Выявление и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста
статья на тему

Цыпкина Ирина Михайловна

Развитие творческой личности является приоритетным направлением в образовании и воспитании подрастающего поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческой личности является приоритетным направлением в образовании и воспитании подрастающего поколения, поскольку творчество — залог прогресса в науке, технике, искусстве и общественной жизни в целом. На сегодняшний день творчество считается одной из наиболее содержательных форм психической активности личности, обеспечивающих успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала. Но к сожалению, многие родители не считают творчество важной составляющей воспитания, развития и обучения своего ребенка. Они предпочитают делать акцент и ставят во главу угла речь, мышление и память ребенка, порой полностью забывая про воображение и творчество. Конечно, первые три пункта очень важны для каждого ребенка, но полностью исключать творчество нельзя, его развитие может и должно идти одновременно со всеми остальными направлениями развития.

Творчество важно не столько в детстве, сколько во взрослой жизни. Но чтобы творчество было во взрослой жизни, его развитие должно осуществляться в детстве. Сегодня можно привести огромное количество примеров успешных людей творческих профессий: актеры, певцы, артисты, писатели и другие. Они реализовали себя через творчество, у них яркая и интересная жизнь, признание и уважение окружающих. Безусловно, что бы творческие способности проявлялись столь ярко, необходимо иметь какие-то природные задатки. Стоит особенно отметить, что развитие творческих способностей необходимо для каждого ребенка. Пусть даже он и не станет в будущем знаменитостью, но зато творческий подход к решению тех или иных вопросов поможет ему в жизни, сделает его интересной личностью и человеком, способным преодолевать трудности, возникающие на его жизненном пути. 
        Ряд исследователей в области психологии и педагогики включает творчество как важный компонент в структуру одаренности личности (Д.Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин, Дж. Рензулли, А.И. Савенков и др.). По мнению Л.С. Выготского, несмотря на то, что дошкольник еще не способен создать что-то принципиально и общественно ценное, но субъективно для ребенка его творческие попытки, являясь результатом активной работы образного мышления и воображения, определенного волевого действия и эмоционального переживания, вдохновения, имеют большое значение для развития его личности и творчества. В творчестве ребенок создает себя.         Однако, в 
развитии творческих способностей дошкольников особая роль принадлежит и педагогу. Теоретические и экспериментальные исследования по развитию детского творчества позволяют выделить в качестве одной из основных линий педагогической работы с детьми дошкольного возраста формирование у них общего творческого отношения к явлениям окружающей действительности как в плане восприятия и познания этих явлений, так и практического преобразования. Опора на игру как ведущую деятельность дошкольника, игровые мотивы, значимые в этот возрастной период, помогают успешно решать основные педагогические задачи, связанные с развитием творчества. Такой подход помогает программу педагога сделать программой ребенка (Л.С. Выготский). Очень значим при этом стиль деятельности и общения педагога с детьми. 

Зачем нужно развивать творческие способности?

 Сегодня к ребенку и человеку вообще предъявляются все более высокие требования, соответствие которым помогает ему в жизни, в профессиональной деятельности, в решении проблем. Творческий подход к той или иной ситуации помогает подобрать различные варианты и выбрать наиболее подходящий. Конечно, у каждого ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то – в большей степени, у кого-то – в меньшей. Но если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями. 

      Что такое творческие способности?

Творческие способности – комплексное понятие, которое включает в себя следующие составляющие: стремление к познанию; умение познавать новое; живость ума; умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное; стремление к открытиям; умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт; свободное воображение; фантазия и интуиция, в результате которых появляются изобретение, открытия, что-то новое. 

       Когда начинать развивать творческие способности у ребенка?

