Главные вкладки

    Семинар-практикум "Внимание! Внимание! Внимание!"
    консультация (средняя группа) на тему

    В рамках психолого-педагогического проекта"РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ" на тему "Общение без проблем" мы с коллегой провели семинар для педагогов и родителей " Внимание! Внимание! Внимание!" На этом семинаре педагоги вместе с родителями  рассмотрели и обсудили принципы обучения дошкольников; разработали правила обучения детей и подобрали ряд игровых ситуаций при которых активизируется внимание ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rod.klub_.docx951.08 КБ

    Предварительный просмотр:

                          ГБОУ ГОРОДА МОСКВЫ  «ГИМНАЗИЯ  «СВИБЛОВО»

    СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!»

    В рамках психолого-педагогического проекта «Родительский клуб»

    (тема «Общение без проблем»)

                         

                                                                              Подготовили и провели:  

                                                                              Воспитатели  Войтик М.В.

                                                                       Радзиевская А.В.

                                               

                                                         Москва  2015                                        

                                       

                                                                                                                                                                         






    « Дети должны жить в мире красоты игры

    сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

    В. А. Сухомлинский.

    Цель: Формирование представлений у педагогов и родителей о способах привлечения внимания детей, повышения учебной мотивации.

          Для того, чтобы обучение детей дошкольного возраста было эффективным и приносило хорошие результаты стоит соблюдать основные принципы обучения:

    1. Принцип обучения в игровой деятельности.   

        Игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности. Поэтому эффективнее всего проводить занятия по обучению в игровой форме.

    2. Принцип заинтересованности. 

        Занятия должны проводиться интересно для детей и в активной форме. Если занятия интересны ребенку он активно принимает в них участие и тем самым знания усваиваются быстрее и надежнее.

    3. Принцип наглядности. 

        В работе с малышами этот принцип в обучении является одним из ведущих. У дошкольника еще преобладает наглядно-образное мышление. Вот почему так важно предоставлять ребенку наглядный пример и материал.

    4. Принцип последовательности.

        Обучение должно быть последовательно, то есть знания даются от простого к сложному, а не наоборот.

    5. Принцип доступности и индивидуальности.

        Это означает, что знания и умения следует давать ребенку с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

              Соблюдения этих принципов поможет малышу развиваться гармонично и эффективно.


    Во-первых, если вызвать у ребенка положительный эмоциональный настрой и интерес к предстоящей деятельности, то концентрация внимания будет более длительной. Ведь, как известно, ребенок делает только то, что ему действительно интересно. На вид простое, неинтересное занятие можно обыграть любым незатейливым сюжетом, придумав какое-нибудь забавное обоснование любому делу.


    Во-вторых, необходимо отметить трудолюбие ребенка, его выдумку. Чрезвычайно важна похвала. Выразить ее можно не только вербальным способом, но и непосредственно какими-либо тактильными действиями.
    Необходимо чаще говорить ребенку: «Меня радует, что ты самостоятельно справился с заданием», «Если тебе надо помочь, я всегда готов сделать это» и т.д. Также нужно реже высказывать оценочные суждения. Не стоит говорить: «Это ты сделал хорошо, а это – плохо». Можно предложить ребенку помощь: «Разреши, помогу!», «Давай сделаем (нарисуем, расскажем) вместе».


    Следующим способом привлечения внимания детей является интонация. Эмоциональная окраска и даже тембр голоса очень важны для детей. Порой они не понимают, что вы хотите им сказать, но по интонации должно быть ясно: либо это запрет, либо предложение помощи, либо побуждение к действию, либо просто похвала, ласковое слово.
    Также способом не только привлечения, но и удержания внимания детей является мимика и пантомимика. Правильная, в меру эмоциональная мимика может не только заинтересовать ребенка, вызвать интерес к деятельности, но и удержать его внимание более длительное время. И, наоборот, излишняя жестикуляция может привести к быстрому утомлению и вообще отказу от деятельности.


    Следующим способом привлечения и удержания внимания детей является ориентация на конечную цель деятельности. В процессе всего периода выполнения какого-либо задания необходимо постоянно напоминать детям о цели и результате его деятельности. То есть «Давай нарисуем маме картину. Мама будет очень довольна. Картина (поделка) будет прекрасным подарком для нее» (могут быть разные варианты).
    Чтобы правильно пользоваться вышеперечисленными способами, необходимо не только знать и хорошо владеть методикой, но и чувствовать настроение ребенка, его желания и потребности. 


    Учеными доказано, что лучшим средством для снятия нервного напряжения, для улучшения настроения является физическая нагрузка. Если взрослые видят, что дети раздражены, устали – немедленно нужно провести физкультминутку либо релаксационные упражнения (это могут быть упражнения для глаз, мышц ног и рук, для отдыха позвоночника или просто какое-нибудь забавное стихотворение, предполагающее любые действия).


