Воспитание без наказания – это возможно?
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Белова Людмила Викторовна

Материал для бесед педагога с родителями по вопросам нравственного воспитания детей дошкольного возраста. статья раскрывает различные методы, рекомендации, советы по воспитанию ребенка дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_bez_nakazaniya_-_eto_vozmozhno.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание без наказания – это возможно?

Правильное воспитание – воспитание без наказаний. Наказания – крайняя мера воздействия. Они допустимы, когда использованы все возможные формы убеждения и не принесли желаемого результата.

Иногда, применяют так называемый метод естественных последствий. То есть используют меры воздействия, вытекающие из самого поступка: насорил – убери, налил воду – вытри, оторвал пуговицу – пришей. Это вызывает у ребенка осознанное отношение к своим действиям: не очень приятно, когда ему самому приходится расплачиваться за свое плохое поведение.

 Но и этим методом надо пользоваться весьма продуманно, так как не во всех случаях он приемлем. Нельзя, например, оставить ребенка без прогулки за то, что он капризничал и не хотел одеваться. Нельзя отправить малыша в детский сад в испачканном платье за то, что он неряшлив (вряд ли это поможет, если у ребенка нет навыка аккуратности!).

Применяя метод естественных последствий, надо иметь в виду следующее: все, что может вредить нормальному физическому самочувствию и развитию детей, угрожает их безопасности и здоровью. Это  – нарушение режима, лишение обеда, сна, прогулки, ни в коем случае не должно использоваться как наказание.

Нельзя наказывать ребенка трудом: не послушался – будешь за это убирать комнату или наводить порядок в своем шкафу. Превращая выполнение тех или иных обязанностей в наказание, можно вызвать неприязнь к труду, а это противоречит основным принципам воспитания. Напротив, любые трудовые поручения должны приносить детям радость, удовлетворение от затраченных усилий.

Отстранение ребенка от выполнения трудовых поручений должно восприниматься им как наказание. Например, воспитатель говорит мальчику:

- За то, что ты плохо себя ведешь, не разрешаю тебе с ребятами собирать урожай на нашем огороде.

Разумеется, применение этой меры оправдано в том случае, если ребенок положительно относится к данному виду деятельности, дорожит возможностью принять в нем участие вместе со своими товарищами. В нашем примере педагог учитывает, что сбор урожая мало кого из детей оставляет равнодушным. Безусловно, отстранение от участия в коллективном труде – прием, возможный только по отношению к старшим дошкольникам, так как у них уже довольно отчетливо проявляется стремление к совместной деятельности и привязанность к коллективу.

Совершенно очевиден вред частых наказаний: ребенок перестает реагировать на них, привыкает к тому, что это явление обычное, а не исключительное.

Малыш что-то строит из песка. Однако игра постоянно нарушается окриками мамы: «Не бери песок руками», «Не садись на колени – запачкаешь джинсы» и т.д.

У ребенка, видимо, уже создалось прочное «противостояние» маминым окрикам: он будто и не слышит их. Это раздражает мать, она то и дело уводит его из песочницы и усаживает возле себя. Но это не производит на мальчика ни малейшего впечатления. Получая разрешение играть, он все повторяет снова. Вконец рассерженная мать хватает сына и тащит домой, а он, кривляясь и размахивая рукой, озорно посматривает по сторонам.

Частые окрики, замечания усиливают негативизм ребенка. Робкие, тихие дети от постоянных одергиваний становятся еще более заторможенными, застенчивыми, «забитыми», а у возбудимых усиливается агрессивность, и они часто делают вид, будто не слышат распоряжений старших.

Беседуя с родителями, воспитатель должен предостеречь их от стремления добиваться послушания запугиванием.

- Если не будешь слушаться, придет дед и унесет тебя, - говорит мать двухлетнему малышу. Он затихает, на лице испуг.

В другой раз, когда малыш отказывается есть, мать снова пытается действовать таким же способом:

- Не будешь есть – отдам чужой тете!

Совсем маленькие дети верят в подобные угрозы: одни затихают, другие, наоборот, возбуждаются, начинают плакать. Чувство страха по-разному действует на детей, однако во всех случаях оно отрицательно влияет на их психическое состояние и может вызвать нервное перенапряжение.

Надо учитывать, что дети испытывают страх особенно остро потому, что многие еще не познанные ими жизненные явления полны для них тайн и чудес. Малыши боятся темноты, так как не узнают силуэты знакомых предметов, выглядевших при дневном освещении совсем не страшно. Они пугаются новых звуков, грома и молнии.

Послушание ценой страха возможно, пока ребенок мал. Но когда ему уже 5-7 лет, мир познанного значительно расширяется,  он перестает верить в то, что «мама отдаст его чужой тете» («Сколько раз об этом говорила и не отдала!»).

Случается, что воспитатели и родители по неопытности злоупотребляют угрозой наказания: «Если будешь обижать Колю, никогда больше не разрешу тебе играть с ним», «Не хочешь быстро собираться в детский сад, оставлю одного дома», «За то, что плохо ведешь, переведу в младшую группу». Рано или поздно ребенок поймет, что угроза остается лишь угрозой. Но на данном этапе невыполнение обещания рождает у него надежду на безнаказанность, тем самым подрывая авторитет взрослых.

Недопустимо прибегать к подкупу и обману. Если дошкольника заставляют подчиниться требованиям старших, обещая за это дать лакомство или игрушку, то он может специально упрямиться, капризничать, чтобы выторговать желаемое. И уже совсем невразумительно не выполнять обещаний: однажды обманувшись, малыш в дальнейшем будет ставить под сомнение любое распоряжение взрослых.

Воспитатель должен предусмотреть ответную реакцию детей на порицание. Верно выбранное наказание вызывает у дошкольника чувство стыда за свой поступок, желание исправиться.

Задача педагога – объяснить родителям, что ребенок должен извлечь определенный урок из наказания, глубоко прочувствовать свою вину. Если же наказание сводится только к тому, чтобы заставить ребенка попросить прощения, то у него складывается легкое отношение к своим поступкам и к порицанию, высказанному взрослым.

Всегда нужно стараться довести до сознания ребенка неприглядность его действий, иногда полезно спросить, понял ли он, за что был наказан. Ведь дети часто просят прощения механически, не вникая в смысл происшедшего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекторий для родителей " Воспитание без наказания "

В данном лектории раскрываются интересные подхода к воспитанию детей дошкольного возраста без наказания. Предложены альтернативы наказанию....

Воспитание без наказания.

Вопроса о наказаниях не обошла вниманием ни одна серьезная педагогическая школа. Ученые мужи уже много веков вдохновенно спорят о том, можно ли шлепнуть расшалившегося ребенка по попе или ему до...

"Воспитание без наказаний"

Если ребенка жестоко наказывают и унижают дома, это обязательно всплывает в его детских играх, а в дальнейшем– и в отношениях со сверстниками.Сначала он будет шокировать окружающих избиение...

Плакат. Воспитание без наказания.

Стендовая информация для родителей. Эффективные способы воспитания. Профилактика жестокого обращения с детьми....

ВОСПИТАНИЕ БЕЗ НАКАЗАНИЙ

В работе рассматриваются наиболее распостранённые вида наказаний детей, анализируются их последствия; даются рекомендации, как избежать кризисных ситуаций в детско-родительских отношениях...

Воспитание и наказание

Консультация для родителей в вопросах взаимодействия с детьми....