"расскажите ребёнку о войне"
консультация (старшая группа) на тему

Новоторженцева Юлия Витальевна

. Как донести правду о войне, что бы дети поняли, что бы впору им пришлась та правда?

         Дети мыслят как художники и поэты: детальными, до мелочей, сценками из памяти, «живыми картинками», фигурами воображения. Дети мыслят ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ. А представления, можно представить.

Поэтому правду о войне необходимо запечатлеть в представлениях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Расскажите ребёнку о войне".

расскажите  ребенку о Войне.

          Что мы родители должны рассказывать ребёнку о Великой Отечественной Войне?

        Правду надо говорить ребёнку, ничего кроме правды. Как на духу.  Как Советский союз последовательно, неуклонно против войны боролся. Предлагал всем миром фашизм обуздать. Гитлер 22 июня вероломно на СССР напал, государственную границу перешёл. Сила на нас ополчилась чёрная. Вся Европа под Германией. Армада несметная, танки, пушки, корабли, самолёты. Много стран фашисты покорили. Никто не устоял. Наглые шли, уверенные, рукава закатали, на губных гармошках песенки весёлые наигрывали. К параду в Москве готовились. Но ни тут-то было.  «Вставай, страна огромная». И встала страна, от Камчатки до Бреста. Люди русские, украинцы, белорусы, казахи, татары, мордва, чуваши, грузины, армяне, азербайджанцы, евреи... Все народы нашей необъятной Родины… Встали в строй, в порядок боевой. Сердца в унисон бились, как одно большое сердце. И одной мыслью, одной верой жили: выдюжить, одолеть, разгромить врага. И победили! Потому что друг другу помогали бескорыстно. Не щадили живота своего. Трудились беззаветно от мала до велика. Женщины да ребятишки пахали на себе, сеяли; у станков сутками стояли. Холодные, голодные, «всё для фронта, всё для победы» отдавали. Мужеством, стойкостью мир восхитили. Из полона фашистского другие народы вызволили. Детишек немецких из походных кухонь кормили. Против мирного населения не воевали, в концлагеря и на опыты мирных людей не направляли. На полях сражений славой себя увенчали, любовь всех честных людей на земле снискали. Гуманизмом мир потрясли. Святое поколение, поклон земной.

        Мышление дошкольников наглядно-образное, конкретное. Как донести правду о войне, что бы дети поняли, что бы впору им пришлась та правда?

        Дети мыслят как художники и поэты: детальными, до мелочей, сценками из памяти, «живыми картинками», фигурами воображения. Дети мыслят ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ. А представления, можно представить.

Поэтому правду о войне необходимо запечатлеть в представлениях.  Дети мыслят целостно, устанавливают сказочные, причудливые связи; существующие только в их сознании отношения. Поэтому рисовать картину войны необходимо большими мазками, акцентироваться на главном: рассказывай суть, не путай, не перегружай. Чётко и точно, по существу. Зачин короткий – главная мысль, и несколько примеров – иллюстраций.  Когда накопятся первичные ассоциации (тут хорошо бы фильмы военные посмотреть, песни послушать, художественные произведения почитать, на полотна фронтовых художников взглянуть), тогда можно и индукцию вплетать. От частного – к общему. Правда о войне должна исходить от любимого, авторитетного взрослого.

Как рассказать нашим детям об  великой войне, какие найти слова, чтобы поведать в полной мере о страданиях молодых ребят, ставших впоследствии героями? 

Как донести суть происходившего грамотно и вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма?  

Такие вопросы часто задаём себе мы. Мы - родители, воспитатели, педагоги, библиотекари. Наверное, в первую очередь нужно задать несколько вопросов СЕБЕ:  

  • во-первых, для чего мы это делаем и,
  • во-вторых, обладаем ли достаточным количеством знаний, чтобы грамотно преподнести нашим детям и воспитанникам суть войны…

В наших силах сохранить главное - высочайшую благодарность павшим, не вернувшимся - память о них. Нам нужно учить помнить и наших детей. Чтобы они, идя по длинной дороге к своему будущему, умели останавливаться, оборачиваться в пути. Чтобы в их душах и сердцах всегда оставалось место почтению.

