Статья "Синдром дифицита внимания у дольшкольников."
статья по теме

Красовская Ульяна Руслановна

Консультация для родителей дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sindrom_defitsita_vnimaniya.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

Синдром дефицита внимания у дошкольников.

         Синдром дефицита внимания – это неврологическое заболевание, развивающееся в первую очередь у детей и характеризующееся поведенческими нарушениями. Главным признаком этой патологии является нарушение способности сосредотачивать внимание, импульсивность в поведении, которая не поддается управлению. Если учесть, что это заболевание в последнее время все чаще и чаще диагностируется, необходимо разобраться, в чем, собственно, оно проявляется.
        Итак, синдром дефицита внимания с 1970 года вызывает дискуссии. Так многие врачи, политики, педагоги, родители ставят под сомнение его существование. С их точки зрения подобной патологии вообще нет, за болезнь принимают определенные особенности физиологии и наследственности ребенка. Применение стимулирующих препаратов при лечении синдрома дефицита внимания тоже встречает сопротивление.

Немного о сути

 Несмотря ни на что, синдром дефицита внимания в неврологии - устойчивый синдромом, который имеет хроническое течение и не поддается терапии. Согласно статистике США, это состояние диагностируется у 3-5% населения страны.

 Критерии диагностики позволяют только в позднем дошкольном возрасте выявлять синдром дефицита внимания. Все оттого, что выявление патологии требует анализа поведения ребенка не только в домашних условиях, но и вне него (например, в школе). К тому же для постановки диагноза необходимо выявить расстройства социальной адаптации и обучения.

 Синдрому дефицита внимания в большей мере повержены мальчики. Среди школьников заболевание это встречается в 10-15% случаев, а соотношение девочек и мальчиков равно 1:3.

Как проявляется заболевание?

 Первым признаком синдрома дефицита внимания является, собственно, нарушение внимания. Вторым по значимости признаком является импульсивность. Малыш не в силах полностью контролировать свое поведение при выполнении того или иного поручения. К примеру, такие дети бросаются выполнять просьбу, даже не дослушав ее. Таким образом, появляются невнимательность, легкомысленность, небрежность и беспечность. Большинство ребятишек с синдромом дефицита внимания не могут оценить негативные последствия их действий в той или иной ситуации.    Чтобы проявить характер перед взрослыми или сверстниками, малыши безрассудно совершают рискованные поступки. Потому-то так часто встречаются травмы и отравления среди таких детей. К тому же малыши с синдромом дефицита внимания чаще по случайности повреждают или ломают предметы, которые принадлежат другим.

Невнимательность при синдроме дефицита внимания проявляется следующим образом:

  • Ребенок не в силах сконцентрироваться на мелочах. Ошибки в делах обусловлены по большей мере именно легкомысленностью и невнимательностью.
  • Когда малыш играет или выполняет поставленное задание, ему трудно на том или ином предмете удерживать внимание.
  • Чаще всего складывается мнение, что дитя совершенно не слышит, о чем ему говорят.
  • Ребенку с синдромом дефицита внимания сложно следовать установленным правилам или инструкциям.
  • Такому малышу не под силу рационально организовать порученную работу.
  • Детки с синдромом дефицита внимания не хотят заниматься такими видами работы, которые требуют длительного умственного напряжения.
  • Частенько такой ребенок теряет различные предметы (игрушки, школьные принадлежности, личные вещи), как в школе, так и дома.
  • Ребенок легко переключается на посторонние раздражители.
  • Забывчивость – еще одно качество детей с синдромом дефицита внимания.

Предлагаются некоторые игры для развития внимания, памяти в которые можно играть не только в детский садах, но и дома с родителями.

  1. «Передай хорошее настроение» игра-разминка.
    Цель: создать положительный эмоциональный настрой.
    2. «Считалочки-бормоталочки». 
  2. Цель: развитие произвольности психических процессов, внимания.

По просьбе педагога дети повторяют фразу: «Идет - бычок - качается». В первый раз произносят вслух все три слова, во второй раз вслух только «идет - бычок», а слово «качается» про себя, хлопая при этом один раз в ладоши. В третий раз вслух произносят только слово «идет», а слова «бычок - качается» про себя, сопровождая каждое слово хлопком в ладоши. В четвертый раз все три слова произносят про себя, заменяя их тремя хлопками. Итак, это будет выглядеть следующим образом:


Вариант 1
1.Идет - бычок - качается.
2.Идет - бычок - хлопок.
3.Идет - хлопок - хлопок.
4.Хлопок - хлопок - хлопок. 

Вариант 2
1.Ехал - грека - через - реку.
2.Ехал - грека - через - хлопок.
3.Ехал - грека - хлопок - хлопок.
4.Ехал - хлопок - хлопок - хлопок.
5.Хлопок - хлопок - хлопок - хлопок.


Вариант 3
1.Подарил - утенку - ежик - пару - кожаных - сапожек.
2.Подарил - утенку - ежик - пару - кожаных - хлопок.
3.Подарил - утенку - ежик - пару -хлопок - хлопок.
4.Подарил - утенку - ежик - хлопок -хлопок - хлопок.
5.Подарил - утенку - хлопок - хлопок -хлопок - хлопок.
6.Подарил - хлопок - хлопок - хлопок -хлопок - хлопок.
7.Хлопок - хлопок - хлопок - хлопок -хлопок - хлопок.

