Сообщение к родительскому собранию "Развитие памяти- один из путей успешного обучения в школе"
консультация (подготовительная группа) на тему

Сообщение к родительскому собранию "Развитие памяти - один из путей успешного обучения в школе"

Развивать память - значит обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника.

Непроизвольное запоминание.

Произвольная память.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebenok_rozhdaetsya_slabym_i_bespomoshchnym.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок рождается слабым и беспомощным. Он попадает в новые условия с бесконечным количеством сменяющихся разнообразных раздражителей. С первого дня появления на свет он воспитывается и обучается, т.е. начинает функционировать память. Без нее невозможно обучение: знания, умения и навыки всегда основаны на прошлом опыте.

Память связана с восприятием. Малыш вспоминает об объекте при его появлении.

На первом году жизни в процессе памяти включается слово. Слово взрослого обозначает объект, описывает его внешний вид. Характеризует внутренние черты. Это способствует тому, что у младенца складывается образ собственного тела. Он может по просьбе взрослого показать свой носик, ушки, ножки, ручки, глазки, что создает предпосылки для развития самосознания, формирования представлений о себе.

У младенца функционируют все виды памяти. С середины первого года жизни появляется эмоциональная память – запоминание эмоциональных переживаний. Почти с самого рождения начинает работать элементарная форма образной памяти – запечатления.

Двигательная память – память на движения и действия – появляются рано (на первом месяце жизни) как рефлекс на положение при кормлении. Мощный толчок в развитии двигательной памяти дает освоение способов перемещения в пространстве – ползание и особенно ходьба. И здесь появляется связь двигательной и эмоциональной памяти.

Двигательная (моторная) память помогает малышу овладеть основными движениями. Они постепенно автоматизируются, становятся более точными, легкими, естественными. Формируются физкультурные навыки. К ним относятся не только навыки ходьбы, но и бега, лазания, ползания, прыжков, метания.

Овладевая основными видами движений, осваивая физкультурные и культурно- гигиенические навыки, ребенок начинает осознавать свою самостоятельность. Он гордится теми действиями, которые закрепились, стали устойчивыми, а значит, хорошо удаются. Двигательная память у дошкольников продолжает расширяться за счет усложнения и освоения спортивных упражнений: катание на санках, коньках, велосипеде, самокате, ходьбы на лыжах, плавания. Складываются спортивные навыки.

При формировании физкультурных и спортивных навыков у детей значительную роль играет показ взрослым образца движения, которому они охотно подражают.

На основе двигательной памяти у ребенка складываются многочисленные и разнообразные трудовые навыки: вдевание нитки в иголку, пришивать пуговицу, подметать пол и т.д.

В основе многих трудовых навыков лежат орудийные действия. Такие действия предполагают наличие предмета- цели и предмета- средства, с помощью которого ребенок воздействует на цель: рубанком обрабатывает доску, молотком забивает гвозди. Дошкольник должен иметь образ всех составляющих действие движений, последовательность их выполнения, а также знать назначение орудия, его функцию. Таким образом, двигательная память соединяется со словесной и образной, становится обобщенной.

Одним из путей развития памяти и игры выступает ознакомление с окружающим: чем больше его опыт, тем не только богаче его память, но и разнообразнее сюжеты игр.

Память ребенка – это его интерес. Непроизвольное запоминается то, что привлекло внимание, вызвало яркий эмоциональный отклик, удивило, поразило.

Непроизвольное внимание и воспроизведение у дошкольника всегда включено в какую-либо деятельность и осуществляется внутри ее. Непроизвольно запоминается именно то , что составляет цель деятельности или имеет к ней прямое отношение. Рассматривал со взрослыми картинки, отвечал на вопросы о прочитанной сказке или рисовал ее героев и запоминал содержание картинок и сказки.

Важнейший путь руководства непроизвольным запоминанием дошкольника – организация активной деятельности с тем материалом, который нужно запомнить. Начните с создания интереса к объекту, на основе интереса организуйте наблюдение, в ходе которого помогите ребенку выделить функции, действия и взаимоотношения людей, признаки, свойства и качества объектов.

Накопление в памяти знаний, представлений о предметах, людях, явлениях позволяет малышу выделить в них наиболее значимое: в поведении доктора (лечит людей, относится к ним бережно, заботливо), в самолете(имеет крылья, поэтому может летать).у ребенка складывается обобщенное представление об общественных профессиональных функциях людей и в целом об окружающей действительности. На основе образов памяти он делает умозаключения, рассуждает, устанавливает причинно-следственные связи. При этом опыт ребенка перерабатывается, обобщается и переносится в игру.

Малыш, моделируя в игре социальные отношения, с одной стороны, постигает смысл человеческой деятельности, а с другой- вводит в игру освоенные им общественные нормы и правила, уточняя и обобщая их, делая запоминание более прочными. Когда девочка учит куклу, как нужно себя вести и сама  утверждается в понимании норм и правил.