 Очевидно, что если у человека в детстве с творческом было не совсем все в порядке, то во взрослой жизни, скорее всего, ему не удастся стать творческой личностью, как бы он этого не хотел. Ведь все задатки человека формируются с раннего детства, а в течение жизни они просто реализуются и совершенствуются. Поэтому начинать развивать творческие способности у ребенка необходимо с раннего детства. Очень часто детские «небылицы» родителями воспринимаются несерьезно, а порой детские фантазии взрослыми даже грубо пресекаются. На самом деле фантазирование – это характерная особенность дошкольного возраста, и не нужно мешать детям воображать, как будто к ним приходил добрый волшебник, они побывали на Луне и так далее. Очень часто именно в таких «воображалках» рождается творчество. Взрослым необходимо знать, что пик творчества наступает у детей в три-четыре года, когда они могут насочинять такое, что диву дивишься, как вообще такое можно придумать. 

          Диагностика творческих способностей дошкольников

           Целью диагностики является установить, какой вид деятельности больше всего подходит ребенку и насколько у него развито воображение. Это можно сделать с помощью психологов, которые проводят специальные тесты, и по результатам подбирают игры на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. Также можно определить возможности ребенка и самостоятельно, предлагая ему разные виды деятельности, и наблюдая, что вызывает наиболее острый интерес. Определить, насколько развито воображение тоже можно по поведению в игре. О высоком уровне свидетельствует умение оперировать придуманными образами, составлять из них целостные картинки или сюжеты. Но, независимо от изначального уровня, воображение тренируется так же, как и мышцы тела - с помощью регулярных упражнений. Музыкальные способности дошкольников тоже можно, и нужно развивать, независимо от изначальных способностей.

 Занятия по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста играют важную роль в формировании личности ребенка. Все исследования, которые проводят учёные и психологи в этой сфере доказывают, что дети, обладающие творческими способностями имеют более устойчивую психику, более общительны и коммуникабельны. В маленьком возрасте рекомендуется уделить внимание всестороннему развитию, то есть развивать и литературные, и художественные, и музыкальные способности дошкольников. Лучше всего происходит развитие творческих способностей через игру.

      Развитие творческих способностей старших дошкольников

Если творческое развитие малышей происходит с помощью наблюдения и попыток манипуляций с предметами, то развитие более взрослых детей происходит при помощи попыток передачи своих ощущений с помощью доступных им средств. Проще говоря, стадия наблюдения постепенно переходит в действие. Поэтому способы и методы развития заключаются в стимулировании ребенка к действиям. Лучше всего в этом возрасте ненавязчиво, но методично предлагать ребенку игры, развивающие творческие способности детей дошкольного возраста. Особенно полезными для детей будут занятия в театральном кружке, так как театральная деятельность развивает дошкольников в разных направлениях. Дети не только учатся исполнять заданные роли, участие в театральных представлениях развивает воображение, художественное видение, умение воспринимать целостность произведений, способность к импровизации. Но в этом возрасте для развития творческих способностей очень важно участие родителей. Они должны проявлять живой интерес к деятельности ребенка в кружке и играть с ним в развивающие игры дома.

     Развитие художественно творческих способностей дошкольников

По исследованиям психологов считается, что к трем годам способности к изобразительному искусству у всех детей находятся примерно на одном уровне. Поэтому, ожидать от ребенка проявления особого таланта и только после этого его развивать не стоит. Развить художественные способности можно у каждого ребенка, соблюдая несколько простых условий. Действовать нужно поэтапно: в начале заинтересовать ребенка рисованием, потом поддержать в нем интерес к передаче придуманных образов, и только тогда, когда станет ясно, что ребенок готов к более углубленному изучению, начинать преподавать азы изобразительного искусства. И, конечно же, не забывайте хвалить и поощрять деятельность малыша.

     Развитие музыкально творческих способностей дошкольников

Развитие музыкальных способностей детей начинается со знакомства с детскими музыкальными произведениями и инструментами. С дошкольниками полезно анализировать, какие образы вызывает та или иная композиция, так же рекомендуется вместе разучивать песни. Родители должны принимать активное участие в развитии музыкальных способностей ребенка. Даже если они не причастны к миру музыки и не стремятся вырастить музыканта, необходимо заниматься с ребенком в этом направлении. Начинать нужно с простых игр, например повторения мелодии хлопками в ладоши, напевания детских песенок. Далее, можно усложнять задачи, используя специальные методики развития музыкального слуха.Творческие способности играют такую же важную роль, как и интеллектуальное развитие. Ведь если знания мы считаем пищей для ума, то творчество смело можно назвать пищей для души.

