происходят во внутреннем мире личности, а уже потом проецируются на поведение.

Заметим, что воспитательные воздействия будут наиболее эффективны, если они проводятся комплексно и затрагивают все сферы личности (т. е. обязательно включают когнитивные, эмоциональные и поведенческие воспитательные воздействия).

В последнее время широкое распространение получили различные средства и методы психотерапевтического, психокоррекционного воздействия на личность. Это, например, социально-психологический тренинг, основной целью которого является научить человека лучше справляться с его жизненными проблемами, успешно решать деловые и личные проблемы, устанавливать нормальные, бесконфликтные и эмоционально благоприятные взаимоотношения с окружающими людьми.