отчет по самообразованию."Влияние мелкой моторики на творческие способности дошкольников с использованием тестопластики"
консультация (средняя группа) на тему


Тестопластика -развивает творческие способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Отчет по самообразованию воспитателя

Мнацакановой К.Г. на 2014-15 учебный год.

Тема. «Влияние мелкой моторики на творческие способности дошкольников с использованием  тестопластики»

Ст .Кущевская

2015 г.

Комочек из теста мягкий,

На ощупь приятный и гладкий.

Лежит у меня на ладошке,

Слепить из него могу кошку,

Слоненка слепить или мишку,

Картинку, что видела в книжке.

Смотрю на него и гадаю,

Слепить из него что - не знаю.

Комочек помяла немножко,

Слеплю ему ручки и ножки,

Слеплю ему ушки и глазки,

И вместе отправимся в сказку!

Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга.

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Развивая мелкую моторику рук у дошкольников – мы развиваем и языковой аппарат.

Мелкую моторику руки можно развивать через различные виды деятельности как в детском саду так и дома.

Мною был выбран раздел Художественно эстетическое развитие.

Программа  по художественно-эстетическому развитию предусматривает:                                                • развитие интереса к различным видам искусства                                                                                        • формирование художественно-образных представлений                                                                                • развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации                                                                • обучение основам создания художественных образов, формирование практических    навыков и умений в разных видах художественной деятельности;                                                                                                                                • развитие сенсорных способностей                                                                                                                             • приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства

Цель моей работы: Влияние мелкой моторики на творческие способности дошкольников с использованием тестопластики.

Задачи:

- Изучение учебной и научно-методической литературы;

- Повышение общекультурного уровня среди родителей

- разработать перспективный план работы с детьми по тестопластике. -  Развитие творчества и фантазии, образного мышления и любознательности, наблюдательности и воображения у детей.      

Для решения поставленных задач мы используем методику Тамары Семеновны Комаровой,  в которой не предусмотрены занятия по лепке из соленого теста. Лепить можно из пластилина  и глины, но интересно попробовать и что-то новое, например, соленое тесто.

В своей работе по развитию мелкой моторике с детьми, я предпочла использовать нетрадиционную технику изобразительной деятельности-тестопластику.

Преимущества соленого теста перед пластилином и глиной:

- Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег.

- Легко отмывается и не оставляет следов.

- Безопасно при попадании в рот.

- Не липнет к рукам при лепке.

- Можно сушить на воздухе.

- Можно лепить из окрашенного теста и можно расписать уже готовое изделие.

Занятие лепкой способствует развитию чувства осязания обеих рук. Передавая форму предмета, ребенок активно действует всеми пальцами, а это способствует развитию речи. Лепка тесно связана с игрой, так как объемные фигурки стимулируют детей к игровым действиям с ними. Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребенка:

Повышает сенсорную чувствительность;

Развивает общую ручную умелость, мелкую моторику;

Синхронизирует работу обеих рук;

Формирует умение планировать работу, вносить изменения;

Развивает творчество ребенка.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества, при этом продукт создается руками ребенка, а значит, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не карандашом, ножницами или кисточкой. Лепка снимает излишнее эмоциональное напряжение, помогает ребенку расслабиться.

В процессе лепки из теста можно использовать разнообразные виды материалов:

бусинки, косточки от фруктов, семена и сухоцветы,  чеснокодавилку,  расческа, колесики, бантики, веточки, ушки, ракушки, спагетти различной длины и толщины, пуговиц, зубочистка, колпачок от шариковой ручки, старый стержень от шариковой ручки, формочки для выпечки печенья, насадки для кулинарного шприца, красивые пуговицы, бисер, цепочки, нитки,   создавать оттиски своих ладошек, а также различных предметов. При этом у детей улучшается координация и точность движений, разрабатываются кисти рук, кончики пальцев становятся более чувствительными.

Для раскрашивания поделок можно используем гуашь, акриловые краски. Можно добавить краситель в воду при замешивании теста, как подскажет фантазия исходя из замысла. Процесс этот тоже творческий, не бывает двух одинаковых поделок, произведений. Замешивание соленого теста, добавление цвета – это практически экспериментальная деятельность. Что с чем смешивается? Что растворяется? Почему, если соль крупная, видны ее кристаллики? Развивается познавательный интерес, желание принимать в этом процессе активное участие.