        Заключение.

Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании своего ребенка. Не забывайте, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей. Для одного ребенка максимальным будет нарисовать радугу, а для другого – целую картину вокруг нее. 

   Игры на развитие творческих способностей:

«Превращение» - нарисуйте ребенку 4 круга, пусть каждый из них он во что-нибудь превратит (дорисует), например, в солнце, цветок, воздушный шарик и так далее. То же самое можно проделать со всеми остальными геометрическими фигурами. 

«Что там такое?» - положите какой-нибудь предмет в коробочку (шкатулку), пусть ребенок угадает, что там находится, он может задавать вопросы, строить догадки. 

«Игры со словами» - пока идете с детского сада домой, ждете очереди в больнице и так далее, играйте с ребенок в слова – вы называете слово, а он пусть подбирает антоним (противоположное по значению: белый-черный, добрый-злой, мокрый-сухой), синоним (близкое по значению: красивый – прекрасный, великолепный, очаровательный и т. д.) 

«Хорошо-плохо» - вы называете предмет или явление, а ребенок должен сказать, что в нем хорошо, а что – плохо. Например, утюг: хорошо – белье будет поглажено, плохо – можно обжечься, ветер: хорошо – не будет жарко в солнечный день, плохо – можно простыть. 

«Нестандартные задачки» - пусть малыш находит предметам необычный способ использования, например, ложкой можно не только кушать, но еще и переливать воду из одной емкости в другую и т. п. Придумайте необычный способ использования зеркала, стола, кружки, мяча и другим предметам. Не бойтесь сами придумывать различные задачки.

       Например, вот вариант одной из них. В город приехал цирк, но в городе не оказалось ни одной капли клея. Как расклеить афиши, чтобы о приезде цирка узнали все жители? Другая задачка. Вся семья собралась идти в лес, взяли с собой консервы, хлеб, чай. Но когда пришли в лес, то вспомнили, что забыли дома нож для открытия консервы. Что делать? Как открыть банку? И еще одна задачка. Маше на день рождения подарили несколько одинаковых игрушек (бантов, открыток и т. д.). Что ей с ними делать?

«Что будет, если…» - предложите ребенку пофантазировать: что будет, если все люди станут великанами, исчезнет посуда, кошки заговорят человеческим языком и так далее. 

     Полезные советы 

1. Развивать творческое воображение ребенка можно всегда и везде, а не только в специально отведенное для этого время и место. 

2. Окружающая ребенка обстановка и атмосфера должна способствовать развитию. 

3. У малыша должны быть все материалы и инструменты для детского творчества: краски, пластилин, цветная бумага и другие. 

4. Поощряйте только безопасные творческие инициативы ребенка. 

5. Не ругайте его за испачканные в красках руки и другие последствия творческого поиска ребенка. 

6. Поддерживайте инициативы ребенка и не превращайте занятия с ним в скучные уроки. 

7. Не старайтесь «вбить» в мозг ребенка как можно больше информации. Ваша задача – развитие способностей. 

8. Развитие творческих способностей должно носить регулярный характер, а не осуществляться время от времени. 

9. Развитие и обучение ребенка дошкольного возраста должно проходить только через игру, игровые задания и упражнения. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Выявление и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности "

Система работы по выявлению и развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности....

Творческая презентация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"

Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разносторон...

Приоритетное направление деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством работы с бумагой в технике «Оригами» для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет

Данное направление носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса. Так...

Памятка родителям по выявлению и развитию творческих способностей детей дошкольного возраста

Памятка родителям по выявлению и развитию творческих способностей детей дошкольного возраста...

Программа "Выявление и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста"

Представленная программа направлена на формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям ч...

Выявление и развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Для того, чтобы обучение носило развивающий характер, важно контролировать развитие музыкальных способностей....

Выявление и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

Творчество важно не только в детстве, сколько во взрослой жизни. Но чтобы творчество было во взрослой жизни, его развитие должно осуществляться в детстве. Сегодня можно привести огромное количество пр...