Если Вы согласны, что чувства памяти и почитания ребенку все-таки необходимо прививать, тогда разберемся, как это сделать вместе.

  • Первый способ - говорите об этом с ребенком!
  • Второй способ - просмотр тематических передач по телевизору вместе с детьми. Только здесь следует оговорка: нельзя смотреть всё подряд. Ребенок или подросток, просматривая фильм - «бойню», будет обращать внимание на боевые приемы, оружие, спецэффекты - на что угодно, кроме главного. Вы не сможете донести до него всей сути, сформировать верное представление о войне и людях, уходивших на нее. Ребенок посмотрит, восхитится и забудет. Что мы посеем этим в детских душах? Только агрессивность. Поэтому идеальными для просмотра все же остаются старые военные фильмы, в которых раскрыт смысл, которые несут в себе доброту, свет, веру в Победу, прекрасно раскрывают характер людей, отдавших свою жизнь за спасение Родины. Этому способствуют такие фильмы, как «В бой идут одни старики», «Офицеры», «А зори здесь тихие», «Журавли». Из современных фильмов, на наш взгляд, очень поучительны и удачны «Мы из будущего», «Звезда». Параллельно с ними посмотрите всей семьей военный парад, концерты военных песен.

  • Третий способ - общение с ветеранами. Вам несказанно повезло, если среди ваших родственников, друзей и знакомых есть люди, стоявшие с войной на одной ступени. Ребенку всегда интереснее слушать рассказы очевидцев. К тому же зачастую пожилые люди легче находят контакт с детьми, нежели родители. И они обязательно подберут нужные слова, рассказывая ребенку о пережитом.
  • Четвертый способ - расскажите о ваших предках, воевавших на той войне, поведайте истории высочайшего героизма солдат, в красках опишите, как плакали матери и жены, провожая мужей и сыновей на войну. Ради такого случая можно найти информацию в интернете, почитать мемуарную литературу. Герои, живущие в веках, всегда будут интересны ребенку, особенно мальчику. Ведь кто как не они мечтают о боевых подвигах! Главное - преподнести это с нужной стороны. Также можно найти несколько книг, которые будут интересны ребенку. 
  • Пятый способ - делайте упор на юный возраст солдат, ушедших на войну. Ребенку легче будет понять сверстника, он для них ближе. Постоянно упоминайте в рассказах о том, что те, кого сейчас называют героями, в то время были обычными ребятами того же возраста, как и ваши дети, с такими же интересами.
  • Шестой способ -  совместное участие с детьми в мероприятиях (утренники, парады, митинги) на тему войны. Участие в таких мероприятиях оставляет в душе ребенка глубокий след, заставляет прочувствовать и прожить кусочек той, военной жизни самому. К тому же, наличие единомышленников и зрителей всегда сближает и помогает глубже окунуться в военную эпоху. Готовьтесь к подобному мероприятию вместе с ребенком - учите стихотворения, пойте песни военных лет.
  • Седьмой способ - посещение памятных мест. Посетите памятные места вместе с ребенком, возложите цветы к Вечному огню, внимательно рассмотрите надписи на каменных плитах. Посещение этих мест и различных мероприятий обойдется совсем недорого, но их польза в деле воспитания ребенка неоценима.
     

Подростки – герои Великой Отечественной

В советское время их портреты висели в каждой школе. И каждый подросток знал их имена. Зина Портнова, Марат Казей, Лёня Голиков, Валя Котик, Зоя и Шура Космодемьянские. Но были и десятки тысяч юных героев, чьи имена неизвестны. Их называли «пионеры-герои», комсомольцы. Но героями они были не потому, что, как и все сверстники, они были членами пионерской или комсомольской организации, а потому, что они были настоящими патриотами и настоящими людьми.
Армия юных

Во время Великой Отечественной войны против гитлеровских оккупантов действовала целая армия мальчишек и девчонок. Только в оккупированной Белоруссии не менее 74500 мальчишек и девчонок, юношей и девушек воевали в партизанских отрядах. В Большой Советской Энциклопедии написано, что в годы Великой Отечественной войны более 35 тыс. пионеров – юных защитников Родины - было награждено боевыми орденами и медалями.

