дети в карусели развода
консультация на тему

Кутепова Наталия Валериевна

Реаккция ребенка на развод

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvod.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок узнал о разводе

Ждите ответа

Насколько бы грамотно Вам  ни удалось провести первую беседу с ребенком, негативных последствий этого крутого поворота в жизни ребенка не удастся избежать совсем. Только в одном случае это решение воспринимается ребенком с облегчением: если отец был для ребенка источником угрозы и объектом страха, что чаще случается в семьях алкоголиков и слоев общества, близких к криминальным. Во всех же других обстоятельствах поведение ребенка изменится, как оно меняется у всех людей, переживающих психологический стресс.

Изменения эти могут быть разными, протест ребенка против насильственного вмешательства в  его судьбу может принимать как явные, так и скрытые формы. Причем важно знать, что переживания ребенка чаще всего имеют косвенное, непрямое выражение: он может ничего не говорить матери, но ссориться с друзьями, отказываться участвовать в детских праздниках и т. п. Все это - признаки психологического неблагополучия ребенка, ослабления его способности приспосабливаться (адаптироваться) к обстоятельствам своей жизни.

Примечательно, что реакция на сообщение о разводе может последовать сразу, а может быть отсроченной во времени. Если она наступает по прошествии трех недель и больше, психологи говорят о так называемом синдроме посттравматического стресса. Если Вы видите изменения, соответствующие перечисленным ниже, то, скорее всего, их причиной была информация о предстоящих в семье изменениях. Эта информация усиливается беседами с другими родственниками, одноклассниками и друзьями, нередко бестактными замечаниями и вопросами учителей. Нужно быть готовой к тому, что, если известие о разводе явилось для Вас неожиданностью, то те же реакции могут наступить и у Вас. Будьте внимательны к себе и ребенку.

Три типа поведения человека, переживающего посттравматический стресс, наблюдают психологи и психиатры чаще всего.

1. Экспрессивный тип - ребенок проявляет сильные чувства, может кричать, плакать, смеяться или рыдать, дрожать, раскачиваться, при этом будучи не в состоянии сдержать своих действий.

2. Контролирующий тип - ребенок “успешно” сдерживает себя, и его внешнее поведение не отличается от поведения других сверстников. Он может производить даже впечатление более спокойного, чем в обычном состоянии, или совсем бесчувственного. Однако это впечатление обманчиво: сдержанность может привести к неожиданным, на первый взгляд необъяснимым, болезням.

3. Шоковый тип - ребенок совсем подавлен, оглушен, трудно понять, не зная событий, что с ним произошло. Он производит впечатление совсем отсутствующего, пребывающего в другом мире.

Бывает и так, что эти типы реакций сменяют друг друга.

Признаки посттравматического шока разнообразны. Это могут быть навязчивые мысли и яркие воспоминания об отце, об его прикосновениях, запахах, каких-то эпизодах общения. Это может быть, наоборот, избегание всего, что связано с травмой развода - вещей отца, его имени, упоминания о его профессии, любимом времяпрепровождении и т. д. Возможно, что ребенок вообще забудет, вычеркнет из жизни определенный период времени - как предразводный, так и послеразводный, так что впоследствии не сможет вспомнить событий и обстоятельств жизни этого времени.

В поведении стрессы часто приводят к тому, что ребенок начинает вести себя как более младшие дети: забывает то, чему научился, что усвоил недавно: перестает ходить на горшок, разучивается чистить зубы или застегивать пуговицы, возвращается к тем играм, которые забавляли его, коогда он был младше. Возможно при этом, что игры становятся более агрессивными, ребенок может ломать игрушки, отрывать у кукол руки, ноги, волосы. Проявляя сверхбдительность, он в то же время поверяет, на месте ли его игрушки, не пропали ли они, как исчез из его жизни отец. Игры на исчезновение-появление представляют собой как раз психологическое “отреагирование” стрессов, вызванных разлукой с близким человеком.

Изменяется и отношение к себе - чувство “брошенности” приводит к тому, что ребенок начинает ощущать себя никому не нужным, неполноценным. Поэтому многие стремятся в такие периоды к уединению, уходу от людей. Дети могут не замечать обращенных к ним вопросов, замечаний, интуитивно занимают место, где их никто не увидит - за диваном, под столом и т. п.