На протяжении всего дошкольного возраста преобладает непроизвольная память. Ребенок запоминает многое, сам того не замечая. Малыш не ставит перед собой цели запомнить, не променяет средств, облегчающих этот процесс. Информация откладывается как бы сама собой. Но это только кажется.

Основное содержание памяти дошкольника составляет представления: конкретные наглядные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. Представления составляют основу для игры, рисования, рассказывания. Без них ребенок не может усвоить обобщенные понятия, потому что за каждым из них должна стоять конкретная ситуация. Чтобы избежать отрывочности представлений, формирующихся у малыша, нужно организовать его активную деятельность, куда включить материал для запоминания. Ведь лучше запоминается то, с чем действует ребенок: строит, раскладывает, играет.

На протяжении дошкольного детства происходят изменения в образах памяти. Не только возрастает их число, но они становятся более разнообразными, меняются по своим качественным характеристикам. Их схематичность, слитность, неопределенных, диффузных они становятся все более осмысленными, четкими, дифференцированными. Ребенок вспоминает , как на лугу цветут синие колокольчики, а муравей тащит тяжелую ношу. Образы памяти приобретают обобщенный характер, закрепляясь в слове. А на основе наглядных впечатлений малыш делает выводы: соловей – хороший певун, муравей – силач.

Память включается в наблюдение, но в то же время и сама продолжает зависеть от умения наблюдать. Развитие памяти постепенно «смыкается» с развитием мышления. Последнее опирается на образы. Чем больше образов хранится в памяти, тем разнообразнее и точнее мысленное оперирование ими. Память позволяет использовать образы вне конкретной ситуации. А способность мыслить развивается в процессе накопления знаний. Малыш с опорой на образы памяти устанавливает причинно- следственные связи, делает выводы: в лесу собирают ягоды, а потом мама делает брусничный пирог. В сознании ребенка связывается настоящее и прошлое, образуя единое целое. Память обеспечивает единство психики,  начинает обслуживать не только практическую, но и умственную деятельность. А в результате этого она сама интеллектуализируется.

Развивать память – значит обеспечить развитие всей умственной деятельности школьника.

Ребенка необходимо учить использовать богатство своей памяти, управлять ее процессами. Для этого постоянно беседуйте с ним о его прошлом, пусть не очень отдаленном. Спрашивайте о том, что он видел сегодня, что делал в детском саду, какую сказку слушал, о чем разговаривал по телефону с бабушкой. Добивайтесь возможно более подробных, развернутых ответов. Создайте у малыша установку на полноту воспроизведения: надо рассказать как можно более подробно обо всем. Если он затрудняется, на первых порах помогайте наводящими вопросами.

В детский сад.

Я сама хожу в детсад,

Мне ребята говорят:

-Ты, Марина, не шути,

Ты заблудишься в пути.

Я нисколько не боюсь,

Что в дороге заблужусь,

Потому что каждый дом

Мне до садика знаком.

Я когда иду сама

То считаю все дома.

Десять домиков подряд,

А за ними детский сад.

А. Тумаровская.

Ребенок постепенно начинает понимать, что запоминаемая информация пригодится ему в последующем. И поэтому к шести- семи годам малыш делает попытки поставить перед собой цель запомнить. Теперь уже запоминание связано не только с требованием взрослого, которому надо починяться, а с внутренней потребностью ребенка, определяемой его собственными интересами, желаниями, стремлениями. Например, он ставит цель выучить стихотворение, потому что хочет знать его, что определяется самостоятельностью дошкольника, его активностью и инициативностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СООБЩЕНИЕ ДЛЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ "ЗНАЧЕНИЕ ФЭМП ДЛЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ"

Основные свои усилия нам бы хотелось направить на то, чтобы воспитать у детей потребность испытывать интерес к процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному пои...

Презентация к сообщению из опыта работы по теме:«Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе».

Тема: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе»....

Сообщение из опыта работы Тема: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе».

Сообщение из опыта работы  Тема: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе»....

Сообщение из опыта работы по теме: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе».

Сообщение из опыта работы по теме: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе»....

Презентация к сообщению из опыта работы по теме: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе»

Презентация к сообщению из опыта работы на методическом объединении воспитателей младших и средних групп по теме: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательно...

ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ - ПУТЬ К УСПЕШНОМУ ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Актуализировать необходимость конструктивного взаимодействия педагогов с родителями воспитанников по формированию сенсомоторной сферы дошкольников....

Кучукбаева А.Л. "Шпаргалка для современного педагога: сенсомоторные игры, как  условие умственного развития детей и путь к успешному обучению в школе"

Предлагаю вашему вниманию свой опыт - сенсомоторные игры, как  условие умственного развития детей и путь к успешному обучению в школе. На современном этапе проблемы сенсомоторного разви...