Консультация для родителей - "Значение Красивой речи! Как следует выполнять артикуляционную гимнастику?"
методическая разработка

Рожкова Ольга Викторовна

       Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение в формировании полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_pravilnoy_rechi.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Значение красивой речи! Как следует выполнять артикуляционную гимнастику?»

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение в формировании полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.

       К сожалению, количество детей с «дефектной» речью, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а наоборот - возрастает. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин.

       Одним из успешных условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа органов артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специальных воздействий и помощи взрослых – будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением, - глубоко ошибочно. Но именно оно является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотеком, без должного со стороны родителей и воспитателей внимания, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или иные недочеты произношения. А поскольку сами собой эти недостатки не исправятся, ежечасно мы слышим в той или иной мере «дефектную» речь как детей, так и взрослых.

       Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраняться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь.

        Воспитание чистой речи у детей – задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать все: родители, воспитатели, учителя и логопеды.

       Для достижения торможения неправильных движений используется зрительный контроль и ритмика: отдельные движения ограничиваются определенной длительностью и прерываются паузами такой же длительности согласно отбиваемому рукой такту. В таком роде ведется отработка движений собственно звукопроизносительных органов: губ, языка, мягкого неба, глотки, голосовых связок, дыхательных мышц.

       Принципом отбора артикуляционных упражнений каждый раз служит характер дефекта произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произношения данного звука. Упражнять надо лишь движения, нуждающиеся в исправлении, и только необходимые для воспитуемого звуки. При подборе упражнений артикуляционной гимнастики важно не их количество, а правильный подбор и качество их выполнения. Все упражнения подбираются исходя из задач, правильной артикуляции звука с учетом конкретного его нарушения у ребенка. Для каждого ребенка комплекс упражнений составляется логопедом индивидуально.

       Недостаточно только отобрать нуждающиеся в коррекции движения, выработать точность, чистоту, правильность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому. Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата, что может быть оценено конечным местоположением и формой этого органа.

        Плавность и легкость движения предполагаются движения без толчков, подергиваний, дрожания органа (напряжение мышцы всегда нарушает плавность и мягкость движения); движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений в других органах. Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго. Переход (переключение) к другому движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.

       При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определенная последовательность – идти от простого упражнения к более сложному с паузами перед каждым новым движением, чтобы взрослый мог контролировать качество движения, а ребенок – ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. Проводится гимнастика эмоционально, в игровой форме.

        Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т.е. для достижения конечного результата используется зрительный самоконтроль. После того как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берутся на себя собственные кинестетические ощущения ребенка (ощущения движения и положения органов артикуляционного аппарата). С помощью наводящих вопросов взрослого ребенок определяет, что делает его язык (губы), где он находится, какой он (широкий, узкий) и т.д. Это дает детям возможность делать свои первые «открытия», вызывает интерес к упражнениям, повышает их эффективность.

       Если у ребенка не получается какое-то движение, нужно использовать механическую помощь, например, поднять язык за верхние зубы с помощью шпателя, ложечки и т.д. Ребенок не всегда ощущает точно, где должен находиться в данный момент его язык. Тогда логопед (взрослый) концом ручки чайной ложечки проводит в этом месте (например, у бугорков за верхними резцами).

       Закрепление любого навыка требует систематического повторения действия, поэтому проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, желательно два – три раза в день, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными. Упражнение не должно доводить орган до переутомления. Первым признаком утомления является снижение качества движения, что и служит показанием к временному прекращению выполнения данного упражнения.

        Из выполняемых упражнений артикуляционной гимнастики новым может быть только одно, другие даются для повторения и закрепления. Логопед (взрослый) следит за качеством выполняемых ребенком упражнений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигнет своей цели.

       Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

       Но не все дети овладевают двигательными навыками одновременно, поэтому необходим индивидуальный подход. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно – это может привести к отказу выполнять движение. Надо показать ребенку его достижения, подбодрить.

        Во время выполнения артикуляционной гимнастики надо следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица, но в случае ослабленности одной из сторон органа упражняется преимущественно одна, более слабая сторона и упражнения служат для ее укрепления. В этом случае практикуются движения с нагрузкой, т.е. с преодолением сопротивления.

       Вид, длительность проведения артикуляционных упражнений, их разовая дозировка зависят от характера и тяжести и характера речевого нарушения. Так, при легких функциональных дислалиях артикуляционная гимнастика обычно заканчивается с переходом к автоматизации правильного выполнения движения. При дизартрии ее рекомендуется проводить более длительное время, и тем длительнее, чем тяжелее поражения.

       Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения. Эффективность логопедической работы по развитию артикуляционной моторики в значительной мере определяется тем, как сам ребенок участвует в процессе ее проведения, какая ему при этом отводится роль, какова степень его инициативности. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создавать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения. Для этого лучше всего подходит игра, как основной вид деятельности детей, следовательно, самую естественную и привлекательную для них форму занятий. В игре обязательно должен присутствовать элемент соревнования, должны быть награды за успешное выполнение упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Значение артикуляционной гимнастики"

Консультация для родителей "Значение артикуляционной гимнастики"...

Консультация для родителей "Значение артикуляционной гимнастики в развитии речи детей".

Уже с самого раннего возраста ребенок проделывает массу разнообразных артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения бормотанием, лепетом. Такие движения и являю...

Консультация для родителей: "Для чего нужна и как выполнять артикуляционную гимнастику".

Правила выполнения артикуляционной гимнастики. Артииуляционные упражнения...

Консультация для родителей «Значение развития связной речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Значение развития связной речи у детей дошкольного возраста»...

консультация для родителей "Значение артикуляционной гимнастики"

Владение правильной и чистой речью является наиважнейшим фактором в комплексном развитии личности. Человек, у которого хорошо развита речь, без проблем вступает в контакт с окружающими его людьми, мож...

Консультация для родителей: «Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста.»

Консультация для родителей:«Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста.»...

Консультация для родителей "ЗНАЧЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ"

Хорошая подвижность органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, залог правильного произношения звуков. Развитие движений этих органов происходит постепенно, в про...