опыт работы " Взаимодействие педагогов и родителей по сохранению психического и физического здоровья дошкольников"
методическая разработка

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации различных форм образования. Таким образом, определяются основные цели и задачи родительского образования в ДОУ:

Формируются у родителей восприятие феномена воспитания в семье и ДОУ как социального, психологического и педагогического явления;

Формируются представления об этапах развития личности ребенка;

Выявляются принципы взаимодействия между родителей и ребенка, родителями и педагогами, педагогами и детьми.

Для работы с семьей можно выделить такие основные задачи перед ДОУ:

 

Изучение семей детей, изучение интересов, мнений родителей;

Использование опыта деятельности других ДОУ по взаимодействию ДОУ с семьей;

Расширение способов- методов работы с родителями;

Привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ;

Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;

Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.

Задача модернизации взаимодействия семейного воспитания и ДОУ – развитие диалогических отношений «педагог – семья».

 

Проведенные исследования выявили, что преобладание в общении педагогов с родителями происходит в монологической ориентации. От такого общения родитель мало идет на контакт с педагогом. Любая инициатива педагога, обращенная к семье, должна быть нацелена на укрепление, обогащение связей и отношений ребенка со взрослыми. Опытные педагоги знают, что в организации работы с родителями – использование современных методов общения (ролевое проигрывание проблемных ситуаций семейного воспитания, игровое взаимодействие родителей и детей в различной детской деятельности, моделирование способов родительского поведения, обмен опытом семейного воспитания и др.) Они применяются, чтобы дать родителям возможность стать активным в воспитании ребенка.

Важным направлением деятельности по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с семьёй. Для себя определила следующие задачи работы с родителями:

 

• Повышение педагогической культуры родителей.

 

• Установка на совместную работу с целью решения здоровьесберегающих задач.

 

• Привлечение родителей в воспитатель но-образовательный процесс.

 

• Вооружить родителей психолого-педагогическими знаниями через психологические тренинги, консультации, семинары

Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Создание благоприятных педагогических условий для физического воспитания детей только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой. Ведь часть времени активного бодрствования дети проводят в семье, и на родителей ложится особая ответственность за организацию физкультурно - оздоровительной работы с ними.

 

Формы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей

 

Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, воспитанниками и родителями. Целесообразно значительную часть воспитательной работы организовывать одновременно с воспитанниками и родителями, а возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить усилия для достижения более высоких результатов. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут союзниками. Основа этого союза - единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

 

Основные формы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей дошкольников:

1.Родительское собрание

2.Беседа

3.Тематические консультации

4.Информационный листок

5.Постоянный стенд

6.Доска объявлений

7.Тематические выставки

Родительское собрание— форма работы группы людей (родителей) объединенных для совместного с дошкольным образовательным учреждением решения задач адаптации, воспитания, обучения и развития детей.

Функции:

- организация коллектива родителей,

- управление воспитатель но-образовательным процессом,

- решение наиболее важных, насущных проблем.

Педагогическая беседа с родителями —наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей.

Цель беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.

Материал дня бесед с родителями дают воспитателю наблюдения за детьми. Беседа может возникнуть по инициативе родителей или воспитателя. Если беседу инициировали родители (обычно это происходит стихийно), а воспитатель не может, уделить им необходимого внимания (или не готов ответить на вопросы), он договаривается о специальной встрече в удобное для всех время. Если инициатор беседы — педагог, он заранее продумывает: с чего начнет ее, какие вопросы задаст родителям. Договариваясь о времени беседы, педагог должен сообщить ее тему и попросить подготовить вопросы, на которые родители хотели бы получить ответ. Среди причин обращения педагога к родителям не должны преобладать негативные поступки ребенка, так как это формирует у них отрицательную установку на контакты с педагогами вообще. Нужно проявлять также сочувствие, терпимо относиться к некоторым ошибочным представлениям и убеждениям родителей.

Тематические консультации для родителей но своему характеру близка к беседе, служит одной из форм работы с семьей. Основная разница состоит в том, что, проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать, им квалифицированный совет, чему-то научить.

Консультации бывают индивидуальными (проводятся по необходимости) и групповыми (проводятся 2—3 раза в год). Продолжительность консультации может составлять 30—40 мин. Тематика консультации разнообразна и определяется результатами повседневных наблюдений за поведением детей в группе, взаимоотношениями родителей и детей, беседами с разными членами семьи. Формой проведения консультаций может стать практикум на котором родители приобретают практические знания и умения, например, как организовать детский праздник дома, изготовить настольный театр и т.п. После проведения групповой консультации ее текст в виде кратких тезисов или, наоборот, в форме подробных рекомендаций можно поместить на информационном стенде, чтобы родители, которые по тем или иным причинам не участвовали в мероприятии, смогли получить информацию.