Это было поразительное «движение»! Мальчишки и девчонки не дожидались, пока их «призовут» взрослые, – начали действовать с первых дней оккупации. Рисковали смертельно!

Так же и многие другие начинали действовать на свой страх и риск. Кто-то находил разбросанные с самолетов листовки и распространял их в своем райцентре или деревне. Полоцкий мальчишка Леня Косач собрал на местах сражений 45 винтовок, 2 ручных пулемета, несколько корзин патронов и гранат и надежно спрятал все это; представился случай – передал партизанам. Таким же образом создавали для партизан арсеналы и сотни других ребят. Двенадцатилетняя отличница Люба Морозова, немного зная немецкий, занималась «спецпропагандой» среди врагов, рассказывая им, как ей хорошо жилось до войны без «нового порядка» оккупантов. Солдаты нередко говорили ей, что она «красная до костей», и советовали попридержать язык, пока это для нее не закончилось плохо. Позже Люба стала партизанкой. Одиннадцатилетний Толя Корнеев выкрал у немецкого офицера пистолет с патронами и стал искать людей, которые помогли бы ему выйти на партизан. Летом 1942 года мальчик преуспел в этом, встретив свою одноклассницу Олю Демеш, которая к тому времени уже была членом одного из отрядов. А когда в отряд старшие ребята привели 9-летнего Жору Юзова, и командир в шутку спросил: «А этого малого кто будет нянчить?», мальчишка, помимо пистолета, выложил перед ним четыре гранаты: «Вот кто меня будет нянчить!».

Сережа Росленко 13 лет помимо собирания оружия на свой страх и риск вел разведку: найдется, кому передать сведения! И нашел. Откуда-то у детей появлялось и понятие о конспирации. Шестиклассник Витя Пашкевич осенью 1941 года организует в оккупированном фашистами Борисове подобие краснодонской «Молодой гвардии». Он и его команда выносили с вражеских складов оружие и боеприпасы, помогали устраивать подпольщикам побеги военнопленных из концлагерей, термитными зажигательными гранатами сожгли вражеский склад с обмундированием…

 

Эти слова из песни "Дети войны" ,как нельзя лучше, описывают тему проекта.

Война не знает возраста. Перед страшным ликом ее уничтожающей силы равны стар и млад. Но насколько трагично потерянное детство, детство, лишенное радости и смеха, наполненное страданиями, голодом, смертями самых близких людей. Людям, потерявшим детство, посвящен проект "Я родом не из детства-из войны.".

У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.

Их детство прервалось 22 июня 1941 года. Фашистское вторжение прокатилось по человеческим судьбам. Варварские директивы носили тотально уничтожающий характер.

Горькое сиротство, разрушенные дома, вражеские лагеря, угон в германское рабство, бесправное голодное существование на оккупированных территориях - вот что стало уделом сотен тысяч детей.

Организованная эвакуация в тыл страны, забота государства и милосердие многих людей позволили спасти детей. В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг, несмотря на голод и страх, дети продолжали учиться, помогали раненым в госпиталях, отправляли посылки на фронт, работали в полях. Дети встали к станкам вместо родителей, тяжким трудом приближая победу.
Юные герои вместе с воинами Красной Армии встали на борьбу с врагом. Сыны полка боролись за победу с оружием в руках. 

