"Методы, повышающие познавательную активность дошкольников"
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Анисимова Татьянна Александровна

Этот материал могут использовать воспитатели для консультаций с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_rod._poznavatelnaya_aktivnost.docx29.95 КБ

Предварительный просмотр:

Для Вас, родители!

«Методы, повышающие познавательную активность дошкольников»

Познавательная активность дошкольников-это активность, проявляемая в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии детьми информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.

Наиболее эффективные методы.

  1. Доказано что дети старшего дошкольного возраста способны к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез. Опираясь на эту способность, можно применить соответствующий метод обучения.

Представьте себе, что дети рассматривают картинку, на которой изображён строитель со строительным инструментом на фоне строящего дома. Взрослый предлагает назвать признаки, по котором ребята определили профессию человека. Такой элементарный анализ является необходимой отправной точкой для более сложного причинного анализа, позволяющего рассмотреть причинные связи и зависимости между признаками, выявленными в элементарном анализе. Соответствующий такому анализу синтез помогает ребёнку понять существенные, значимые связи и отношения.

Продолжая рассматривать картину, взрослый предлагает детям подумать:

- зачем строителю мастерок, который он держит в руке;

- почему подъёмный кран такой высокий;

- зачем нужно строить такой большой дом;

- кого может порадовать работа строителя и т.д.

Задумываясь над этими вопросами, дети начинают вникать в сущность явлений, приучаются выявлять внутренние взаимосвязи, как бы видят то, что не изображено на картине, учатся делать самостоятельные выводы.

  1. Задания на сравнение по контрасту и по подобию, сходству.

Ребята могут сравнивать человека и животное (чем похожи, чем отличаются), искусство, быт, игры, поступки и т.д. Во всех случаях сравнение помогает образованию конкретных, ярких представлений. Более эффективным и осознанным становится процесс формирования оценочного отношения к себе и окружающим, к событиям и явлениям социального мира.

При использовании этого важного методического приёма взрослый в каждом конкретном случае должен решить, с какого сравнения начинать-по сравнению по сходству или по контрасту.

  1. Освоенный детьми приём сравнения помогает им выполнять задания на группировку и классификацию. Для того, чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, необходимо умение анализировать, обобщать, выделять существенные признаки-всё это способствует осознанному освоению материала и интересу к нему.

Следует обратить внимание на то, что приём классификации в большей мере способствует познавательной активности, если он не является самоцелью, а подчинён какой-то близкой и понятной ребёнку задаче: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома, атрибуты для определённой игры и т.д.

  1. Проявление самостоятельности, элементов творчества, выдумки способствуют такие виды деятельности, как моделирование и конструирование.

Метод моделирования и конструирования развивает мышление, воображение и готовит ребёнка к восприятию карты мира.

Повышение познавательной активности способствует сочетание в данном методе словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации.

  1. В повседневной жизни дети задают взрослым массу вопросов. Эти вопросы различны по тематике, глубине, мотивам, по ним можно судить о направленности интересов ребёнка. Может возникнуть мысль, что детей не нужно специально учить задавать вопросы, они и без того любознательны.

Умение задавать вопросы необходимо и детям, и взрослому. Прежде всего следует продумать, как и какие вопросы вы ставите перед ребёнком в беседе с ним по поводу прочитанного, просмотренного, наблюдаемого. Чаще всего в беседах преобладают вопросы репродуктивного, а не проблемного характера.

Если взрослый научится правильно формулировать свои вопросы, то ему станет понятнее, как научить детей задавать вопросы взрослому.

  1. Стимулировать детскую любознательность можно прямым предложением: «Ты хочешь ещё что-нибудь узнать о Северном полюсе? Тогда спрашивай, а постараюсь тебе ответить».
  2.  Приучение к самостоятельному поиску ответов на свои вопросы совершенно необходимо, особенно будущим школьникам , но здесь от взрослого требуется такт и чувство меры, чтобы не погасить желание детей задавать вопросы взрослому.

Важнейшим принципом, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств, является повторение.

  1. Хорошие результаты приносит экспериментирование и постановка опытов. Особенно они эффективны для повышения познавательной активности и, как правило, используются для ознакомления с живой и неживой природой, с различными техническими устройствами и приборами. Ценность этих приёмов заключается в том, что они дают возможность ребёнку самому найти решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Воспитатель: Анисимова Т.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы, повышающие познавательную активность дошкольников

Конcультация для родителей  Тема: «Методы, повышающие познавательную активность дошкольников »...

Методы, повышающие познавательную активность дошкольников.

Познавательная активность дошкольников- это активность, проявляемая в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии детьми информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самос...

Педагогический всеобуч: "Методы, повышающие познавательную активность дошкольников"

Раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослого на него; научить развивать познавательную активность....

Педагогический всеобуч «Методы, повышающие познавательную активность дошкольников»

Научить родителей развивать познавательную активность детей....

Семинар-практикум "Методы , повышающие познавательную активность дошкольников"

Познавательная активность дошкольников – это активность, проявляемая в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии детьми информации, в желании уточнить, углубить свои знания, ...

Тема: Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников»  

Познавательный интерес – это стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать нового, выяснить непонятное о качествах, свойствах предмето...