    Кроме того, смех – великое средство от плохого настроения. С помощью интересных забавных историй можно не только привлечь, удержать внимание ребенка, но и «вылечить» его. Все чаще поднимается вопрос об использовании смеха для укрепления здоровья человека и лечения болезней. Появился даже термин смехотерапия. Смех – это природный оздоравливающий механизм. Он дает эффективность и быстрый результат. Смеховой «катарсис» (освобождение) гораздо сильнее, чем плач и агрессия, так как смех – это позитивная энергия. Кроме того, смех – это естественный антидепрессант. Когда мы смеемся, выделяются эндорфины, которые снимают как физическую, так и душевную боль. Если рассказать детям какую-нибудь забавную историю, прочитать веселый рассказ, то можно сразу увидеть, как изменилось у них настроение, а значит и самочувствие в целом.


    Так образом, чтобы привлечь внимание ребенка, удержать его, вызвать желание участвовать в подготовленном Вами мероприятии, в идеале необходимо тонко чувствовать психологию ребенка, ну или соблюдать вышеперечисленные рекомендации.

      


    Как  же  правильно  организовать  занятия?

              Занятия для детей дошкольного возраста должны проходить динамично и интересно, иначе они попросту обречены на провал. Всем известно, что дети в дошкольном возрасте живут в игре, в сказке, все игрушки для них - живые. Также известно, что ребенок гораздо охотнее занимается если преподнести нужные знания в игровой ситуации. В конце концов, если дети через игру учатся, то можно себе облегчить жизнь, научив его тому, что считаем он обязан знать и уметь, привив ему необходимые навыки.

              Большое внимание требует организация занятия. Здесь важно заинтересовать малышей, привлечь их внимание. Для этого отлично подойдет яркая и новая игрушка или громкий шум, который привлечет внимание детей. Далее можно начать рассказ от лица новой игрушки или рассказать о том, что привело, например, гномика в детский сад к ребятам.

              Затем могут проходить различные задания для детей,  которые также могут быть в игровой форме и сопровождаться яркими картинками или звуками. Не следует долго времени уделять одному и тому же заданию, иначе есть вероятность потерять интерес ребенка к нему. Все задания должны быстро сменяться другими, а само занятие быть динамичным.

              В середине занятия необходимо провести физкультминутку, чтобы дать отдохнуть малышам. Затем можно с новыми силами продолжать занятие.

              В последней части занятия с дошкольниками можно дать задание на продуктивную деятельность детей. Это может рисование или дизайн, лепка или аппликация, которое будет связано с темой занятия и будет хорошим итогом к нему.

    Как  заинтересовать ребенка?

              Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Поэтому надо помочь ребенку развить и реализовать свои возможности, не жалея затраченного времени. Тогда ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у нас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

              Чтобы наши усилия были эффективными, нужно:

    1.  Не допускать, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенок весело учится, он учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

    2.  Повторять упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.

    3.  Не проявлять излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого прогресса.

    4.  Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

    5.  В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень маленькое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

    6.  Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.

    7.  Развивать в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

    8.  Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

    Как понять, какие занятия могут заинтересовать ребенка?

              Прежде всего, нам поможет наблюдение за детьми. Смотрим, во что дети играют с удовольствием и интересом. Очень важно, чтобы задание, которое мы даем ребенку, было ему под силу. Положительные эмоции, вызванные удачным выполнением задания, помогают формированию интереса. С другой стороны, задание не должно быть слишком простым, должно содержать какой-то вызов ребенку: "Смогу ли я это сделать? Справлюсь ли?" Поэтому вводя какое-то новое занятие, двигаемся от простого к сложному, придерживаясь принципа постепенного усложнения.

              Разрешаем ребенку лепить, рисовать, читать и т.д. так, как ему самому хочется, пусть даже занятие и пойдет не по составленному нами плану. Необходимость действовать строго по правилам способна убить всякий  интерес к занятию. Мы демонстрируем ему, как намазывать детали аппликации клеем, как проталкивать фигурки в отверстия и тому подобное, но потом мы отпускаем его руку и даем ему возможность самому открыть свойства предметов опытным путем.

              Важно также оставлять все материалы и пособия в зоне доступа ребенка, чтобы они всегда были у него перед глазами и, чтобы он мог, при желании, достать их и позаниматься. Особенно это актуально, если ребенок еще не может словами объяснить свое желание.

              Таким образом, надо быть внимательным к интересам и предпочтениям ребенка и стараться быть гибким, и тогда обязательно удастся пробудить его интерес к развивающим занятиям и сделать их эффективными.

    А самое главное, не надо воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у нас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.

         

    Детско-родительское игровое взаимодействие «Внимание:   внимание!»

    Цель занятия: развитие у детей основных свойств внимания, обогащение игрового взаимодействия родителей с детьми.

    Задачи :-создание условий для укрепления доверительных   детско- родительских  отношений;

            -развитие сенсорного внимания;

            -развитие слухового внимания;

                                - развитие моторно-двигательного внимания;

                                 -развитие зрительного внимания;

                                 -развитие концентрации внимания;

                                 -тренировка распределения и объёма внимания;

                                 -повышение познавательного интереса.

