"Поговорим о нравственности"
статья на тему

Вышкварка Тамара Эйвальдовна

Родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx26.81 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему «Поговорим о нравственности»

               Подготовила   воспитатель Вышкварка Т.Э.

Цель:  Показать родителям необходимость целенаправленного воспитания у детей доброты, как ценного, неотъемлемого качества человека.

Задачи 1: показать родителям значимость нравственного воспитания детей в семье; формировать умение родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей.

2.Повысить ответственность родителей за воспитание у детей таких нравственных качеств, как сочувствие, доброта, верность, благородство, готовность прийти на помощь…

3. Развивать осознанность педагогического воздействия родителей на детей в процессе повседневного общения.

4. Формировать у родителей желание решать проблемные ситуации, возникающие у ребенка при общении со сверстниками и взрослыми.

ХОЧЕТСЯ НАЧАТЬ НАШЕ ОБЩЕНИЕ СЛОВАМИ ИЗ ПЕСНИ:

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались… »

«В каждом человеке (ребенке) – солнце

Только дайте, ему светить!

Девиз группы: «Дайте детству наиграться, Насмеяться, наскакаться! Дайте радостно проснуться, Дайте в сказку окунуться! Дайте детству удержаться, Дайте верой надышаться! Дайте в рост ему подняться – ДАЙТЕ ДЕТСТВУ СОСТОЯТЬСЯ! "

Добрый вечер! Давайте сегодня поговорим о том, как мы строим свою жизнь, какие поступки совершаем, чем платим за любовь и тепло человеческого сердца. Сегодня я  предлагаю поговорить о нравственности.

В семье с правильно поставленным воспитанием детей родители больше заботятся не о том, кем станут их дети по профессии, а о том, чтобы из них выросли хорошие люди.

В этом и состоит забота родителей о нравственном облике своих детей.

Сегодня мы поговорим о главных человеческих качествах, тех, которые делают человека человеком. Чувства — это особая форма отношения человека к действительности. Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интел​лектуальные.

 Воспитатель предлагает родителям ответить на вопросы:

 1) Какие нравственные качества присущи человеку? (Доброта, честность, бескорыстие, щедрость, дружелюбие, справедливость, патриотизм, гуманность, любовь и др.)

 2) Какие нравственные качества вы хотели бы видеть в вашем ребенке?

Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство – доброта.

                                                                                                                      Бэкон Ф.

 3) Придумайте синонимы к словам «доброта», «взаимопомощь», «дружба».

Сообщение воспитателя: «Доброте нужно учить с детства».

Доброта, честность, отзывчивость, щедрость, дружелюбие, справедливость и т.д.- все это мы хотим видеть в наших детях, но не всегда получаем желаемые результаты. В одних и тех же случаях наши дети ведут себя по-разному. Одни заботливы, чутки, готовы прийти на помощь другу, успокоить его, пожалеть. Другие равнодушны, эгоистичны. Таких детей трогает лишь то, что касается их лично. Третьи агрессивны, могут ударить, отнять игрушку. Почему так происходит? Послушайте притчу:

- Один учитель повелел своему ученику: «Вырви это дерево из земли!» и указал на молодое, но глубоко пустившее корни дерево. Исполняя послушание учителю, ученик приступил к делу, но не смог пошатнуть дерево и сказал : «Ты приказал мне сделать невозможное!». И тогда учитель указал на другое, совсем еще молодое деревце, которое ученик без усилий тот час же вырвал с корнем. Ничего не мог поделать ученик с деревом, которое уже укоренилось, но без особых усилий совладал с молодым.

Если эту повесть применить к воспитанию, то смысл такой: бессильны родители над взрослыми детьми, если не начинали воспитание с малых лет. К чему привык человек с малых лет, то он и будет делать до старости. Поэтому Вы, родители, и в маленьком ребенке не должны пропускать без внимания никаких проявлений зла, и самое малое дитя уже имеет свои недостатки, сначала бессознательные, после сознательные.

 Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, добро​желательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют поло​жительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостя​ми и огорчениями. Важно, чтобы в дошкольном детстве ребенок испытывал максимум положительных эмоций. Жизнерадостность, веселое настроение, чувство защищенности, уверенности в своих силах благотворно сказываются на характере и организме ребенка в целом, а ведь это так необходимо, особенно при подготовке ребен​ка к школе.

 Эмоциональные проявления  дошкольников показывают, как полна их жизнь. Дети отзываются на все доброе, прекрасное, выказывают сочувствие, приходят на помощь друг другу, грустят, радуются. Массу дополнительных положительных эмоций дают семейные праздники. Ребенок чувствует, что живет в счастливой, дружной семье, ощущает любовь и внимание близких. Подготовить семейный праздник несложно, нужно только желание и немного фантазии. Традиционно самым любимым праздником у детей явля​ется день рождения! Как его отпраздновать?

