Объяснения – вместо физических наказаний.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Белова Людмила Викторовна

Материал для бесед педагога с родителями по вопросам нравственного воспитаниядетей дошкольного возраста. Статья раскрывает различные методы, рекомендации, советы по воспитанию ребенка дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obyasneniya_-_vmesto_fizicheskih_nakazaniy.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

Объяснения – вместо физических наказаний.

Воспитывая ребенка в семье, следует не забывать об индивидуальных особенностях, часто обусловливающих поступки и «срывы» в поведении. Не стоит выделять ребенка как маленького и потому пользующегося особыми привилегиями в семье. Гораздо важнее, чтобы он чувствовал свое равенство в семейном коллективе. Не ставить ребенка в особое положение: первый кусок, лучшее место способствуют воспитанию эгоистических наклонностей.

Если ребенок сам признался в своем проступке, сказал правду, надо отметить это. Однако одобрение не исключает порицания за неправильное поведение. В таких случаях порицания за неправильное поведение. В таких случаях можно сказать: «Хорошо, что признался. Но в следующий раз этого не делай!»

Требуя от дошкольника послушания, следует помнить, что любой из выбранных способов воздействия всегда должен быть основан на уважении личности ребенка, будить в нем совесть, развивать самосознание. Отсюда совершенно очевидно и неоспоримо, что физические наказания недопустимы.

Дети старшей группы вышли на участок. Сегодня им предстояло потрудиться в саду, окопать фруктовые деревья. Радостные и шумные, они столпились вокруг молодой яблоньки. В этом году на ней впервые появились плоды. И ребята чуть ли не каждый день отмечали, что изменилось в ней: сегодня у одного яблочка покраснел бок, а эти два, что на верхней ветке, совсем-совсем одинаковые: за это дети наказывают их «яблочки-сестрички»… И вдруг чей-то звонкий голос взволнованно сказал:

- Ребята, а на самой нижней ветке кто-то яблоко сорвал!

Все теснее обступили дерево.

- Как же так? Ведь это было самое большое яблоко!

- Может быть, это малыши?

Дети наперебой высказывали свои предположения.

В разговор вмешался воспитатель:

- Тот, кто сорвал яблоко, поступил нехорошо. Но он поступает вдвойне плохо, если боится в этом признаться.

Стало очень тихо.

- Пусть подумает тот, кто так сделал, что лучше: честно признаться или свалить вину на своих товарищей?

Маргарита стояла с опущенной головой. Нетрудно было догадаться, кто виновник происшедшего. Но воспитатель молчал: признается или нет? Вдруг Маргарита решительно шагнула ей навстречу:

- Это я сорвала яблоко! Я не хотела, чтобы плохо вышло: просто нечаянно так получилось. Мама  привела меня в детский сад раньше всех. Я, ребята, больше никогда не буду, честное слово.

Дети зашумели, а воспитательница сказала:

- Мы поверим Маргарите, потому что она призналась сама в своем поступке. Тот, кто никогда раньше не обманывал, тому верить можно.

Серьезная и ответственная задача встает перед воспитателями: вести последовательную и терпеливую работу с отдельными семьями, где еще бытует мнение о физических наказаниях как безобидной мере воздействия.

Иные родители считают, что ребенок еще мал и «разъяснения не дойдут до него», а шлепок заставит понять, что его действия не одобряют. Велика ли цена детскому послушанию, достигнутому подобным способом? Под страхом наказания малыш, возможно, и поступит правильно, но без раздумий, почему надо сделать именно так, а не иначе, не затрачивая на это своих духовных сил.

Дети, подвергающиеся физическим методам воздействия, привыкают поступать не «за совесть, а за страх».

Шестилетний Вова в присутствии папы ведет себя хорошо, ласкается, заглядывает ему в глаза: побаивается папиной «тяжелой руки». Но  отношение его к отцу неискреннее, за глаза мальчик отзывается о нем без уважения. Сын лицемерит, а отец этого не замечает, его устраивает любое послушание: «Ребенок должен ведь кого-то слушаться. Подрастет – научится без ремня понимать, как надо себя вести».

Вова в этом году стал школьником, как-то сразу повзрослел, прежняя внешняя покорность перед папиным ремнем часто сменяется вспышками тупого упрямства: «Вот и буду! Назло  буду!» За это отец с еще большей жестокостью наказывает его, раздражаясь сыновним неповиновением. Мальчика не научили относиться к своим поступкам осознанно: ведь его совесть «шлифуется» самым грубым способом – ремнем. Поэтому  и его поведение не подчиняется самоконтролю, не укладывается в рамки дозволенного.

Частые наказания за незначительные провинности, сопровождающиеся шумными сценами, ранят детское сердце. Чтобы избавиться от этого, ребенок иногда пытается скрыться за ширму «спасительной» лжи: «Это не я Борьку толкнула, сам упал», «Это не я, это он сломал!»

Девочка по опыту знает, что за малейшую провинность следует кара – тумак, шлепок и даже ремень, в зависимости от настроения отца! Спасительное «Это не я» иногда помогает избежать расплаты. При этом она смотрит совсем ясными глазами, такими, которые «лгать не могут». К тому же Борька, которого обидела девочка, еще так мал, что его оправдания выглядят неубедительно.

Так обстоятельства и невинная ложь выручают девочку. Родители и не подозревают, что именно ремень и есть причина лжи ребенка: страх перед наказанием не позволяет чистосердечно признаться в своем поступке.

Ф.Э. Дзержинский завещал родителям: «Не бейте своих ребят. Пусть вас удержит от этого любовь к ним, и помните, что хотя с розгой меньше забот при воспитании детей, когда они подрастут, вы не дождетесь от них радости, любви, так как сами телесными наказаниями и чрезмерной строгостью вы искалечите их души».

Воспитывая ребенка, нельзя забывать, что послушание детей не самоцель, а способ, при помощи которого формируется сознание человека, дисциплинированность, подготовленность к жизни в обществе. А это возможно лишь в том случае, если взрослые относятся к детям с уважением. Только при этом условии можно воспитать подлинно гражданскую дисциплинированность, когда ответственность перед коллективом сливается с ответственностью перед собой, перед собственной совестью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Об опасности физических наказаний, унижающих человеческое достоинство ребёнка и нарушающих детские права".

"Опасности физических наказаний, унижающих человеческое достоинство ребёнка и нарушающих детские права"...

Рекомендации родителям по воспитанию ребенка без физического наказания.

В Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН, подчеркивается: «…ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую пра...

Консультация "Физическое наказание"

Физические наказания: как на самом деле они действуют на детей, и каковы их последствия для родителей....

Презентация - консультация для родителей "О вреде физических наказаний"

В данной презентации даны рекомендации для родителей о вреде физических наказаний. По мнению психологов физические наказания способствуют развитию лжи, лицемерия, трусости, возбуждают ненависть и злоб...

Физическое наказание

Всё о наказании....

Напоминание родителям: "Как воспитывать детей без физического наказания?"

Знаете ли Вы, что 85 % родителей, имеющих детей до 12 лет, используют физические наказания, но только 8-10 % из них считают такой метод воспитания эффективным, а 65 % предпочли бы воспитывать детей ин...