Сохранение психического и физического здоровья дошкольников
консультация на тему

Альфимова Наталия Викторовна

Приведен  разбор возможных стрессовых ситуации в жизни ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stressovye_situatsii_v_zhizni_rebenka.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сохранение психического и физического здоровья дошкольников

Стрессовые ситуации в жизни ребенка.

Непредвиденные, очень сильные стрессовые ситуации.

  1. Катастрофы (автомобильные, крушение поезда)
  2. Пожар

- на глазах ребенка

- пережитый им самим

       3.  Наводнения

       4. Война, землетрясение, обвал, лавина

       5. Роль беженца

       6. Убийство на глазах ребенка

       7. Сексуальные насилия взрослых

            - на глазах ребенка

            - пережитые им самим

       8. Сильный испуг (встреча с грабителем, роль заложника, укус собаки,         утопление на глазах ребенка)

Стрессовая обстановка в семье

  1. Смерть родных и близких на глазах ребенка
  2. Тяжелая болезнь или травма у папы, мамы, бабушки, дедушки
  3. Тюремное заключение одного из родителей
  4. Частые разлуки с родителями
  5. Отправленные родителями на воспитание к бабушке или другим родственникам ребенка
  6. Появление в семье мачехи
  7. Появление в семье отчима
  8. Постоянные ссоры между родителями
  9. Постоянные ссоры ребенка с  родителями
  10. Крупные ссоры на глазах ребенка с другими членами семьи
  11. Рождение брата или сестры
  12. Появление в доме детей отчима или мачехи
  13. Рождение в семье совместного ребенка родного или неродного родителя
  14. Постоянные «выяснения отношений» с братьями и сестрами (драки, размолвки)
  15. Пьянство матери или отца
  16. Пьяные скандалы
  17. Избиение матери отцом
  18. Избиение отца матерью
  19. Наказание ребенка (отцом, матерью)
  20. Наказание ремнем

Стрессовые ситуации, связанные с социальной адаптацией и жизнью ребенка.

  1. Поступление в детский сад
  2. Поступление в специализированный круглосуточный д/сад
  3. Перевод из одного детского сада в другой
  4. Поступление в первый класс
  5. Поступление в школу-интернат в другом городе
  6. Конкурсный отбор в гимназию, музыкальную или художественную школу
  7. Разлука с любимой воспитательницей, учительницей
  8. Конфликты с воспитателями, учителями
  9. Конфликты со сверстниками
  10. Поступление в детский дом-санаторий
  11. Поступление в больницу
  12. Тяжелое заболевание  или травма ребенка
  13. Наличие физических недостатков
  14. Комплексы неполноценности ребенка
  15. Смерть друга
  16. Смерть любимых домашних животных и птиц

          Уважаемые взрослые, внимательно проанализируйте факторы, вызывающие стресс у Вас и Ваших детей. Выделите из них эпизодические, постоянно действующие, острые, хронические, какие из них имеют кратковременную следовую реакцию и  следовая реакция каких может остаться на всю жизнь.

         Факторы, зависящие от Вас устраните (н-р: грубые слова в адрес ребенка)

Факторы неустранимые и не зависящие от Вас полностью, пересмотрите и постарайтесь по возможности ослабить их следовую реакцию на ребенка (н-р: появление в семье ребенка отчима; отчим может добиться любви ребенка и заменить ему отца)

Симптомы нервно-эмоционального напряжения у детей.

  1. Частые неадекватные отрицательные эмоции (плач, хныканье, капризы)
  2. Пониженное настроение
  3. Немотивированные приступы гнева
  4. Страхи
  5. Пониженная коммуникабельность
  6. Высокая конфликтность с окружающими взрослыми и детьми
  7. Высокий уровень тревожности
  8. Минимальное проявление положительных эмоций
  9. Снижение познавательной деятельности (отсутствие реакции новизны)
  10. Пониженная игровая или учебная деятельность
  11. Изменение двигательной активности (в сторону повышения или

                 понижения)

  1. Снижение или повышение аппетита
  2. Затруднения со сном (вплоть до бессонницы)
  3. Рисунки на свободные темы в разных тонах и имеют                 пессимистическое содержание

Физические проявления стресса.

  1. Отсутствие аппетита
  2. Постоянное переедание
  3. Частые расстройства пищеварения
  4. Бессонница
  5. Постоянное чувство усталости
  6. Головные боли
  7. Мышечные судороги
  8. Тошнота
  9. Затруднения с дыханием
  10. Обмороки
  11. Слезливость без видимой причины
  12. Высокое кровяное давление

Симптомы стресса на уровне психики.

  1. Постоянная раздражительность при общении с людьми
  2. Чувство, что Вы не справляетесь с повседневными заботами, с которыми Вы всегда успешно справлялись
  3. Потеря интереса к жизни
  4. Страх заболеть
  5. Неосознанное чувство вины
  6. Постоянное ожидание неудачи
  7. Чувство – «я плохой»
  8. Трудность с принятием решений
  9. Потеря интереса к другим людям
  10. Готов «взорваться» в любую минуту
  11. Утрата чувства юмора и способности смеяться
  12. Безразличие ко многим житейским заботам
  13. Страх перед будущим
  14. Страх перед собственной несостоятельностью
  15. Чувство, что никому нельзя доверять
  16. Пониженная способность к концентрации внимания
  17. Неспособность завершить одно дело, не бросив его и не начав другого
  18. Сильный страх открытого или замкнутого пространства или страх перед уединением

          Чем больше Вы найдете у себя из перечисленных симптомов, тем выше индекс  стресса  у Вас, и менее благоприятна атмосфера в доме для ребенка.  Ликвидируются причины стресса. Вы проводите профилактику стрессогенных  ситуаций у ребенка.

          Полюбите своего ребенка, каким бы он ни был, долгожданным или нет.

          Но раз он появился – наш долг в том, чтоб ребенок стал счастливым.

          И если это Вам вдруг не под  силу и Вы не сможете загладить все негативные моменты, отравляющие жизнь малыша в семье, - спасательный круг  только в консультации специалистов: психотерапевта, невропатолога, психолога до психиатра.

          И только вместе, сообща Вы сможете помочь ребенку. Но в этом «вместе, сообща» главной фигурой все-таки будете Вы, Вы, родители, являющиеся одновременно сразу и тучами, и  солнцем для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль воспитателя в сохранении психического и физического здоровья дошкольников в период адаптации.

В дошкольном учреждении с проблемой сохранения физического и психического здоровья впервые мы сталкиваемся, когда ребенок приходит в детский сад. Этот период адаптации детей давно является предметом и...

Взаимодействие педагогов и родителей по сохранению психического и физического здоровья дошкольников.

Задача модернизации  взаимодействия семейного воспитания и ДОУ – развитие диалогических отношений «педагог – семья»....

опыт работы " Взаимодействие педагогов и родителей по сохранению психического и физического здоровья дошкольников"

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности п...

Педагогический совет «Создание условий в ДОУ по сохранению и укреплению психического и физического здоровья дошкольников»

Совершенствование работы ДОУ по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия....

Выступление на педагогическом совете «Создание условий в ДОУ по сохранению и укреплению психического и физического здоровья дошкольников»

Здоровье – необходимое условие активной и нормальной жизнедеятельности человека. Новая психология человека третьего тысячелетия – это здоровый образ жизни. Сущность и функции здорового обр...