Информационный листок содержит сведения о жизни группы детского сада.Должен быть коротким и легко читаемым. Может содержать полезную информацию: объявления о собраниях, праздниках и других мероприятиях; просьбы принести необходимые для занятия материалы или оказать иную помощь, рекомендации, но выполнению с детьми домашних заданий; сведения о событиях в детском саду; обсуждение текущих событий в группе; благодарности за помощь и участие родителей в жизни детского сада.

 

Постоянный информационный стенд.

1. Текущие рекомендации по закаливанию, оздоровлению, профилактике заболеваний и т.п. Список необходимой одежды для детей по сезону.

2. Характеристика возрастных психофизических особенностей детей данной группы.

3. План мероприятий для родителей на месяц.

4. Режим дня.

5. Расписание занятий (организованные занятия, совместная деятельность, дополнительные образовательные услуги).

6. Фамилии, имена, отчества воспитателей группы, заведующего и методиста, психолога и медицинских работников, время для приема родителей

7. Правила внутреннего распорядка для родителей, которые определяются Уставом и особенностями работы ДОУ (наличием специализированных групп, реализацией парциальных программ, предоставлением дополнительных образовательных услуг).

 

Доска объявлений. На ней можно поместить объявление о собрании, информацию о развитии детей , режиме дня. Тематические выставки здесь представляют фотографии, детские работы, поделки, изготовленные детьми, педагогами или совместно детьми и родителями, образцы пособий, книг, игрушек, рекомендуемых родителям для занятий с ребенком дома. Выставки могут организовываться в масштабах детского сада или быть групповыми. Их тематика обычно отражает направления работы дошкольного учреждения, разделы программы воспитания и обучения детей и определяется спецификой группы. Выставка может стать формой подведения итогов какого-то этапа работы с детьми (проекта), привлекать внимание родителей к разным сторонам жизни детского сала, а также предварять или завершать мероприятия, проводимые с родителями: родительские собрания, конференции, консультации.

Тематические папки Тематические папки подразделяются на папки-передвижки и папки-раскладушки (ширмы). В папке-передвижке помешаются рекомендации и советы по разным вопросам воспитания, обучения и развития детей: оздоровлению, интеллектуальному развитию, игровой деятельности и др. Она дастся во временное пользование отдельным семьям. Материал должен быть содержательным, конкретным, интересным для родителей, красиво оформленным. Небольшую по объему информацию с рисунками и фотографиями помещают в «папку-раскладушку», которая размешается на столе или детских шкафчиках в приемной комнате.

 

Расширению представлений родителей о жизни ребенка в детском саду и педагогов о воспитании ребенка в семье способствуют взаимные посещения педагогов и родителей: визиты в группу, посещение семьи.

В детском возрасте психическое и физическое здоровье дает малышу «счастливый билет» в будущее, помогая наиболее благоприятному развитию всех физических, психических функций и душевных качеств.

 

Залог успеха:

 

• доброта — необходимо дарить доброту детям, чтобы и они сами стали дарить добро окружающим;

 

• успешность (в делах и в жизни вообще) — стремление и готовность дарить радость себе и другим, чтобы уметь находить поводы для радости всегда, как бы ни трудна была жизнь;

 

• эффективность усилий по созданию здоровье сберегающего пространства — профессионализм всех работающих в образовательном учреждении педагогов;

 

• результативность — целенаправленное воспитание культуры здоровья детей, способности и умения заботиться о собственном здоровье;

 

• соответствие создаваемого задуманному — объективное отслеживание получаемых результатов;

 

• технологичность — создание работающей технологии из суммы разрозненных программ, приемов, методов возможно лишь при наличии единства целей, задач, принципов и методологий;

 

• истинность — интуитивное ощущение непротиворечивости того, что делается.

 

Надеюсь, что наши общие усилия будут способствовать воспитанию здорового ребенка, которому предстоит жить в быстроменяющемся мире: применять и осуществлять перемены, критически мыслить, ставить и решать проблемы, проявлять инициативу, активность, творчество, заботиться о людях, стране, окружающем мире. Главное – дети должны расти счастливыми. Только счастливый ребенок может быть здоров физически и душевно, гармонично развиваться, в полной мере разворачивая свои возможности.

 

Список литературы:

 

1. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

 

2. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособие для работников ДОУ. М., 2002.

 

3. Дошкольное учреждение и семьи – единое методическое пространство детского развития: Метод. рук. для работников ДО

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации различных форм образования. Таким образом, определяются основные цели и задачи родительского образования в ДОУ:

Формируются у родителей восприятие феномена воспитания в семье и ДОУ как социального, психологического и педагогического явления;

Формируются представления об этапах развития личности ребенка;

Выявляются принципы взаимодействия между родителей и ребенка, родителями и педагогами, педагогами и детьми.