Фильмы, посвящённые детям-героям Великой Отечественной Войны

  • "Ты не сирота" снято в 1962 году. Здесь повествуется о детях, которые потеряли своих родителей после войны.
  • "Садись рядом, мишка!" снято а ---- году. Здесь рассказывается о детях блокадного Ленинграда.
  • «Это было в Донбассе» снят в 1945 году. Повествует о юных защитниках Донбасса, боровшихся против оккупантов в годы Великой Отечественной войны.
  • «Орлёнок» снят в 1957 году. Посвящен юному партизану Вале Котко (прототип Герой Советского Союза Валя Котик).
  • «Улица младшего сына» снят в 1962 году. Экранизация одноименного романа Льва Кассиля и Макса Поляновского, посвященного пионеру-герою Володе Дубинину.
  • «Армия Трясогузки» снят в 1964 году. На месте аварии колчаковского поезда белогвардейцы нашли флажок с надписью «Армия трясогузки» (так называли себя беспризорники, юные участники Гражданской войны в Латвии).

Пятёрка отважных снят в 1970 году. Повествует о подвиге юных партизан в охваченной войной Белоруссии.

  • "Зеленые цепочки" снят в 1970 г. на Ленфильме. Пионеры помогают чекистам разоблачить немецких агентов в осажденном Лениграде.

Всадники (двухсерийный художественный фильм, иногда демонстрировался, как телесериал) снят в 1972 году на Одесской киностудии. Подростки сначала спасают породистых лошадей с конезавода. А затем помогают "окруженцам".

  • «Старая крепость» снят в 1973 году. Повествует о о ребятах из украинского пограничного города Каменец-Подольского, которые становятся свидетелями и участниками революционных боев за Советскую власть. По роману Владимира Беляева.
  • «Голубой патруль» снят в 1974 году. Повествует о неравной борьбе сельских школьников против браконьеров.
  • «В то далёкое лето» снят в 1974 году. Повествует о подвиге во время Второй мировой войны ленинградской партизанки Ларисы Михеенко.
  • «Хлеб детства моего» снят в 1977 году. Повествует о детях войны. В 1943 году подростки освобожденной от немцев деревни разминировали поле ржи и дали возможность односельчанам провести жатву.
  • «Казаки-разбойники» снят в 1979 году. Повествует о школьниках, которые в первый послевоенный год помогли милиции обезвредить группу опасных преступников.
  • «Сто первый» снят в 1982 году. Повествует о истории «сына полка» Вовы Диденко, деревенского мальчика, ставшего во время Великой Отечественной войны воспитанником взвода разведки.
  • «Долгая память» снят в 1985 году. О пионере-герое, разведчике Володе Дубинину


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка "Расскажите детям о войне" в родительский уголок

Памятка в родительский уголок в предверии праздника День Победы....

Расскажем детям о войне

Война давно закончилась и наши дети с трудом понимают, что это за памятники солдатам, и зачем им ружья, зачем вообще людям приходилось убивать друг друга... 9 мая такой особый день, когда можно и нужн...

Консультация для родителей дошкольников «Расскажите детям о Войне»

Консультация для родителей дошкольников«Расскажите детям о Войне» Мясникова  Светлана Евлампиевна, заведующий МБДОУ  дс кв «Кирпичики» Свердловская область г.Асбест  Нужн...

Проект «Расскажем детям о войне» (посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)

laquo;Не забывайте павших имена!Они служили миру и отчизнеНе ради славы, а во славу жизни!И побежденный ими враг – война!»Цель проекта: формирование у старших дошкольников гражданской поз...

Дистанционное сопровождение для родителей: «Расскажите детям о войне! Краткосрочный дистанционный проект "Расскажем детям о войне"

Дистанционное сопровождение для родителей: «Расскажите детям о войне!Тема: «МЫ ПРАВНУКИ СЛАВНОЙ ПОБЕДЫ» для детей старших и подготовительных групп.Цели:1.Формировать чувство ист...

проект "Расскажем детям о войне, расскажем детям о Победе"

В период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. И наши дошкольники не ис...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию дошкольников "Расскажи ребёнку о войне"

Цель: формирование нравственное - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с событиями Великой Отечественной войны. Задачи : знакомить с историей Великой войны на пр...