Типы детско-родительских отношений
консультация на тему

Михайлова Оксана Владимировна

Консультация педагога-психолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tipy_detsko-roditelskih_otnosheniy.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Типы детско-родительских отношений

 

 Авторитарный тип

 В семье существует строгая иерархия: взрослые считаются всегда правыми, дети обязаны беспрекословно подчиняться всем их требованиям и приказам, Мнение ребенка не учитывается, его интересы и настроения игнорируются, желания, и чувства не берутся в расчет.

 

При таком стиле детско- родительских отношений:

  •  ребенок «удобен», поскольку он послушен, исполнителен, нетребователен, им легко управлять, его легко подчинять родительской воле;
  • у родителей есть иллюзорное ощущение полного контроля над воспитательной ситуацией и будущим ребенка;
  • ребенок удовлетворяет не свои потребности, а потребности родителей, обеспечивая им более удобную жизнь.

 

В дальнейшем это может привести к тому, что ребенок:

  •  при достижении подросткового возраста может захотеть вырваться из слишком жесткой системы, где его интересы игнорируются, и обрести свободу, часто ценой потери  отношений со своей прежней семьей;
  • вырастая, может попасть под влияние любой другой авторитарной системы: секты, политической партии, криминальной компании, в которой он будет так же послушен и управляем;
  • став взрослым, либо сам приобретет весьма авторитарный характер, либо станет послушным исполнителем чужой воли: пассивным, зависимым и подавленным.

 

Гиперопекающий тип

 Ребенок является центром семьи, замыкая всех на своей персоне. Большинство его желаний удовлетворяются, часто даже до того, как они были осознаны и озвучены им самим. Ребенок ограждается от любых трудностей, забот, негативных эмоций и неприятностей. К нему не предъявляется никаких требований, обязанностей, просьб. Он живет в основном своими интересами и потребностями, не принимая во внимание чувства и желания остальных членов семьи.

 

При таком стиле детско-родительских отношений:

  •  у родителей возникает иллюзия контроля над жизнью и здоровьем ребенка, тем самым они пытаются снизить свою тревогу;
  • они ощущают себя «сделавшими все для своих детей», чем снижают чувство вины, часто присущее родителям;
  • до начала социализации (поступления в детский сад или школу) ребенок ощущает себя защищенным.

 

В дальнейшем это может привести к тому, что:

  •  ребенок будет мало адаптирован к взрослой жизни, ему будет трудно приспособиться к любой ситуации, отличающейся от той, что была в его семье;
  • он станет инфантильно-потребительски относиться к миру;
  • будет болезненно реагировать на любые требования и ограничения любых систем, в которые
    попадет;    
  • ему будет трудно, а иногда и невозможно, справиться со своими чувствами: горем, злостью, досадой. обидой, которые впоследствии все же настигнут его в реальной жизни.

 

 Гипоопекающий  тип                                                                                                    

 Родители мало интересуются ребенком, до него попросту «не доходят руки». Потребности ребенка, и в частности в эмоциональном контакте,   игнорируются.  

Ребенок  испытывает      недостаток внимания, заботы, тепла. Может наблюдаться как в семьях с невысоким достатком, где родители вынуждены много работать, так и в весьма благополучных в материальном плане семьях, где родители, занятые своей жизнью, прекрасно одевают и кормят малыша, снабжают    игрушками, однако практически не имеют с ним контакта.

 

 При таком стиле детско-родительских отношений:

 

  • родители поначалу не тратят много сил и времени на воспитание ребенка;
  • ребенок вынужден учиться решать свои проблемы самостоятельно.                                                 

 

Однако в дальнейшем:                                                                                                                                

  • отсутствие правил и требований, регламентирующих жизнь, приводит к тому, что у     ребенка нет твердой опоры, чувства защищенности;
  •  отсутствие контакта, близких эмоциональных отношений с родителями может привести к
    возникновению у ребенка личностных проблем, низкой самооценки, неумению
    понимать себя и других.

Демократический тип

 Родители в семье такого типа считаются главными, им принадлежит основная доля власти и ответственности. Но при решении важных семейных вопросов интересы и мнения детей учитываются. В семье принято уважительное отношение друг другу независимо от возраста. Семья характеризуется существованием определенных традиций, правил и ценностей, которые обсуждаются и поддерживаются всеми участниками. Ребенок хорошо знает свои ограничения, полномочия и зону своей ответственности. В семье преобладает теплый эмоциональный климат, конфликтные или сложные ситуации не замалчиваются, а обсуждаются и решаются конструктивно

 

При таком стиле детско-родительских отношений:

  •  жизнь в семье требует от родителей внимания, душевной работы, творческого подхода     к воспитательным задачам, постоянного «взросления» вместе с каждым своим ребенком;
  • отсутствуют простые решения, иллюзия контроля над ситуацией, нет однозначности, нет родительского авторитета априори;
  • родитель участвует во взрослении  человека,  отличающегося от него самого,  ему самому придется осознавать и уважать эти различия, 
    устанавливая и поддерживая непростой баланс между родительским участием и передачей ответственности ребенку за его
    собственную жизнь.          

Однако в дальнейшем ребенок:                                                                                                                     

  •  осознает свои потребности и понимает желания окружающих, способен устанавливать     здоровые и гармоничные взаимоотношения;
  • вырастает дружелюбным, уважительно расположенным к себе самому и окружающим  
    его людям;
  • приобретает эмоциональную устойчивость, уверенность в своих силах, самостоятельность, ответственность, способность справляться со многими жизненными трудностями и конфликтами.

   Педагог-психолог Михайлова О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типы детско-родительских отношений. Стили семейного воспитания.

Родители играют исключительную роль в жизни ребенка, и на них ложится основная ответственность за его развитие. В большой мере особенности социального развития ребенка определяет первый и важней...

Детско-родительские отношения. Понятие и типы детско-родительских отношений.

Под родительским отношением понимается «система, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним». В литературе описана дос...

Определение типа детско-родительских отношений

Анкета для родителей "Определение типа детско-родительских отношений "...

консультация для родителей " Типы детско-родительских отношений"

как тип детско-родительских отношений влияет на развитие личности ребенка ....

Типы детско- родительских отношений

Отношения, которые мы устанавливаем с людьми, в определенной степени определяют наше существование в мире. Поэтому очень важно сделать акцент на одном из отношений, которые оказывают большое влияние н...

Социальная ситуация взаимоотношений со взрослым. Типы детско-родительских отношений.

Данная консультация поможет родителям понять своего ребенка, познакомит с особенностями развития детей дошкольного возраста....

Консультация «Влияние семьи на развитие ребенка. Основные типы детско- родительских отношений.»

laquo;Влияние семьи на развитие ребенка. Основные типы детско- родительских отношений.»  Цель: Способствовать гармонизации стиля воспитания и развитию  эффективности взаимодейств...