Определение типа детско-родительских отношений
консультация (старшая группа) на тему

Гареева Светлана Хамитьяновна

Анкета для родителей "Определение типа детско-родительских отношений "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anketa.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

                            Определение типа детско-родительских отношений 

_____________________________________________________________________
1. Вы всегда уверены, что знаете о своем ребенке всё: 
а) да, конечно; 
б) скорее да, чем нет; 
в) скорее нет, чем да; 
г) у ребенка могут быть свои секреты. 
2. Если у Вас проблемы с ребенком, кто в семье их решает: 
а) мать; 
б) отец; 
в) совместно; 
г) любой другой член семьи (бабушка, дедушка). 
3. Если у Вашего ребенка появляются первые признаки простуды, как Вы обычно поступаете: 
а) немедленно вызываю врача; 
б) лечу самостоятельно; 
в) зачем беспокоиться, скоро всё пройдет; 
г) полагаюсь на опыт бабушки. 
4. Ваш ребенок в группе детского сада подрался или поссорился с другим ребенком: 
а) узнаю у воспитателя, почему он допустил подобное поведение ребенка; 
б) мой ребенок не мог спровоцировать ссору; 
в) я так и знала, «опять полез в драку»; 
г) сами разберутся. 
5. Вы стараетесь выполнить все желания ребенка: 
а) да, если они не вредят его здоровью; 
б) да, если они финансово допустимы; 
в) нет, мой ребенок часто просит невозможного и капризничает; 
г) нет, ребенок должен с детства понимать, что в жизни не всё выполнимо. 
6. Вы считаете своим долгом знать всё, о чем думает Ваш ребенок: 
а) да, конечно; 
б) нет, у ребенка могут быть свои секреты; 
в) ребенок должен расти свободным и самостоятельным. 
7. Как часто Вы думаете о том, что благополучие Вашего ребенка находится под угрозой: 
а) часто, почти всегда о нем беспокоюсь, даже если нахожусь рядом с ним; 
б) часто, но только если меня нет рядом; 
в) только в случае опасности; 
г) беспокоюсь, но считаю, что ребенок должен расти самостоятельным. 
8. Когда Вы собираетесь в отпуск или отдохнуть, то: 
а) беру ребенка с собой, хотя с ним очень хлопотно отдыхать; 
б) беру ребенка с собой с большим удовольствием, семья должна отдыхать вместе; 
в) оставляю ребенка на время бабушке. 
9. Верно ли, на Ваш взгляд, утверждение: если ребенка держать в строгих рамках — вырастет порядочный человек: 
а) да, верно; 
б) нет, не верно. 
10. Согласны ли Вы с утверждением, что ребенок не должен знать всей правды о жизни: 
а) да, ребенка надо ограждать от трудностей, пока это возможно; 
б) нет, ребенок должен сразу привыкать к трудностям. 
11. Если в детстве воспитывать ребенка в строгой дисциплине, это разовьет у него сильный характер: 
а) да; 
б) нет. 
12. Когда ребенок очень сильно просит изменить решение, которое Вы уже приняли, Вы его: 
а) меняю; 
б) не меняю. 
13. Сегодня в доме праздник: 
а) дети — главные участники в семье; 
б) праздник только для взрослых; 
в) дети с нами, но стол накрыт отдельно. 
А теперь необходимо произвести подсчет 