Разработанная мною система занятий по тестопластике предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста

План мероприятий

Вид деятельности

Сроки

результат

Изучение методической литературы

В течение учебного года

Картотека литературы по теме

Изучение опыта работы по теме через использование Интернет-ресурсов

В течение учебного года

Социальная сеть работников образования Международный образовательный портал «МААМ.RU»

Разработка плана занятий с детьми.

Оформление стенда «Мы старались»

В течение учебного года

Выставка детских работ

Работа с родителями:

-Индивидуальные консультации, беседы о специфике работы с соленым тестом.

-Родительское собрание  в форме мастер - класс «Тесто это просто».

- Выставка  работ родителей из соленого теста.

Ноябрь

февраль

март

Результат участия

Посещение занятий РМО

В течении года

Знакомство с опытом работы

Библиография:

“Лепим из соленого теста”. Данкевич Е.

“Путешествие в мир искусств” Кожохина С. К.

В. А. Хоменко Солёное тесто Шаг за шагом.- Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга». 2007.- 64с

Анна Фирсова Чудеса из солёного теста  АЙРИС - ПРЕСС Москва 2008.

Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет; - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. - 144 с

Лыкова И.А. мы лепили, мы играли; книга для занятий с детьми; - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005

Лыкова И.А. Лепим с мамой; азбука лепки; М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007

Лыкова И.А. Лепим игрушки;  мастерилка; М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009

Антакова-Фомина Л. В. «Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук» (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД), М., 1974

Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка», М.,1973



Предварительный просмотр:

             Отчет по самообразованию воспитателя

Мнацакановой К.Г. на 2014-15 учебный год.

Тема. «Влияние мелкой моторики на творческие способности дошкольников с использованием  тестопластики»

Ст .Кущевская

2015 г.

Комочек из теста мягкий,

На ощупь приятный и гладкий.

Лежит у меня на ладошке,

Слепить из него могу кошку,

Слоненка слепить или мишку,

Картинку, что видела в книжке.

Смотрю на него и гадаю,

Слепить из него что - не знаю.

Комочек помяла немножко,

Слеплю ему ручки и ножки,

Слеплю ему ушки и глазки,

И вместе отправимся в сказку!

Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга.

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Развивая мелкую моторику рук у дошкольников – мы развиваем и языковой аппарат.

Мелкую моторику руки можно развивать через различные виды деятельности как в детском саду так и дома.

Мною был выбран раздел Художественно эстетическое развитие.

Программа  по художественно-эстетическому развитию предусматривает:                                                • развитие интереса к различным видам искусства                                                                                        • формирование художественно-образных представлений                                                                                • развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации                                                                • обучение основам создания художественных образов, формирование практических    навыков и умений в разных видах художественной деятельности;                                                                                                                                • развитие сенсорных способностей                                                                                                                             • приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства

Цель моей работы: Влияние мелкой моторики на творческие способности дошкольников с использованием тестопластики.

Задачи:

- Изучение учебной и научно-методической литературы;

- Повышение общекультурного уровня среди родителей

- разработать перспективный план работы с детьми по тестопластике. -  Развитие творчества и фантазии, образного мышления и любознательности, наблюдательности и воображения у детей.      

Для решения поставленных задач мы используем методику Тамары Семеновны Комаровой,  в которой не предусмотрены занятия по лепке из соленого теста. Лепить можно из пластилина  и глины, но интересно попробовать и что-то новое, например, соленое тесто.

В своей работе по развитию мелкой моторике с детьми, я предпочла использовать нетрадиционную технику изобразительной деятельности-тестопластику.

Преимущества соленого теста перед пластилином и глиной:

- Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег.

- Легко отмывается и не оставляет следов.

- Безопасно при попадании в рот.

- Не липнет к рукам при лепке.

- Можно сушить на воздухе.

- Можно лепить из окрашенного теста и можно расписать уже готовое изделие.