Для работы с семьей можно выделить такие основные задачи перед ДОУ:

Изучение семей детей, изучение интересов, мнений родителей;

Использование опыта деятельности других ДОУ по взаимодействию ДОУ с семьей;

Расширение способов- методов работы с родителями;

Привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ;

Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;

Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.

Задача модернизации взаимодействия семейного воспитания и ДОУ – развитие диалогических отношений «педагог – семья».

Проведенные исследования выявили, что преобладание в общении педагогов с родителями происходит в монологической ориентации. От такого общения родитель мало идет на контакт с педагогом. Любая инициатива педагога, обращенная к семье, должна быть нацелена на укрепление, обогащение связей и отношений ребенка со взрослыми. Опытные педагоги знают, что в организации работы с родителями – использование современных методов общения (ролевое проигрывание проблемных ситуаций семейного воспитания, игровое взаимодействие родителей и детей в различной детской деятельности, моделирование способов родительского поведения, обмен опытом семейного воспитания и др.) Они применяются, чтобы дать родителям возможность стать активным в воспитании ребенка.

Важным направлением деятельности по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с семьёй. Для себя определила следующие задачи работы с родителями:

• Повышение педагогической культуры родителей.

• Установка на совместную работу с целью решения здоровьесберегающих задач.

• Привлечение родителей в воспитатель но-образовательный процесс.

• Вооружить родителей психолого-педагогическими знаниями через психологические тренинги, консультации, семинары

Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Создание благоприятных педагогических условий для физического воспитания детей только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой. Ведь часть времени активного бодрствования дети проводят в семье, и на родителей ложится особая ответственность за организацию физкультурно - оздоровительной работы с ними.

Формы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей

Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, воспитанниками и родителями. Целесообразно значительную часть воспитательной работы организовывать одновременно с воспитанниками и родителями, а возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить усилия для достижения более высоких результатов. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут союзниками. Основа этого союза - единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

Основные формы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей дошкольников:

1.Родительское собрание

2.Беседа

3.Тематические консультации

4.Информационный листок

5.Постоянный стенд

6.Доска объявлений

7.Тематические выставки

Родительское собрание— форма работы группы людей (родителей) объединенных для совместного с дошкольным образовательным учреждением решения задач адаптации, воспитания, обучения и развития детей.

Функции:

- организация коллектива родителей,

- управление воспитатель но-образовательным процессом,

- решение наиболее важных, насущных проблем.

Педагогическая беседа с родителями —наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей.

Цель беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.

Материал дня бесед с родителями дают воспитателю наблюдения за детьми. Беседа может возникнуть по инициативе родителей или воспитателя. Если беседу инициировали родители (обычно это происходит стихийно), а воспитатель не может, уделить им необходимого внимания (или не готов ответить на вопросы), он договаривается о специальной встрече в удобное для всех время. Если инициатор беседы — педагог, он заранее продумывает: с чего начнет ее, какие вопросы задаст родителям. Договариваясь о времени беседы, педагог должен сообщить ее тему и попросить подготовить вопросы, на которые родители хотели бы получить ответ. Среди причин обращения педагога к родителям не должны преобладать негативные поступки ребенка, так как это формирует у них отрицательную установку на контакты с педагогами вообще. Нужно проявлять также сочувствие, терпимо относиться к некоторым ошибочным представлениям и убеждениям родителей.

Тематические консультации для родителей но своему характеру близка к беседе, служит одной из форм работы с семьей. Основная разница состоит в том, что, проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать, им квалифицированный совет, чему-то научить.

Консультации бывают индивидуальными (проводятся по необходимости) и групповыми (проводятся 2—3 раза в год). Продолжительность консультации может составлять 30—40 мин. Тематика консультации разнообразна и определяется результатами повседневных наблюдений за поведением детей в группе, взаимоотношениями родителей и детей, беседами с разными членами семьи. Формой проведения консультаций может стать практикум на котором родители приобретают практические знания и умения, например, как организовать детский праздник дома, изготовить настольный театр и т.п. После проведения групповой консультации ее текст в виде кратких тезисов или, наоборот, в форме подробных рекомендаций можно поместить на информационном стенде, чтобы родители, которые по тем или иным причинам не участвовали в мероприятии, смогли получить информацию.

Информационный листок содержит сведения о жизни группы детского сада.Должен быть коротким и легко читаемым. Может содержать полезную информацию: объявления о собраниях, праздниках и других мероприятиях; просьбы принести необходимые для занятия материалы или оказать иную помощь, рекомендации, но выполнению с детьми домашних заданий; сведения о событиях в детском саду; обсуждение текущих событий в группе; благодарности за помощь и участие родителей в жизни детского сада.