Нередко, к сожалению, случается, что странности  ребенка родители относят на счет его дурного воспитания, плохих привычек или желания “насолить” старшим, нарочно вывести их из терпения. Даже если это так, прежде чем наказывать ребенка, все же задумайтесь: какую цель он бессознательно при этом реализует? Может быть, только таким способом ему удается привлечь  к себе внимание родных и близких? Эти изменения поведения ребенка должны быть вовремя замечены его близкими, чтобы суметь оказать ему психологическую поддержку, а, возможно, и медицинскую помощь.

Для того чтобы понять, насколько хорошо адаптирован Ваш ребенок, нет ли у него признаков душевного нездоровья, оцените его поведение при помощи следующего теста для детей от 3-6 лет и старше

 Хорошо ли адаптирован Ваш ребенок?

1. Вашего ребенка легко рассмешить.

2. Он капризничает не чаще чем один-два раза в неделю.

3. Он ложится спать спокойно, не выводя окружающих из терпения.

4. Он хорошо ест, не капризничая при этом.

5. У него есть друзья, с которыми он хорошо играет.

6. Он редко выходит из себя.

7. За ним не обязательно всегда нужно присматривать.

8. Ему удается почти всегда не мочиться в постели.

9. У него нет привычки сосать большой палец, хныкать или часто фантазировать.

10. Его можно оставить одного  не опасаясь, что он расплачется, как будто Вы оставляете его навсегда.

11. Общаясь со сверстниками, он не нуждается в присмотре с Вашей стороны.

12. У него нет ночных кошмаров или странных страхов (пойти в другую комнату, потрогать какой-либо предмет и т. п.).

Эти положения описывают психологическое благополучие Вашего ребенка. Ответив на вопросы теста “да” или “нет”, оцените количество отрицательных ответов. Если Вы насчитали их

- меньше 4 - Ваш ребенок достаточно адаптирован,

- 5 - 8 - у него есть проблемы, по поводу которых можно посоветоваться с психологом,

- 9 - 12 - состояние ребенка нельзя считать вполне благополучным, и лучше заняться им вплотную

Имейте в виду, что эти нормы действительны для детей 3 - 6 лет, и в более старшем возрасте “вес” каждого положения увеличивается

Цена молчания

Мы уже писали, что умолчание о разводе - не самая верная тактика в отношениях с детьми. Последствия вести о разводе или неправильного поведения родителей в этот период могут неблагоприятно сказаться на здоровье и состоянии ребенка, на  его дальнейших отношениях с близкими  и друзьями. Вот яркая, но типичная история из жизни.

Когда родители 14-летнего Димы К. развелись, шла война. Отец завел вторую семью, но чтобы не травмировать мальчика, ему об этих изменениях не сообщали, надеясь, что удастся на некоторое время отсрочить или скрыть известие о разводе. Отец был военным, два года находился на казарменном положении, и для мальчика не было  странным, что он не жил дома. Наступил день отправки на фронт. Дима узнал об этом с опозданием, и когда  прибежал к казармам, отец уже уехал. Но мальчик долго пытался объяснить, зачем он пришел, и в конце концов кто-то из дежурных военных искренне удивился: “Как же так, ведь и жена, и сын уже приходили!”. Так Дима впервые от чужого человека узнал о тяжелой новости. Вернувшись домой, он лег на кровать, два дня не ел и не разговаривал с матерью.

Очень скоро последовали и другие изменения в его жизни, вызванные переживаемым стрессом: он бросил школу (к счастью, в то время можно было легко сдать все экзамены экстерном), поступил в мореходное училище, затем бросил и его. Сила воли и жизненная энергия спасли мальчика от того, чтобы он пошел по дурному пути. Однако доверие к родителям было подорвано навсегда. Когда два года спустя отец пришел поздравить мальчика с днем рождения, Дима не пустил его на порог.

Эта история доказывает, что чем больше дети любят отца, тем сильнее переживают разочарование обмана, и тем более далекими могут быть последствия педагогических ошибок разводящихся родителей.  Принятие перемен к худшему требует особого мужества, и оно не должно отказывать родителям в ситуации, когда речь идет не только об их собственной судьбе.

Мы уже писали и считаем нелишним повторить, что развод глазами ребенка - это в первую очередь крушение стабильности мира, с которым сопряжено переживание предательства со стороны уходящего родителя и обида на того, кто остается с ребенком, за неспособность сохранить все, как было раньше. Как дети проявляют свое возмущение происходящим и как им можно при этом помочь - Вы можете узнать из следующей главы.

Как протестуют мальчики и девочки

Психологически все реакции протеста против расставания родителей могут служить одной из двух задач: во-первых, выжить и уцелеть как личности самому, во-вторых, постараться сохранить семью в ее привычном составе. Важно понимать, что эти цели реализуются как сознательно, так и неосознанно.

Первая задача решается в любом случае, и признаки ее легко распознать. Как оградить себя от неприятной реальности? ответ простой - уйти от нее. Причем это могут быть как уходы в буквальном смысле слова - побеги из дому, решение поселиться у бабушки, стремление проводить каникулы вне дома, так и пассивными, психологическими - когда ребенок создает свой собственный внутренний мир, ограждает себя посредством защитного фантазирования или проявляет явные признаки депресии. Депрессия - это состояние пониженного настроения, охлаждения интереса к происходящему в мире предметов.

Депрессия играет защитную роль, позволяя ребенку сосредоточиться на внутреннем опыте, но затяжные депрессии должны вызывать тревогу родителей и взрослых и требуют вмешательства. Часто депрессия у школьников сопровождается ослаааблением желания учиться - что могут значить для ребенка отметки, когда рушится мир! Поэтому одним из частых признаков подавленного состояния детей школьного возраста является понижения успеваемости - и можно ли рассчитывать, что перегруженные преподаватели всегда правильно оценивают состояние ребенка и заметят то, что осталось скрытым от его матери! Дошкольники перестают играть, как прежде, и налицо ссоры, обиды, жалобы на то, что с ними никто не играет. Самые частые жалобы разведенных родителей, приводящих своих детей к психологу - это “плохо учится” или “не ладит с детьми в садике”.

Что же касается позиции активного сопротивления изменениям в семье, то здесь мы чаще всего сталкиваемся с агрессивным поведением в различных формах - это может быть отказ выполнять любые просьбы старших в знак протеста и осуждения происходящего в семье,

Хотя все дети реагируют на стрессы по-разному, есть некоторые закономерности, о которых нужно знать. Так, девочки чаще носят переживания “в себе”, и внешнее поведение может у них почти не меняться. Однако вполне могут появиться другие признаки нарушения адаптации: пониженная работоспособность, утомляемость, депрессия, отказ от общения, слезливость, раздражительность. Стоит прислучаться к дочке, если она вдруг начинает жаловаться на нездоровье: то палец заболел, то живот схватывает, то не дает покоя мигрень.

Иногда все эти признаки служат одной задаче - привлечь к себе внимание расстающихся родителей, скрепить их узы или, по крайней мере, убедиться, что хотя бы ребенка они не разлюбили. Так, ребенок может манипулировать родителями, заявляя: ”Мне кажется, я растянула мышцу на ноге. Возможно, это даже воспаление, а может, - саркома. Но мне хочется, чтобы папа посмотрел, он ведь занимается спортом и разбирается в таких вещах”. Однако больную ногу могут не показать и папе. В то же время, отвлекаясь от семейных несчастий, девочка может скакать и прыгать во дворе, не испытывая каких-либо неудобств. Это сигнал: усилить внимание, компенсировать недостаток любви любыми возможными средствами.

Не спешите упрекать девочку в притворстве: все происходящее она действительно чувствует, и Ваша главная задача - предотвратить закрепление нарушений. Очень часто все это - нарушения процесса работы различных систем внутренних органов, не затрагивающие их анатомического строения (психологи называют их неврозами). Здесь уже уместна помощь  психолога, и, возможно, невропатолога.  

 Для мальчиков же характерны более  очевидные нарушения поведения, носящие иногда явно провокационный характер. Это может быть воровство, сквернословие, побеги из дому. Если ведущие переживания девочек в ситуации развода родителей - грусть и обида, то у мальчиков это  гнев и агрессивность. Иначе говоря, переживания девочек доставляют беспокойство в первую очередь им самим, а проблемы мальчиков быстро начинают сказываться на окружающих.  

Мальчики могут выражать свою агрессивность по-разному, меняя ее объект в зависимости от наличных условий - они могут демонстративно отказаться говорить с отцом, но если отец вне дома, - пытаться повышать голос на мать. Обычная история - уходы из дому без того чтобы поставить в известность мать. Еще хуже - побеги, причем иногда в достаточно отдаленные регионы. Ребенок может и просто перейти жить к бабушкам или друзьям.

Конечно, все  это - просто наиболее распространенные формы ответа на стресс, что не означает строгого соответствия эталонам поведения для мальчиков и девочек. Так, девочка Ксюша 12 лет, узнав о решении родителей развестись, заявила: “Ах, так! Ну, раз теперь у нас все позволено, я завтра утром пойду “работать” к площади трех вокзалов!”. Удивительно, но факт: дочкина угроза возымела действие, и семья существует уже на протяжении нескольких лет ко всеобщему благополучию, а эта история стала семейной легендой, которую с удовольствием рассказывают родители Ксюши. Поучительная, но, к сожалению, нечастая история.

Многое в психологической реакции ребенка зависит и от возраста: чем старше ребенок, тем сильнее в нем проявляются признаки пола и тем более серьезными могут быть нарушения поведения. Маленькие дети могут дать понять о своем неблагополучии только одним способом - заболеть, что они и делают. Экземы, гастриты, заикания, навязчивые движения - все это наиболее типичные проявления внутреннего напряжения детей, с помощью которых они предлагают взрослым задуматься о семейном климате.

И, конечно, всегда полезно провести небольшое обследование ребенка, особенно маленького, при помощи сказки.

Психологическое упражнение

Расскажите ребенку следующую историю: “Однажды утром один мальчик (одна девочка) резко просыпается и говорит: “Я видел(а) очень плохой сон”. Какой сон уведел ребенок?”

Типичные, наиболее частые ответы детей на этот вопрос: “Я не знаю”, “Ничего на ум не приходит”, “Ему снился страшный фильм”, “Ему приснилось страшное животное”, “Ему приснилось, что он заблудился” и пр.

Ответы, к которым стоит прислушаться повнимательнее: “Ему приснилось, что он умер”, “Ему приснилось, что мама умерла”, “Ему приснилось, что пришли забрать его”, “ему приснилось, что его хотели бросить под машину”.

Помните, что нет ничего ужасного и неправильного в том. что иногда ребенку снятся и такие вещи, иногда дурные сны приходят ко всем. Но эти ответы могут проявляться вместе с другими признаками высокой тревожности, и тогда на них стоит обратить особое внимание.

 Попробуем установить источник напряжения ребенка, ответив на вопросы теста

Доверие и контроль

1. Гордитесь ли Вы тем, что Ваш ребенок уже с детства был чистюлей?

2. Умеете ли Вы спокойно и обстоятельно отвечать своему ребенку на вопросы, связанные со взаимоотношениями мужчин и женщин?

3. Целуете ли и гладите Вы своего ребенка после того как ему исполнилось 5 лет?

4. Настаиваете ли Вы на том, чтобы ребенок сам убирал игрушки?

5. Способны ли Вы в присутствии ребенка признать свою ошибку?

6. Уважаете ли Вы право ребенка на личную тайну?

7. Есть ли у Вас привычка повторять “А вот в мое время...” или “Ребенок должен держать язык за зубами”?

8. Делитесь ли Вы с ребенком радостями и горестями?

9. Бывает ли, что в качестве наказания Вы запрещаете ребенку  смотреть телевизор или играть в видеоигры?

 10. Знаете ли Вы точно, как ребенок проводит время без Вас?

11. Если бы кто-нибудь придумал робот-воспитатель, который бы вместо родителей идеально воспитывал детей, купили бы Вы такую машину?

12. Критикуете ли Вы детей в присутствии посторонних?

Отвечая на вопросы теста, пишите “да” или “нет”. Теперь посмотрите на приведенную ниже табличку. Если Ваш ответ совпал с тем, который в ней приведен, засчитайте 1 балл.

1                2                3                4                5                6

--------------------------------------------------------------------------------------

нет                да                да                нет                да                да

________________________________________________________

7                8                9                10                11                12

---------------------------------------------------------------------------------------

нет                да                нет                нет                нет                нет

А теперь подсчитайте суммарное количество баллов.

1-2 балла - Вы слишком строги и педантичны. Скорее всего, ребенок будет скрывать от Вас свои огорчения и делиться ими с другими важными для себя людьми: учительницей, дворовыми друзьями. Смотрите, чтобы Ваш ребенок не выбрал себе в наставники ребят из плохой компании!

3-4 балла - не мешало бы Вам предоставить ребенку немного больше свободы и самостоятельности. Не стоит впрямую допытываться, что он думает по поводу Вашей семьи - лучше провести сравнения с другими ситуациями. Пусть он имеет возможность обсудить положение с другими родственниками, друзьями.

5-6 баллов - Вы не имеете последовательного стиля воспитания: порой слишком требовательны, порой позволяете ребенку слишком много. Это дезориентирует его: он не знает, когда Вы намерены его похвалить, а когда собираетесь наказать. Скорее всего, опасаясь непредсказуемой реакции, ребенок не будет с Вами вполне откровенен, если Вы спросите его об отце или о ситуации в семье. Постарайтесь расспросить его косвенно и ни в коем случае не упрекайте и не наказывайте, если его взгляд удивит Вас.

7-8 баллов - Вы не очень опытны как педагог, но воспитываете ребенка с любовью и радостью. Ваша интуиция не позволит Вам задать бестактный вопрос. Скорее всего, Вам удастся поговорить о разводе, не обманывая доверия ребенка, и он не будет проявлять свою грусть в форме агрессивных поступков в школе или в детском саду.

9-10 баллов - Вы очень хорошая мама, способная передать ребенку верное отношение к жизненным проблемам. Конечно, не сразу, но ребенок все-таки сумеет принять Вашу позицию.

11-12 баллов - Вы могли бы поделиться опытом воспитания с профессиональными педагогами. Развод - большая и незаслуженная неудача в Вашей жизни. Однако любовь к ребенку облегчит для Вас и разговор о разводе, и последующий период жизни  - скорее всего, в будущем у Вас с ребенком не будет недопонимания.

Близко и далеко

Итак, теперь Вы можете предположить, как и где Ваш ребенок может переживать и выражать или, как говорят психологи, “отреагировать”, свои огорчения. Что же делать, если результаты привели Вас в замешательство? Как Вам вести себя в данной ситуации? На какую меру любви и доверия Вы как мать имеете право рассчитывать? Чтобы разобраться, насколько Вы и дети эмоционально близки друг другу, предлагаем использовать следующее

Психологическое упражнение

Нарисуйте схематично всю Вашу семью. Женщин отметьте кружочками, а мужчин - треугольничками. На схеме у Вас должно получиться то же, что и в жизни: если к Вам сейчас ближе младший сын, то и нарисуйте его к себе поближе. Старший же тянется к отцу. Вы с бывшим мужем сейчас, после развода, далеки как никогда.

Теперь попробуйте представить, как можно изобразить Вашу семью раньше, несколько лет тому назад, когда все было хорошо. Нарисуйте вторую картинку. А затем представьте Ваши отношения через три года. Нарисуйте всех членов семьи. Что изменилось? Что бы Вы хотели переделать, чтобы было лучше?

Попросите сделать то же самое ребенка, если Вы не уверены в том, что можете понять его чувства. Посмотрев на рисунок, Вы увидите основные расхождения: может быть, Вы кажетесь ему более далекой, чем он бы хотел, а может быть, наоборот, Вы подавляете его своей тягостной для него близостью.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние развода на ребенка - информация для родителей по преодолению кризиса у детей в связи с разводом.

Семейная жизнь, к сожалению, не постоянный источник радостей, но развод - тоже не спасение от конфликтов, переживаний и просто бытовых трудностей. Задумайтесь, для чего затевался развод? Что изм...

"Карусель, карусель"

Конструирование из бумаги...

Усвоение детьми 6-7 лет с ОНР системы фонем в ходе совместного моделирования игры "Карусель звуков". (Приложение 1. Видео "Дети играют в игру "Карусель звуков")

Игра «Карусель звуков»  моделируется вместе с детьми в течение учебного года по мере последовательного изучения системы фонем.  В процессе моделирования игры дети  выделяют звук из слов...

Сүзле уен “Карусель”. Игра «Карусель»

Сүзле уен “Карусель”. Игра «Карусель»  ...

Многофункциональное пособие «ЦВЕТНАЯ КАРУСЕЛЬ»/«ТӨСЛЕ КАРУСЕЛЬ» по обучению дошкольников татарскому (русскому) языкам.

Пособие обеспечивает осуществление образовательного процесса в основных организационных моделях:  непосредственной образовательной деятельности, совместной деятельности взрослого и детей, самосто...

Влияние развода на ребенка - информация для родителей по преодолению кризиса у детей в связи с разводом

Семейная жизнь, к сожалению, не постоянный источник радостей, но развод - тоже не спасение от конфликтов, переживаний и просто бытовых трудностей. Задумайтесь, для чего затевался развод? Что изменилос...

Статья: "Участие детей группы "Карусель" в городском мероприятии Кросс нации" .Подготовила: Кузнецова Н.В.

Статья: "Участие детей группы "Карусель" в городском мероприятии Кросс нации" .Подготовила: Кузнецова Н.В....