Методы, повышающие познавательную активность дошкольников.
консультация на тему

Кабачкова Елена Николаевна

Познавательная активность дошкольников- это активность, проявляемая в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии детьми информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

          Методы, повышающие    

                     познавательную активность

                                                      дошкольников.

Познавательная активность дошкольников- это активность, проявляемая в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии детьми информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.

                                  Наиболее эффективные методы.

1. Доказано, что дети старшего дошкольного возраста способны к таким мыслительным операциям, как АНАЛИЗ и СИНТЕЗ. Опираясь на эту способность, можно применять соответствующий метод обучения.

Представьте себе, что дети рассматривают картинку, на которой изображен строитель со строительным  инструментом на фоне строящегося дома. Взрослый предлагает назвать признаки, по которым ребята определили профессию человека. Такой элементарный анализ является необходимой отправной точкой  для более сложного, причинного анализа, позволяющего рассмотреть причинные связи и зависимости между признаками, выявленными в элементарном анализе. Соответствующий такому анализу синтез помогает ребёнку понять существенные, значимые связи и отношения.

Продолжая рассматривать картину, взрослый предлагает детям подумать:

-Зачем строителю мастерок, который он держит в руке;

-Почему подъёмный кран такой высокий;

-Зачем нужно строить такой большой дом;

-Кого может порадовать работа строителей и т. д.

Задумываясь над этими вопросами, дети начинают вникать в сущность явлений, приучаются выявлять внутренние взаимосвязи, как бы видят то, что не изображено   на картине, учатся делать самостоятельные выводы.

2. Задания на СРАВНЕНИЕ по контрасту и по подобию, сходству.

Ребята могут сравнить человека и животное (чем похожи, чем отличаются), искусство, быт, игры, пищу разных народов мира ,поступки, проявления чувств и т. п. Во всех случаях сравнение помогает образованию конкретных, ярких представлений. Более эффективным и осознанным становится процесс формирования оценочного отношения к себе и окружающим, к событиям и явлениям социального мира.

При использовании этого важного приёма взрослый в каждом конкретном случае должен решить, с какого сравнения начинать- со СРАВНЕНИЯ ПО СХОДСТВУ или ПО КОНТРАСТУ. Как доказывают психологи, сравнение по контрасту даётся детям легче, чем сравнение по подобию. Ребёнок быстро находит ответ на вопрос: «Чем отличается слон от волка?», но ему гораздо сложнее отыскать между ними сходство.

3. Освоенный детьми приём сравнения помогает им выполнять задания на ГРУППИРОВКУ и КЛАССИФИКАЦИЮ. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, необходимо умение анализировать, обобщать, выделять существенные признаки- всё это способствует осознанному усвоению материала и интересу к нему.

Начинать следует с простых заданий: «Разложи картинки на две группы- в одну отбери всё , что нужно для работы повару, а в другую- врачу». С таким заданием свободно справляются дети 4-5 лет.

Усложнение заданий идёт по линии увеличения количества объектов для группировки и по линии усложнения основания для классификации.

Например, дошкольникам предлагаются разные предметы или их изображения на картинках: зимняя шапка, панама, зубная щётка, мяч, лыжи, карандаши. Задание: отбери предметы, которые нужны будут девочке зимой, мальчику- летом. Объясни решение. А теперь из этих же предметов выбери те, которые нужны для игры, для того , чтобы быть здоровыми; чтобы рассказать о себе.

Следует обратить внимание на то , что приём классификации в большей мере способствует познавательной активности, если он не является самоцелью, а подчинён какой-то близкой и понятной ребёнку задаче: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома, атрибуты для определённой игры, занятия и т. д.

4. Проявлению самостоятельности, элементов творчества, выдумки способствуют такие виды деятельности, как МОДЕЛИРОВАНИЕ и КОНСТРУИРОВАНИЕ.

Моделирование совершенно необходимо при ознакомлении детей с социальным миром. Ребят надо научить составлять план- карту. Это может быть план- карта улицы, дороги в детский сад, участка детского сада. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Тут полезны задания типа «Составим маршрут предстоящей экскурсии».

В моделировании и конструировании пространства можно использовать мелкий строительный материал, поделки из бумаги, игрушки или предметы-заменители.

Метод моделирования и конструирования развивает мышление, воображение и готовит ребёнка к восприятию карты мира.

Повышению познавательной активности способствует сочетание в данном методе словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации. Например, дети вместе с родителями заняты устройством детской комнаты: нужно определить место для игрового уголка, для книг, для растений и животных. Можно предложить ребёнку прежде сделать из мелкого строителя модель размещения объектов и обосновать свои предложения.

5.  В повседневной жизни дети задают взрослым массу ВОПРОСОВ. Эти вопросы различны по тематике, глубине, мотивам, по ним можно судить о направленности интересов ребёнка. Может возникнуть мысль, что детей не нужно специально учить задавать вопросы, они и без того любознательны.

Умение задавать вопросы необходимо и детям, и взрослому. Прежде всего, следует продумать, как и какие вопросы вы ставите перед ребёнком в беседе с ним по поводу прочитанного, просмотренного, наблюдаемого. Чаще всего в беседах преобладают вопросы репродуктивного, а не проблемного характера. От ребёнка взрослый требует повторения только что услышанного, а не раздумий, рассуждений. Зачастую такие вопросы просто не имеют смысла, так как ответ на них слишком прост для детей.

Например, детям старшей группы показывают картину с изображенными на ней домашними животными. Кошка с котятами. Традиционный вопрос «кто изображен на картине?» уместен для детей младшего возраста, но совершенно бесполезен для старших, которым интересны проблемные, причинные вопросы. Такие вопросы, как: «Почему котята резвятся, а взрослая кошка- нет?» или «Как можно одним словом назвать эту картину?»

Если взрослый научится правильно формулировать свои вопросы, то ему станет понятнее, как научить детей задавать вопросы взрослому.

6. Стимулировать детскую любознательность можно ПРЯМЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ: «Ты хочешь ещё что-нибудь узнать о Северном полюсе? Тогда  спрашивай, а я постараюсь тебе ответить».

7. Приучение К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ПОИСКУ ОТВЕТОВ НА СВОИ ВОПРОСЫ совершенно необходимо, особенно будущим школьникам, но здесь от взрослого требуется текст и чувство меры, чтобы не погасить желание детей задавать вопросы взрослому.

Важнейшим принципом, без применения которого  нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств, является ПОВТОРЕНИЕ.

8. Хорошие результаты приносят метод ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ и постановка ОПЫТОВ. Особенно они эффективны для повышения познавательной активности и, как правило , используются для ознакомления с живой и неживой природой, с различными техническими устройствами и приборами. Ценность этих приборов заключается в том, что они дают возможность ребёнку самому найти решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

                                             Воспитатель: Кабачкова Е.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы, повышающие познавательную активность дошкольников

Конcультация для родителей  Тема: «Методы, повышающие познавательную активность дошкольников »...

Педагогический всеобуч: "Методы, повышающие познавательную активность дошкольников"

Раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослого на него; научить развивать познавательную активность....

"Методы, повышающие познавательную активность дошкольников"

Этот материал могут использовать воспитатели для консультаций с родителями....

Педагогический всеобуч «Методы, повышающие познавательную активность дошкольников»

Научить родителей развивать познавательную активность детей....

Семинар-практикум "Методы , повышающие познавательную активность дошкольников"

Познавательная активность дошкольников – это активность, проявляемая в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии детьми информации, в желании уточнить, углубить свои знания, ...

Тема: Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников»  

Познавательный интерес – это стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать нового, выяснить непонятное о качествах, свойствах предмето...