Для мам 
Вы — «спокойная мама» 
Если Вы выбрали следующие ответы, то за каждый получаете по одному очку: 16, 2в, 36, 46, 56, 66, 76, 8бу^б, 10а, 116, 126, 13а или 136. 
Итого: 
Вы — «тревожная мама» 
Если Вы выбрали следующие ответы, то за каждый получаете по одному очку: 1а, 2а, За, 4а, 5а, 6а, 7а, 86, 10а, 116, 12а, 13а. 
Итого: 
Вы — «тоскливая мама» 
Если Вы выбрали следующие ответы, то за каждый получаете по одному очку: 1в или 1г, 2г, Зв, 4в, 5в, 66, 7в, 8в, 96, 106, 116, 12а, 136. 
Итого: 
Вы — «уверенная и властная мама» 
Если Вы выбрали следующие ответы, то за каждый получаете по одному очку: 1а или 1г, 2а, 36, 4а, 5г, 6г, 7г, 8в, 9а, 106, 11а, 126, 136, но может быть и 13а и 13в. 
Итого: 
Для пап 
Вы — «папа-мама» или «мама-папа» 
Если Вы выбрали следующие ответы, то за каждый получаете по одному очку: 16, 2в, 36, 46, 56, 66, 76, 86, 96, 10а, 116, 126, 13а или 136. 
Итого: 
Вы — «Карабас-Барабас» 
Если Вы выбрали следующие ответы, то за каждый получаете по одному очку: 1в, 26, Зв, 4в, 5г, 6в, 7г, 8в или 8а, 9а, 106, 11а, 126, 13в или 136. 
Итого: 
Вы — «крепкий орешек» 
Если Вы выбрали следующие ответы, то за каждый получаете по одному очку: 1в, 2а, За, 4а или 4в, 5г, 6в, 7в, 8в, 9а, 106, 11а, 126. 
Итого: 
Вы — «попрыгунья-стрекоза» 
Если Вы выбрали следующие ответы, то за каждый получаете по одному очку: 1в, 2а или 2г, 3г, 4г, 5в, 66, 7в, 8в, 9в, 10в 11в 12а, 136. 
Итого: 
Вы — «добрый молодец», «рубаха-парень» 
Если Вы выбрали следующие ответы, то за каждый получаете по одному очку: 1в, 2а, Зв или 36, 4г, 56, 66, 7в, 8в, 96, 10а 116 12а, 136. 
Итого: 
Вы — «ни рыба ни мясо», «под каблуком» 
Если Ваши ответы во всем вторят маме ребенка. 
Произведите подсчеты и получите итог по каждой из категорий, соответствующей Вашему полу. Самый высокий итог указывает на доминирующие тенденции в Ваших отношениях с ребенком. 
Следует помнить, что возможно внесение корректив в Вашу модель взаимодействия с малышом. 