Нравственный человек не допустит сделок с совестью. Он не отступит от того, во что верит, в чем убежден. Нравственная чистота - это верность слову, верность дружбе и верность любви. Все эти моральные качества формируются и развиваются в человеке в течение всей его жизни, но основные нравственные черты закладываются в детском, подростковом и юношеском возрасте.

Первые годы жизни ребенка проходят главным образом под воздействием семьи. И дети очень живо воспринимают пример родителей, усваивают их понимание добра и зла, хорошего и плохого, учатся у них морали.

Хорошо, когда образовательному учреждению приходится продолжать воспитание, а не исправлять не правильные представления, сложившиеся в семье. Ребенок поверит взрослому и коллективу сверстников, если увидит, что правда, которой учит детский сад, совпадает с той правдой, которой учила семья.

Плохо, если ребенку суждено пережить разочарование в близких людях, если в семье нет твердых нравственных устоев. Если же в семье придерживаются высоких моральных принципов, определяющих поведение человека в обществе, дают высокую оценку нравственных поступков других и сами поступают нравственно, то и дети усваивают положительные черты характера, учатся поступать с другими людьми и окружающей природой милосердно и благородно, учатся жить по совести.

В семье надо не только говорить о том, как надо жить, но и вырабатывать у детей привычки правильного поведения.

Слово родителей, сказки о добре и зле, первые книжки о жизни животных и растений - все это порождает первоначальные представления детей о морали.

Слово родителей глубоко западает в сознание ребенка, если оно сказано спокойно и доброжелательно, без наставительного тона, который даже маленьким детям неприятен, а у подростков вызывает ожесточение и упрямство.

Родители учат детей понимать и переживать свое отношение к добру и злу. Повод для таких переживаний дают простые случаи из повседневной жизни.

Воспитывая ребенка, вы родители надеетесь вырастить из него достойного человека. Каждый из вас хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем  жизни.

Софокл, древний драматург Греции, написал слова, которые остаются актуальными, и сейчас

“Затем и молим мы богов о детях,

Чтоб супостатов наших отражали

И другу честь умели подавать”.

Многие великие люди высказывались о значении нравственного воспитания. Обратите внимание на правую стену. Не торопясь прочтите все эти высказывания и попробуйте осмыслить каждое из них. (родители читают высказывания, играет музыка) .

За добро добром платят.

Делай другому добро — будешь сам без беды.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Добрый человек в добре живет век.

Добро сеять, добро и пожинать.

Жизнь дана на добрые дела.

Учись доброму — худое на ум не пойдет.

Истинное добро всегда просто.

Добро поощряй, а зло порицай.

Доброму человеку весь мир – свой дом , злому и своя хата чужая.

Добрый человек плачет от радости , а злой- от зависти.

Без любви как без солнца.

Будьте строги к себе и мягки к другим .(Конфуций)

Надеемся, что каждый смог почерпнуть из этих высказываний, что - то наиболее ценное для самого себя.

Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но главную роль в этом играет все же семья.

Оценивая поведение или какое-либо дело своего ребенка, нам взрослым нужно видеть, по какому побуждению он трудился - по велению совести, то есть в силу сознания того, что ему верят и он хочет оправдать доверие, или же только в силу требований взрослых, контроля с их стороны или страха наказания.

Нужно приучить ребенка стыдиться своих дурных поступков. А это делается на примерах, которые подают ему взрослые.

Сейчас я предлагаю прослушать ряд ситуаций  взятых из жизни.

- Отец говорит: «Поеду помогу бабушке вскопать огород, она уже старенькая, а помочь некому» - и берет с собой сына.

- Мать говорит дочке: «Возьми трубку, и если это тетя Лена, то меня нет дома. Я ей должна денег и не хочу с ней разговаривать».

- Папа говорит сыну: «Если тебя обижают, то сдавай сдачи! Не слушай воспитателей и детей».

- Дочка, собираясь в садик просит у мамы белую футболку на физкультуру, так как воспитатели ей так сказали, а мама говорит: «Ничего, в этой сходишь».

- Ребенку подарили красивую книгу, он спрашивает разрешения у мамы показать ее в детском саду. Ответ мамы: «Хорошо покажи, но в руки ее никому не давай, они ее могут порвать.

С детьми нужно разговаривать «по душам». Обычно это время перед сном, когда мама садится к сыну или дочери на кровать и спрашивает всех, о том, что произошло с ними за день:

Такие разговоры в некоторых семьях ведутся за ужином, когда все собираются вокруг стола и делятся своими впечатлениями о событиях за день. Главное, чтобы дети слышали, как родители оценивают эти события, что, по их мнению, хорошо, а что - плохо, что им понравилось, а что - нет. Какие дела можно было бы сделать лучше. Почему не получилось то или другое дело, или получилось хуже, чем ожидалось. Как надо поступать в будущем в этой ситуации. Эти беседы и разговоры учат детей, как ориентироваться в окружающей жизни, дают незабываемые уроки нравственности, учат поступать по совести.