Занятие лепкой способствует развитию чувства осязания обеих рук. Передавая форму предмета, ребенок активно действует всеми пальцами, а это способствует развитию речи. Лепка тесно связана с игрой, так как объемные фигурки стимулируют детей к игровым действиям с ними. Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребенка:

Повышает сенсорную чувствительность;

Развивает общую ручную умелость, мелкую моторику;

Синхронизирует работу обеих рук;

Формирует умение планировать работу, вносить изменения;

Развивает творчество ребенка.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества, при этом продукт создается руками ребенка, а значит, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не карандашом, ножницами или кисточкой. Лепка снимает излишнее эмоциональное напряжение, помогает ребенку расслабиться.

В процессе лепки из теста можно использовать разнообразные виды материалов:

бусинки, косточки от фруктов, семена и сухоцветы,  чеснокодавилку,  расческа, колесики, бантики, веточки, ушки, ракушки, спагетти различной длины и толщины, пуговиц, зубочистка, колпачок от шариковой ручки, старый стержень от шариковой ручки, формочки для выпечки печенья, насадки для кулинарного шприца, красивые пуговицы, бисер, цепочки, нитки,   создавать оттиски своих ладошек, а также различных предметов. При этом у детей улучшается координация и точность движений, разрабатываются кисти рук, кончики пальцев становятся более чувствительными.

Для раскрашивания поделок можно используем гуашь, акриловые краски. Можно добавить краситель в воду при замешивании теста, как подскажет фантазия исходя из замысла. Процесс этот тоже творческий, не бывает двух одинаковых поделок, произведений. Замешивание соленого теста, добавление цвета – это практически экспериментальная деятельность. Что с чем смешивается? Что растворяется? Почему, если соль крупная, видны ее кристаллики? Развивается познавательный интерес, желание принимать в этом процессе активное участие.

Разработанная мною система занятий по тестопластике предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста

План мероприятий

Вид деятельности

Сроки

результат

Изучение методической литературы

В течение учебного года

Картотека литературы по теме

Изучение опыта работы по теме через использование Интернет-ресурсов

В течение учебного года

Социальная сеть работников образования Международный образовательный портал «МААМ.RU»

Разработка плана занятий с детьми.

Оформление стенда «Мы старались»

В течение учебного года

Выставка детских работ

Работа с родителями:

-Индивидуальные консультации, беседы о специфике работы с соленым тестом.

-Родительское собрание  в форме мастер - класс «Тесто это просто».

- Выставка  работ родителей из соленого теста.

Ноябрь

февраль

март

Результат участия

Посещение занятий РМО

В течении года

Знакомство с опытом работы

Библиография:

“Лепим из соленого теста”. Данкевич Е.

“Путешествие в мир искусств” Кожохина С. К.

В. А. Хоменко Солёное тесто Шаг за шагом.- Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга». 2007.- 64с

Анна Фирсова Чудеса из солёного теста  АЙРИС - ПРЕСС Москва 2008.

Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет; - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. - 144 с

Лыкова И.А. мы лепили, мы играли; книга для занятий с детьми; - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005

Лыкова И.А. Лепим с мамой; азбука лепки; М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007

Лыкова И.А. Лепим игрушки;  мастерилка; М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009

Антакова-Фомина Л. В. «Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук» (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД), М., 1974

Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка», М.,1973


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Лего- педагогика: влияние на развитие мелкой моторики и интеллектуальных способностей дошкольников"

На протяжении многих лет, конструкторы лего остаются самыми популярными и востребованными, в них влюблены дети всей планеты. Лего является самым известным конструктором в мире. Мы привыкли к нему, как...

творческий отчет по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики"

Предлагаю вам замечательный метод развития малышей с помощью тестопластики....

Влияние лего на развитие мелкой моторики и интеллектуальных способностей дошкольников

Консультация для родителей "Влияние лего на развитие мелкой моторики и интеллектуальных способностей дошкольников"...

Пластилинография как средство развития мелкой моторики и творческих способностей дошкольника

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графи...

Методическая разработка. Презентация на тему «Развитие мелкой моторики и творческих способностей через нетрадиционную технику изобразительного искусства — пластилинографию и тестопластику»

Проблема развития мелкой моторики на занятиях пластилинографии весьма актуальна, так как способствует развитию согласованности в работе глаза и рук, и чем лучше становится мелкая моторика, тем больше ...

Влияние мелкой моторики на творческие способности детей с использованием тестопластики

В данной статье показана система работы педагога с детьми по ознакомлению тестопластики. Лепка является одним из самых осязаемых  видов художественного творчества, в котором из пластичных материа...