«Разговор по душам» программа работы с родителями
методическая разработка на тему

Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании. Работа в тесном контакте с родителями – это необходимость, вызванная реалиями времени, развитием современного общества. Однако далеко не каждая семья в полной мере реализует возможности для формирования социального опыта ребенка. Работа с детьми требует от взрослых большого напряжения, сил и энергии, поэтому и необходимо объединение детского сада и семьи, доброжелательность, тактичность и уважительная требовательность среди всех участников педагогического процесса. Родителям необходима квалифицированная помощь педагогов, максимум информации и знаний по интересующим их вопросам, а для этого нужна и необходима специальная подготовка.

Программа направленна на эффективное взаимодействие с родителями, на решение задач объединения усилий семьи и детского сада для воспитания и развития каждого ребенка, на планирование систематической  работы по сбалансированности частоты общения в рамках квалифицированной помощи родителям с целью выработки компетентности в вопросах воспитания и образования детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razgovor_po_dusham2.docx34.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №12 ст. Должанская

МО Ейский район

«Разговор по душам»

программа работы с родителями

                   Автор:   Жеребцова Ирина Павловна,

                                                 воспитатель

                                                                                            МДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская

                                                                                            МО Ейский район

Пояснительная записка

Дошкольное детство – это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Основой социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: он любим, о нем заботятся, уважают его права и интересы, в результате,  - уверенность в себе в своих возможностях.

Если качество личности будут сформированы надлежащим образом в первые годы жизни ребенка, они войдут в золотой фонд зрелой личности. Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности, поэтому необходимо формировать у родителей позиции активного воспитания: защита своего ребенка, его физического, психического, эмоционального здоровья от всего негативного. Родитель должен ясно себе представлять, каким он хочет видеть через 10-15 лет.

Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании. Работа в тесном контакте с родителями – это необходимость, вызванная реалиями времени, развитием современного общества. Однако далеко не каждая семья в полной мере реализует возможности для формирования социального опыта ребенка. Работа с детьми требует от взрослых большого напряжения, сил и энергии, поэтому и необходимо объединение детского сада и семьи, доброжелательность, тактичность и уважительная требовательность среди всех участников педагогического процесса. Родителям необходима квалифицированная помощь педагогов, максимум информации и знаний по интересующим их вопросам, а для этого нужна и необходима специальная подготовка.

Программа направленна на эффективное взаимодействие с родителями, на решение задач объединения усилий семьи и детского сада для воспитания и развития каждого ребенка, на планирование систематической  работы по сбалансированности частоты общения в рамках квалифицированной помощи родителям с целью выработки компетентности в вопросах воспитания и образования детей.

 Программа затрагивает проблемные вопросы.

- Помощь родителям в воспитании детей.

- Повышение педагогической культуры.

- Повышение правовой культуры.

- Учет психолого-возрастных особенностей детей.

Систематическая работа с родителями с целью исправления  ошибок в воспитании:

- планирование содержания и формирование стиля общения;

- обеспечение ежедневного информирования родителей о жизни детей;

- повышение осознанности и психологической культуры общения.

Высокий уровень педагогической подготовленности родителей несет в себе совокупность педагогических знаний,  умений и навыков, потребность воспитывать детей грамотно. Важно научить родителей самокритично оценивать свою воспитательную деятельность, стать на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами. От формирования  это умения зависит характер взаимоотношений родителей и ребенка, успех их деятельности в дальнейшем. Это способствует появлению  эмоционально-положительного, осознанного, нравственно-мотивированного поведения ребенка, взаимопониманию. Задача взрослого- внимательно наблюдая за развитием ребенка, не пропустить ростки того, что характерно и ценно именно для этого малыша, как строится гармония его личности.

Актуальность программы обусловлена:

- направленностью на эффективное  взаимодействие с родителями;

- решением задач по объединению усилий семьи и детского сада в вопросе воспитания и развития каждого ребенка, что соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования").

Цель программы.

Развитие коммуникативной компетентности педагогов.

Повышение педагогической и правовой культуры родителей в вопросах воспитания и образования детей в рамках открытого диалога.

Задачи:

- формирование педагогической рефлексии:

  • анализ  ситуаций собственной деятельности;
  • находить причины ошибок;
  • развитие самоанализа, самооценки

- осознание собственных достижений

- развитие коммуникативной способности адекватно, без оценочно, с позиции партнера воспринимать участников педагогического процесса

- выявление уровня педагогического просвещения родителей

- формирование умения моделировать стратегию общения с позиции диалога

- расширение, углубление знаний и умений родителей.