«Спроси свою совесть! » - говорят мать или отец. Порою очень трудно ребенку поступить по совести. Трудно выполнять дома одну и ту же работу: убирать в комнате, менять рыбкам воду в аквариуме, гулять во дворе с собакой и т. д. Трудно признаться, что это именно ты толкнул во дворе малыша и он разбил себе нос. Родители в своих беседах с ребенком не должны быть «верховными судьями», которые все всегда делают только правильно. Они могут рассказать о своих детских годах, о своих ошибках, о том, к каким последствиям это приводило, о том, чего они стыдятся до сих пор. Это поможет разговорить ребенка, поможет ему признаться в своем неблаговидном поступке и в будущем не повторять его.

Очень важно не оттолкнуть ребенка от себя, не отмахнуться от его вопросов из-за своей занятости или просто нежелания возиться с ними. Один, два, три раза не захочется вам поговорить с ребенком, потом он сам не подойдет к вам. Он будет искать других советчиков, с кем можно обо всем поговорить. И очень часто может получить плохие советы, а родители навсегда утратят возможность влиять на нравственное становление своего чада.

В каждой семье есть проблемы и это неизбежно, но важно не закрывать глаза на них, а следует решать их. Увидеть проблему – это сделать шаг к ее решению. И не следует откладывать ее решение на более поздний период, успокаивая себя тем, что ребенок еще маленький, он не понимает. Откладывая ее решение, вы просто усугубляете ситуацию.

Есть мнение, что если ребенок  любим и обласкан родителями и близкими, то он не может быть жестоким. Однако, на самом деле это далеко не так. Чрезмерная любовь может воспитать в ребенке эгоиста…

С детских лет родители прививают своему чаду мнение, что он самый, самый, самый. В результате, он начинает считать себя лучше других детей, а, значит, все окружающие должны подчиняться ему и только ему.

Родители должны помнить, что умеренная строгость, справедливость в оценке действий своего малыша, требовательность не только не причиняет ему вреда, но и принесут пользу.

В каждом ребенке, впрочем, как и во взрослом человеке живет потребность в подтверждении собственной значимости. И задача родителей и близких научить ребенка использовать ощущение своего превосходства во благо, а не во зло.

Если Вы хотите, чтобы ваш малыш вырос добрым и сострадающим другим людям человеком, купите ему какое-нибудь животное. Заботясь о питомце, ребенок поймет, что есть существа, которые нуждаются в его заботе, доброте и внимании. Читайте ребенку народные сказки, в которых добро всегда побеждает зло, а сильные всегда помогают слабым.

Также с ребенком нужно поговорить на тему о детях, которые страдают какими-либо физическими недостатками. Нужно объяснить ребенку, что такие дети ни в коем случае не могут быть предметом насмешек и травли. Наоборот, таким детям следует помогать и давать им возможность участвовать в играх наравне со всеми.

Если Вы хотите, чтобы в будущем Ваши дети заботились о вас, приучайте их к выполнению домашних забот с раннего возраста. Это тоже своего рода проявление заботы со стороны ребенка о своих близких. Приученный с детства помогать своим близким ребенок сохранит эту привычку на всю жизнь.

С раннего детства необходимо учить детей делиться с товарищами игрушками, а когда им дарят сладости, приучать их угощать всех членов семьи, товарищей.

Нужно учить детей делать приятное людям. В семье должна быть создана атмосфера взаимного внимания и заботы друг о друге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол с родителями "Поговорим о нравственности"

Круглый стол с родителями «Поговорим о нравственности» Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство – доброта.Бэкон Ф. Цель:  Показать родителям необходимость целенапра...

Родительский форум "Поговорим о нравственности"

При воспитании нравственных чувств необходимо прежде всего развивать у ребенка способность к переживанию вообще и к сопереживанию в частности. Речь идет о развитии общей эмоциональности ребенка. Эмоци...

Консультация на тему «Поговорим о нравственности»

ПРО НРАВСТВЕННОСТЬ ДЕТЯМпочему важна нравственность                                         Одн...

Интеллектуальная игра «Поговорим о нравственности»

Цель: уточнить и закрепить знания педагогов по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников....

Беседа «Поговорим о нравственности»

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него....

Поговорим о нравственности (беседы с детьми)

В процессе беседы взрослый не только задаёт вопросы для обсуждения, но и ищет, то главное, что стимулирует стремление детей думать, высказывать свою точку зрения, доказывать её.Диалог – это форм...