А.Я. Варга по характеру отношения к детям выделяет четыре типа мам [6, 34]. 
Спокойная уравновешенная мама — настоящий эталон материнства. Она всегда всё знает о ребенке. Чутко реагирует на его проблемы, вовремя приходит на помощь. Заботливо растит его в атмосфере благожелательности и добра. 
Тревожная мама вся во власти того, что ей постоянно мнится по поводу здоровья ребенка. Она во всем видит угрозу его благополучию. Тревожность и мнительность матери создают тяжелую семейную атмосферу, которая лишает покоя всех членов семьи. 
Тоскливая мама вечно всем недовольна. Ее беспокойство и нервозность вызывают думы о ребенке, в котором она видит обузу, преграду на пути к возможному счастью. Вывод ясен: ребенку с такой мамой не повезло. 
Уверенная и властная мама твердо знает, что хочет от ребенка. Жизнь ребенка спланирована ею до его рождения, и от воплощения запланированного мама не отходит ни на йоту. «Создавая» ребенка 
по идеальной модели, мама подавляет его, стирает его неповторимость, гасит стремление к самостоятельности, тем паче — к инициативе. 
Достаточно интересна классификация пап, представленная АИ. Баркан [4, 136]. 
«Папа-мама» — это по-матерински заботливый отец, он берет на себя все функции мамы: и искупает, и накормит, и книжку почитает. Но не всегда ему удается делать это с должным терпением (как это бывает у мам). Пресс настроения папы давит на ребенка: когда все хорошо, папа заботлив, добр, отзывчив, а если что-то не ладится, бывает несдержанным, вспыльчивым, даже злым. 
«Мама-папа» главную заботу видит в том, чтобы получше угодить чаду. Как мать и как отец, он безропотно тянет родительскую ношу. Заботлив, нежен, без перепадов настроения. Ребенку всё разрешается, всё прощается, и он иногда «удобно устраивается» на папиной голове, превращаясь в маленького деспота. 
«Карабас-Барабас». Папа — злой, жестокий, признающий всегда и во всем лишь «ежовые рукавицы». Он нервозен и непоследователен. В семье царит страх, а в душе ребенка поселяется тревога. Наказание за содеянное — излюбленный метод такого папы. И вполне возможен вариант, что у ребенка рано или поздно закипит и прорвется наружу чувство ненависти. Так Карабас создает для себя Везувий, который не любит «молчать». 
«Крепкий орешек» — непреклонный тип папы, признающий лишь правила без исключения, никогда не идущий на компромиссы, чтобы ими облегчить участь ребенка, когда он не прав. 
«Попрыгунья-стрекоза» — папа, живущий в семье, но не чувствующий себя отцом. Его идеал жизни — свободная холостяцкая жизнь без ответственности за судьбы близких людей. Семья для него — тяжелая ноша, ребенок — обуза, предмет заботы жены (что хотела — то получила!). При первой возможности этот тип папы превращается в приходящего папу. 
«Добрый молодец», «рубаха-парень» — папа, на первый взгляд, и как брат, и как друг. С ним интересно, легко, весело. Любому бросится на помощь, но при этом забудет о собственной семье. Ребенок живет в атмосфере ссор и конфликтов, в душе сочувствуя папе, но не в силах ничего изменить. 
«Ни рыба ни мясо», «под каблуком» — это не настоящий папа, потому что не имеет своего голоса в семье, во всем вторит маме, Даже если она не права. Опасаясь гнева жены в трудные для ребенка моменты, он не имеет сил перейти на его сторону, чтобы помочь. 
Существует попытка описать воспитание в семье через те роли, которые выполняет ребенок. Роль определяется как некий набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, как сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми членами семьи. Детские роли четко выявляются в семьях, где родительские позиции утрачивают гибкость и адекватность. К наиболее «типичным» относятся следующие роли. 
«Козел отпущения». Эта детская роль возникает в семье, когда супружеские проблемы родителей переходят на ребенка. Он как бы отводит на себя эмоции родителей, которые те готовы выплеснуть друг на друга. 
«Любимчик». Она возникает тогда, когда родители не испытывают друг к другу никаких чувств, а эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребенке и любовью к нему. 
«Бэби». В этой роли ребенок отдален от родителей, он «вечное дитя», от которого ничего не зависит. Эта роль возникает при сильной близости супругов друг к другу. 
«Примиритель». Ребенок в такой роли рано включается в сложности семейной жизни, занимает важнейшее место в семье, регулируя и устраняя супружеские конфликты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типы детско-родительских отношений. Стили семейного воспитания.

Родители играют исключительную роль в жизни ребенка, и на них ложится основная ответственность за его развитие. В большой мере особенности социального развития ребенка определяет первый и важней...

Детско-родительские отношения. Понятие и типы детско-родительских отношений.

Под родительским отношением понимается «система, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним». В литературе описана дос...

Типы детско-родительских отношений

Консультация педагога-психолога...

консультация для родителей " Типы детско-родительских отношений"

как тип детско-родительских отношений влияет на развитие личности ребенка ....

Типы детско- родительских отношений

Отношения, которые мы устанавливаем с людьми, в определенной степени определяют наше существование в мире. Поэтому очень важно сделать акцент на одном из отношений, которые оказывают большое влияние н...

Социальная ситуация взаимоотношений со взрослым. Типы детско-родительских отношений.

Данная консультация поможет родителям понять своего ребенка, познакомит с особенностями развития детей дошкольного возраста....

Консультация «Влияние семьи на развитие ребенка. Основные типы детско- родительских отношений.»

laquo;Влияние семьи на развитие ребенка. Основные типы детско- родительских отношений.»  Цель: Способствовать гармонизации стиля воспитания и развитию  эффективности взаимодейств...