Принципы построения программы.

Принципы программы направлены на преодоление возникающих трудностей, обеспечивают беспрепятственное общение и взаимодействие в целях создания атмосферы благоприятного психологического комфорта для развития и образования каждого ребенка.

    1.Принцип партнерства.

Тактика общения – тактика сотрудничества.

     2.Уважительная требовательность участников диалога друг к другу. Уважение и диалог на основе искренности взаимоотношений.

           

     3.Гуманность отношений всех участников воспитательно-образовательного       процесса.

      4.Подвижность   образовательной стратегии:  содержательное, эмоционально -  насыщенное  и непосредственное общение.

      5.Преемственность, согласованность действий.

      6.Индивидуальный подход.

Программа предусматривает работу по 6 блокам:

1 блок. Повышение педагогической культуры родителей.

2 блок. Повышение правовой культуры родителей.

3 блок. Вовлечение родителей в единое образовательное пространство «Детский сад - семья».

4 блок. Пропаганда здорового образа жизни.

5 блок. Кодекс общения.

6 блок. Модель сотрудничества с родителями.

                                                                                                                           

Блок 1: Повышение педагогической культуры родителей включает:

- знание психологических и возрастных особенностей детей;

- знакомство с новыми системами воспитания;

- изучение закономерностей развития ребенка;

- безболезненная адаптация;

- предупреждение насилия;

- пропаганда здорового образа жизни;

- содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям;

- ежедневное информирование: «Устный журнал», информация на стенде, «Родительский всеобуч», памятки, сайт детского сада, сайт группы.

Блок 2: Повышение правовой культуры родителей:

- Декларация прав ребенка (1959)

- Конвенция ООН о правах ребенка (1989)

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

- Конституция РФ в части прав и обязанностей родителей и детей

- Гражданский кодекс РФ

- Семейный кодекс РФ

- Закон РФ «Об образовании»

Важнейшие международные, федеральные, региональные и муниципальные документы и программы раскрывают главные вопросы ценностей личности человека, того, что независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии дети имеют юридическое право:

- на воспитание,

- на охрану здоровья,

- на развитие,

- на труд, отдых и развлечения,

- на защиту,

- на занятие искусством,

- на активное участие в жизни общества,

- на сохранение своей индивидуальности.

Каждый ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищенным от всех форм небрежного отношения, физического и психического насилия и оскорбления. Основой социального развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в себе, своих возможность.

Задача родителей и педагогов – дать почувствовать ребенку, что его любят, о нем заботятся, уважают его права и интересы. Взрослые обязаны поддерживать проявление инициативы каждого ребенка.

Педагоги призваны активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, распространять положительный опыт воспитания семьи.

Блок 3: Вовлечение родителей в единое образовательное пространство «Детский сад - семья»:

- родительские собрания

- родительские гостиные

- информационные корзины

- клуб счастливой семьи

-устные журналы для родителей

- памятки и информационные письма

- полезная книга для родителей (шпаргалки)

- дни открытых дверей

- создание и взаимодействие общественных родительских организаций

Форма

Цель

Групповое родительское собрание

Ознакомление с задачами, содержанием, методами воспитания детей определенного возраста в условиях ДОУ и  семьи

Беседа (групповые, подгрупповые, индивидуальные, ситуативные)

Обмен мнением, двусторонняя активность беседующих (ясная цель, определены основные вопросы)

Консультация (групповые, подгрупповые, индивидуальные, ситуативные)

Ответ на интересующий вопрос родителей

КВН («Поле чудес» и т.д.)

Установление неформальных контактов с родителями, привлечение внимания, т.к. они участвуют в играх, конкурсах

Устный журнал, всеобуч

Получение знаний по определенным вопросам, пропаганда среди   родителей (ОБЖ, ОЗОЖ  и т.д.)

День открытых дверей

Вовлечь родителей в единое образовательное пространство, реклама ДОУ (адаптация, просвещение, наблюдение за деятельностью детей и т.д.)

Круглый стол

Принцип партнерства,  участники  думают и ищут собственный выход в сложившийся ситуации

Дневник

Отражаются важные стороны семейной жизни: наблюдение, непроизвольность высказывания

Сочинение (домашнее задание)

Выявление ценных ориентаций родителей в области воспитания (по предложенному плану и без ограничений), главное условие отражать не только положительное, но и отрицательное

Лекция

Дает  определенные знания (лучше лекции- беседы, позволяющее родителям включаться в общение, проанализировать собственный опыт и т.д.)