3.« Будь внимательным».

Цель: развитие внимания, памяти, формирование самоконтроля двигательной активности. 
Взрослый предлагает детям показать разные движения – упражнения.
После показа упражнения дети все его повторяют, после показа второго упражнения, дети его запоминают и повторяют сначала первое, затем второе и т.д. до 8-10 движений. Затем взрослый предлагает вспомнить и показать в разброс 5, 8, 4.

4.«Тук-Тук».

Цель: развитие концентрации внимания, сосредоточенности, взаимоконтроля деятельности.
Дети, сидя на стульях, образуют тесный круг. Каждый участник должен положить свои руки на колени соседей, т.е. правую руку на левое колено соседа справа, левую - на правое колено соседа слева. В результате на коленях у каждого участника оказываются руки его соседей по кругу. Разобравшись с этим условием, можно приступать к выполнению упражнения, суть которого заключается в том, чтобы руки хлопали по коленям соседей последовательно, не обгоняя друг друга. Задание не такое простое, как кажется, поскольку все руки покоятся на чужих коленях и нужно внимательно следить, когда очередь дойдет до собственной руки, а не до собственного колена. Упражнение требует постоянной сосредоточенности. Как только сосредоточенность снижается, участник ошибается. Тот, кто ошибся, убирает руку, которой была совершена ошибка. 

5. «Правая рука»

Цель. Снять мышечное напряжение, развивать умение переключать внимание.
Дети по сигналу ведущего начинают хаотично передвигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути (возможно, кто-либо из детей захочет поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом: один хлопок -здороваемся за руку; два - здороваемся плечами; три хлопка - здороваемся спинами.
Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре помогает избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

6. «Разиня».

Цель: развитие внимания, визуальной памяти.
На полу в произвольном порядке разложены различные предметы. Взрослый на несколько минут раздаёт детям карточки с изображением двух-трех предметов ( кубик, мяч, кольцо), затем собирает их. Звучит сигнал: дети произвольно двигаются по комнате, затем, продолжая двигаться выполняют задания:
собери предметы, которые ты видел на карточке.–
собери предметы в том порядке в котором они были изображены на карточке. –

7.«Развивающие кубики».

Цель: развитие внимания, памяти, комбинаторные способности, логическое мышление, пространственное представление и воображение.
Предлагается детям собрать из кубиков различные фигуры, постройки. Взрослый может использовать подсказку в виде крупной картинки, несли задание не трудное, то может показать только на своем примере.
Это малоподвижные игры, направлены на развитие произвольности психических процессов. в тоже время в этих играх решается задача взаимоконтроля деятельности. 



8. «Кричалки - шепталки -молчалки» (И.В. Шевцова)

Цель. Развивать наблюдательность, умение действовать по правилу, волевую регуляцию.
Из разноцветного картона надо сделать три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь, «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь, «шепталка», означает, что можно тихо передвигаться и шептаться; синяя ладонь, «молчалка», призывает детей замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».

9. «Колпак мой треугольный»

Цель. Научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение.
Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак», заменяют его жестом (например, два легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются два слова: «колпак» и «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершающем повторе дети изображают жестами уже всю фразу.
Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.

10. «Ласковые лапки» (И.В. Шевцова)

Цель. Снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развивать чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребенком и взрослым.
Взрослый подбирает шесть-семь мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д., выкладывает их на стол. Ребенку воспитатель предлагает оголить руку по локоть, объясняет, что по ней будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, -отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Варианты игры: «зверек» может прикасаться к щеке, колену, ладони; можно поменяться с ребенком местами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети с синдроном дифицита внимания и гиперактивностью

Рекомендации для родителей и педагогов детей с гиперактивностью...

Семинар для педагогов детского сада на тему «Внимание. Виды внимания. Особенности развития внимания у детей»

"Внимание можно уподобить лучу прожектора, при этом в роли прожектора выступает наше сознание. В освещенном круге оказываются далеко не все предметы вокруг нас, а только те, которые нас интересуют." Д...

Семинар-практикум "Внимание! Внимание! Внимание!"

В рамках психолого-педагогического проекта"РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ" на тему "Общение без проблем" мы с коллегой провели семинар для педагогов и родителей " Внимание! Внимание! Внимание!" На этом семинаре пе...

Важность родительского внимания в воспитании ребёнка! Что означает быть внимательным? Очень просто, - это означает уделять внимание. Не правда ли? Но смысл, кроющийся за словами "уделять внимание", на самом деле гораздо глубже, чем вы можете себе это пред

Как важно быть внимательным родителем для своего ребенка? Что означает быть внимательным? Очень просто, - это означает уделять внимание. Не правда ли? Но смысл, кроющийся за словами "уделять вним...

Консультация " Синдром дифицита внимания "

Многие родители, воспитатели детских садов, няни, учителя младших классов школ отмечают чрезмерно активное, расторможенное, часто неуправляемое поведение детей. Кого-то из родителей это беспокоит, кто...

ОСОБЕННОСТИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИДРОМОМ ДИФИЦИТА ВНИМАНИЯ ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

По данным российского психологического центра изучения и коррекции поведенческих реакций почти 20% малышей в России страдают СДВГ. И это только зафиксированные показатели. Ведь далеко не все родители ...