          Предполагаемый результат :

    • Родители имеют возможность обогатить свой опыт взаимодействия с ребёнком, развивая его внимание в игре;
    • Дети имеют при помощи педагога упражнять внимание ,при этом чувствовать поддержу близкого взрослого;
    • Играя ,выполняя упражнения дети учатся контролировать полученный результат ,развивают познавательный  интерес, а также повышать самооценку и радоваться успеху в кругу сверстников и родителей.

                                      Ход проведения:

    Педагог приветствует детей и родителей. Обговаривают моменты  в воспитании гиперактивных детей, составляют портрет своих детей для выявления основных критерий гиперактивности.    

    Родителям и детям предлагается ряд  игр на решение некоторых задач.

        Игра « Проводники»

    Цель: развитие сенсорного внимания ,создание весёлого и жизнерадостного настроения,  укрепление доверительных детско-родительских отношений.

    Оборудование: «дорожка в сказку», пеньки,  коврик-речка, платки для завязывания глаз, сказочное дерево с необычными листочками.

    Инструкция: Трудной дорогой надо пройти к сказочному  дереву, чтобы прочесть задание на листочках и найти ларец с сюрпризом. Путь в сказку знают только дети. Поэтому взрослым необходимо завязать глаза. Доверьтесь вашим детям, и они проведут вас заветной тропой прямо в сказку.

    Дети! Слушайте и смотрите внимательно:

     По узенькой дорожке

    Пенёчки обойдём,

    Тихонько через речку

    Мы в сказку попадем!

     Ход игры. Родители за руку и по словесным указаниям своих  детей проделывают путь.

    Рефлексия:

    -Понравилось ли вам в дороге?

    -Приятно ли осознавать Что рядом надежный близкий человек?

    Родители, доверились ли вы своим детям?

    Дети, чувствовали ли вы, как важна ваша помощь родителям?

     Детско – родительские пары подходят к дереву на котором висят  листочки с заданиями (продолжить пословицу ,назвать сказочный персонаж): Мойдодыр-что это?(умывальник)….

    У сына заболит пальчик, а матери …(сердце)…

    После выполнения задания все участники находят ларец с конфетами и угощаются.

     Игра « Найди по слуху»

    Цель: Развитие слухового внимания ,укрепление доверительных детско-родительских отношений.

    Оборудование: звучащие предметы.

    Инструкция. Послушайте  внимательно как звучат эти предметы Подберите с мамой пару предметов, звучащих одинаково.

    Ход игры. Родители и дети подбирают одинаково звучащие предметы по парам.

             

              Игра» Я или не я»

       Цель: развитие слухового внимания, логического мышления создание веселого жизнерадостного настроения, укрепление доверительных  детско-родительских отношений.

    Оборудование: погремушки.

    Инструкция. Я буду вам задавать вопросы в стихах, а вы должны слушать внимательно и на них ответить .Если ответ «Я» звените погремушками.А если ответ не «Я»- прячьте погремушки за спину!

    Ход игры. Педагог читает  стихи:

                           Кто здесь взрослых уважает?

                            Кто детей не обижает?          

                           Кто хоть раз ходил в кино?

                          Кто мячом разбил окно?

                         Кто играть умеет в прятки?

                         Кто стреляет из рогатки?

                           Кто Же скромный , кто молчит?

                          Кто все время я кричит?

     Какие же вы молодцы!

      Дорогие дети и родители! Все вы были дружными, внимательными друг к другу и внимательно выполняли задания! Теперь вы знаете много игр , чтобы поиграть в них дома, вместе со своей семьей и тренировать свое внимание, а также вдел ять внимание друг другу!!!

    Приложение:

                                     

                                         

                                         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Внимание, внимание!"

    Выявляет причины невнимательности и даёт советы, как развивать внимание при момощи игр....

    СЦЕНАРИЙ СПОРТИВНОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ «ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! ОСЕННИЕ СОРЕВНОВАНИЯ!»

    Сценарий спортивного развлечения между учащимися начальных классов, бывших воспитанников детского сада и воспитанниками подготовительных групп детского сада....

    «Познавательное развитие детей. Внимание! Внимание!» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Игры для развития связной речи у детей с ОВЗ»

    Вниманию родителей представлены ряд игр, способствующих развитию связной речи у детей с ОВЗ в домашних условиях...

    Внимание! внимание!

    Психолого-педагогический проект«Развиваем внимание»Пояснительная запискаАктуальность темы проекта: Поступление в школу – чрезвычайноответственный момент как для самого ребенка, так и...

    Конспект спортивного зимнего праздника " Внимание, внимание,предстоят соревнования!"

    Цель: Пропаганда здорового образа жизни, развитие личности ребенка посредством физической культуры.Задачи:* Развивать функциональные способности детей, психофизические качества (быстроту, ловкость, си...

    Конспект спортивного зимнего праздника " Внимание, внимание,предстоят соревнования!"

    Цель: Пропаганда здорового образа жизни, развитие личности ребенка посредством физической культуры.Задачи:* Развивать функциональные способности детей, психофизические качества (быстроту, ловкость, си...