Дискуссия

Направлена на осознание поставленного вопроса (успех зависит от компетентности и такта педагога)

Досуговые

Устанавливают теплые отношения, более доверительные между родителями и детьми, создают эмоциональный комфорт, сближают участников педагогического процесса

Клуб

Установление доверительных отношений, осознание того, что педагог имеет возможность оказать помощь

Тренинг

Развитие коммуникативных умений, формирование компетентности педагогов

Блок 4: Пропаганда здорового образа жизни:

- организация встреч с представителями детского здравоохранения и спорта

- практикум по физической культуре и организации режима двигательной активности

- анкетирование

- родительские практикумы по закаливанию

- семинары по ОБЖ ребенка в условиях ДОУ и семьи

- организация режима дня и сбалансированного питания детей в ДОУ  и семье

- клуб любителей семейных путешествий

- обмен опытом

- день открытых дверей

- совместные спортивные праздники

- родительские всеобучи

- проектная деятельность

Блок: 5 Кодекс общения.

Цель: формировать умение моделировать стратегию общения с родителями с позиций партнера.

Взаимодействие с родителями строиться на основе искреннего внимания к проблемам родителей, положительного настроя, ориентира на гибкость и подвижность образовательной стратегии.

Основа союза- содержательное, эмоционально насыщенное, непосредственное общение.

  1. Преемственность, согласованность действий

- совместный поиск путей помощи ребенку;

- единство уважения и требований к ребенку;

- распределение обязанностей и ответственность.

     2. Гуманность взаимоотношений:

- признание достоинства;

- признание свободы личности;

- терпимость к мнению других;

- доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия, каждый чувствует себя нужным и значимым.

В такой атмосфере – «семья – ребенок- педагог», каждый чувствует себя нужным и значимым.

3.Открытость по отношению к семье воспитанника.

    4. Индивидуальный подход к каждой семье:

- стремление к сотрудничеству;

- такт, внимание и осторожность с учетом традиций семьи, социального положения, внутрисемейных взаимоотношений, педагогической образованности родителей, образовательного уровня, родительской культуры, состава семьи, жилищных условий, здоровья.

     5. Учет мнения родителей:

- предложения;

- замечания

Анкетирование, интервьюирование родителей

Получение информации о результатах работы, выявление положительной динамики,  развитие   интереса

Презентация работы

Проектная деятельность дошкольников, выпуск семейных газет и т.д.

Блок 6. Модель сотрудничества с родителями

Форма

Цель

Метод

Приглашение

Знакомство в непринужденной обстановке

Посещение на дому, первое общение

Знакомство

Сбор информации для планирования, обозначение роли родителя

Беседа, наблюдение, анкетирование

Адаптация

Безболезненная адаптация, минимализм разногласий

Щадящий режим, встречи со специалистами

Индивидуальный подход

Формирование чувства самоуважения, осознание собственных возможностей детей

Изучение семейного опыта, консультации и беседы

Интеграция

Установление прочного взаимопонимания между родителями и педагогами

Фронтальные формы организации родителей, совместные досуги

Анализ

Состояние дел, рефлексия, прогнозирование, планирование

Анкетирование, интервью, почта «Вы нам писали»

Обратная связь

Изучение и учет мнения родителей

Замечания, предложения

Планирование работы  предполагает еженедельно и ежеквартально  включать следующие аспекты взаимодействия:

- наблюдение за характером детско- родительских взаимоотношений,

- плановые беседы с родителями по обсуждению вопросов индивидуального развития ребенка,

- вовлечение родителей в детскую деятельность, создание проектов,

- проведение опросов, анкетирование, тестирование родителей,

- интервьюирование детей,

- фронтальные встречи.

Формы работы с родителями

Коллективные

Индивидуальные

Наглядно-информационные

  • Родительские собрания
  • «Круглые столы»
  •  конференции
  • Дискуссии
  • Беседы
  • Педагогические беседы
  • Консультации (устные, письменные, плановые, стихийные, по инициативе одной стороны

  • Практическая помощь
  • Видео
  • Аудио
  • Фотостенды
  • Папки-передвижки
  • Уголки и т.д.
  • Сайт детского сада, группы

Информационно-аналитические формы работы с родителями

Цель: сбор, обработка данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличие у них необходимых педагогических знаний, отношение к семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.

Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального личностно-ориентированного подхода к ребенку, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с родителями.

Метод

Цель

Форма

Диагностика

Выяснение особенностей воспитания ребенка в семье

Наблюдение, беседа с родителями, беседа с детьми, интерес к детской деятельности

Анкетирование

Получение информации

Закрытая, открытая

Беседа

Вызвать родителя на разговор

Определение цели, вопросов

Посещение на дому

Создание адекватной картины семейного воспитания

Наблюдение, беседы, развивающая среда дома

Методы активизации родителей.

Цель: формирование интереса к обсуждаемому материалу, желание родителей активно участвовать в обсуждении:

- вопросы, связанные с излагаемым материалом

- вопросы дискуссионного характера

- игровые: продолжи стихотворение, как ты понимаешь пословицу, отгадай загадку и др.

- игровое моделирование, игровой тренинг, решение педагогических задач

- формирование педагогической рефлексии: анализ ситуации, собственной деятельности; развитие самоанализа, самооценки.

Применение таких методов приводит родителей к пониманию того, что невозможно дать готовые рецепты воспитания, а есть лишь общие педагогические рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребенка. Самонаблюдение помогает  родителям определить эффективность применяемых методов в воспитании, изменить тактику их собственного поведения. Сформированное стремление понять ребенка, принять его суждения и поведение, способствуют проявлению взаимопонимания между взрослыми и детьми, возникновению прочных связей, безбоязненного проявления детьми своих желаний и умений.  

Оценка эффективности реализации программы.

- установление неформального контакта с родителями;

- расширение кругозора родителей;

- возможность открытого диалога;

- формирование авторитета, доверия и понимания;

- развитие сотрудничества;

- детские проблемы решаются в короткий срок;

- радость от общения;

- удовлетворение запросов родителей;

- сближение семейного и общественного воспитания;

- повышение профессионализма;

- преемственность;

- привлечение других социальных инструментов;

- работа в творческом поисковом режиме.

Процесс формирования общения с родителями по вопросу воспитания и образования детей в рамках открытого диалога позволил  повысить уровень педагогической и правовой культуры родителей и сформировать коммуникативную компетентность педагогов.

В результате, родители больше доверяют и способны к диалогу, открыто идут на общение, обращаются за советом.

Таким образом, участники педагогического процесса познают собственную мотивацию, учатся преодолевать психологические барьеры общения, осознают свои трудности, учатся анализировать ситуацию общения, прогнозировать, проектировать, анализировать, моделировать свою деятельность и ее результаты, конструировать программу своей деятельности, выбирать содержание и методы ее осуществления.

Методическое обеспечение.

  1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М. , 2001.
  2. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. –М.: ТЦ Сфера, 2005.
  3. Данилина Т.А. и др. Интеграция работы ДОУ с семьей// Управление ДОУ. – 2002. - №4.
  4. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М., 2002.
  5. Дошкольное образование России в документах и материалах. -М. ,2003.
  6. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений/ Т.Н. Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е. Жичкина, С. И .Мусиенко. – М.: ЛИНКО -  ПРЕСС, 2001.
  7. Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателя в подготовке к общению с родителями// Управление ДОУ. – 2002. - №4.
  8. Зверева О.Л. , Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
  9. Соловьянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения  с семьей. – М. : АРКТИ, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с родителями по развитию речи детей в логопедической подготовительной к школе группе.

Программа рассчитана  на детей 5-6лет, воспитанников логопедических групп детского сада и их родителей.Цель: развитие речи детей и сплочение семьи в совместной деятельности.Задачи:a)...

Программа работы с родителями в средней группе по художественно-эстетическому воспитанию.

Данная программа содержит тематический и календарный план по работе с родителями на один год...

Программа работы с родителями в период адаптации детей к ДОУ

Работа с семьей — важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения — системообразующее ядро каждой образовательной программы. Необходимы взаимодействие и пре...

Программа работы с родителями по коррекции агрессивного поведения

Цель программы: Информирование родителей по вопросам агрессивности у дошкольников и способах её коррекции.Задачи:Объяснение родителям, что такое агрессивность, как она проявляется, чем она опасна для ...

Программа работы с родителями "Дорогою добра"

В документе представлена теоретическая часть программы работы с родителями....

Программа работы клуба родителей детей раннего дошкольного возраста по адаптации "Счастливые дети-счастливые родители"

         Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления пост...