Постоянный информационный стенд.

1. Текущие рекомендации по закаливанию, оздоровлению, профилактике заболеваний и т.п. Список необходимой одежды для детей по сезону.

2. Характеристика возрастных психофизических особенностей детей данной группы.

3. План мероприятий для родителей на месяц.

4. Режим дня.

5. Расписание занятий (организованные занятия, совместная деятельность, дополнительные образовательные услуги).

6. Фамилии, имена, отчества воспитателей группы, заведующего и методиста, психолога и медицинских работников, время для приема родителей

7. Правила внутреннего распорядка для родителей, которые определяются Уставом и особенностями работы ДОУ (наличием специализированных групп, реализацией парциальных программ, предоставлением дополнительных образовательных услуг).

Доска объявлений. На ней можно поместить объявление о собрании, информацию о развитии детей , режиме дня. Тематические выставки здесь представляют фотографии, детские работы, поделки, изготовленные детьми, педагогами или совместно детьми и родителями, образцы пособий, книг, игрушек, рекомендуемых родителям для занятий с ребенком дома. Выставки могут организовываться в масштабах детского сада или быть групповыми. Их тематика обычно отражает направления работы дошкольного учреждения, разделы программы воспитания и обучения детей и определяется спецификой группы. Выставка может стать формой подведения итогов какого-то этапа работы с детьми (проекта), привлекать внимание родителей к разным сторонам жизни детского сала, а также предварять или завершать мероприятия, проводимые с родителями: родительские собрания, конференции, консультации.

Тематические папки Тематические папки подразделяются на папки-передвижки и папки-раскладушки (ширмы). В папке-передвижке помешаются рекомендации и советы по разным вопросам воспитания, обучения и развития детей: оздоровлению, интеллектуальному развитию, игровой деятельности и др. Она дастся во временное пользование отдельным семьям. Материал должен быть содержательным, конкретным, интересным для родителей, красиво оформленным. Небольшую по объему информацию с рисунками и фотографиями помещают в «папку-раскладушку», которая размешается на столе или детских шкафчиках в приемной комнате.

Расширению представлений родителей о жизни ребенка в детском саду и педагогов о воспитании ребенка в семье способствуют взаимные посещения педагогов и родителей: визиты в группу, посещение семьи.

В детском возрасте психическое и физическое здоровье дает малышу «счастливый билет» в будущее, помогая наиболее благоприятному развитию всех физических, психических функций и душевных качеств.

Залог успеха:

• доброта — необходимо дарить доброту детям, чтобы и они сами стали дарить добро окружающим;

• успешность (в делах и в жизни вообще) — стремление и готовность дарить радость себе и другим, чтобы уметь находить поводы для радости всегда, как бы ни трудна была жизнь;

• эффективность усилий по созданию здоровье сберегающего пространства — профессионализм всех работающих в образовательном учреждении педагогов;

• результативность — целенаправленное воспитание культуры здоровья детей, способности и умения заботиться о собственном здоровье;

• соответствие создаваемого задуманному — объективное отслеживание получаемых результатов;

• технологичность — создание работающей технологии из суммы разрозненных программ, приемов, методов возможно лишь при наличии единства целей, задач, принципов и методологий;

• истинность — интуитивное ощущение непротиворечивости того, что делается.

Надеюсь, что наши общие усилия будут способствовать воспитанию здорового ребенка, которому предстоит жить в быстроменяющемся мире: применять и осуществлять перемены, критически мыслить, ставить и решать проблемы, проявлять инициативу, активность, творчество, заботиться о людях, стране, окружающем мире. Главное – дети должны расти счастливыми. Только счастливый ребенок может быть здоров физически и душевно, гармонично развиваться, в полной мере разворачивая свои возможности.

Список литературы:

1. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

2. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособие для работников ДОУ. М., 2002.

3. Дошкольное учреждение и семьи – единое методическое пространство детского развития: Метод. рук. для работников ДО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие педагогов и специалистов в сохранении психического и физического здоровья детей»

В презентации рассказывается о здоровьесберегающих технологиях....

«Взаимодействие педагогов и родителей в сохранении психического и физического развития детей»

Взаимодействие педагогов и родителей  в сохранении психического и физического развития детей/...

Взаимодействие педагогов и родителей по сохранению психического и физического здоровья дошкольников.

Задача модернизации  взаимодействия семейного воспитания и ДОУ – развитие диалогических отношений «педагог – семья»....

Педагогический совет «Взаимодействие педагогов и родителей в сохранении психического и физического здоровья детей»

Повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников....