Развитие речевой функциональной системы
консультация (подготовительная группа) на тему

Подготовку ребенка к школе мы часто рассматриваем как обучение его начальным навыкам счета, чтения и письма. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_razvitie_rechi.docx16.84 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речевой функциональной системы.


Подготовку ребенка к школе мы часто рассматриваем как обучение его начальным навыкам счета, чтения и письма. С одной стороны это так, потому, что именно чтение и письмо являются теми базовыми «умениями», без достаточно свободного владения, которыми просо немыслим процесс школьного обучения. Плохо читающие дети не могут хорошо успевать ни по одному из предметов, так как изучение любого из них осуществляется при посредстве чтения. То же самое относиться и к письму.

Однако следует помнить, что для того, чтобы ребенок получил реальную возможность овладеть письменной речью, а не просто «обучиться грамоте», у него еще в дошкольном возрасте должна быть хорошо развита устная речь. Ведь в письменном виде мы можем изложить только те свои мысли, которые в состоянии оформить при помощи устной речи. Поэтому если устная речь ребенка бедна по своему содержанию из-за имеющихся у него малого запаса слов, если она оформлена грамматически неправильно, «коряво», то и хорошей письменной речи здесь просто неоткуда появиться.

С логопедической точки зрения, под полноценной устной речью, которая может служить надежной базой для овладения письмом, понимается следующее:


  • Правильное произношение всех звуков речи (прежде всего не должно быть замен одних речевых звуков другими).

  • Владение достаточным по объему словарным запасом при условии правильного понимания значений усвоенных слов.

  • Умение грамматически правильно оформлять предложения, то есть в соответствии с законами грамматики соединять отдельные слова между собой для выражения законченной мысли.

  • Владение связной речью, то есть умением логично и последовательно связывать отдельное предложение между собой для построения связного высказывания. Без этого невозможна передача достаточно больших речевых сообщений.


Помимо этого, для успешного овладения письменной речью ребенок должен иметь:


  • Достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений.

  • Развитую тонкую ручную моторику.

Формирование у ребенка всех основных сторон устной речи протекает в неразрывном единстве, то есть надо развивать все подсистемы речевой функциональной системы одновременно. Но для большей ясности, рассмотрим каждую из них в отдельности, тем более что во многих случаях они нарушаются избирательно. Например: при хорошем уровне речевого развития ребенок может неправильно произносить некоторые звуки и т.п.

С целью проверки состояния у ребенка связной речи попросите его рассказать о том, что он видит на определенных сюжетных картинках. Результаты такой проверки могут оказаться для родителей самыми неожиданными. Одни дети 5-6 и даже 4-летнего возраста составят по картинки большой и достаточно связный рассказ. 
Другие с заметным трудом составят несколько аграмматичных предложений или даже ограничатся только одним предложением. И могут, наконец, встретиться такие случаи, когда ребенок сможет только просто перечислить предметы и явления, изображенные на рисунке, даже не сделав попытки как-то связать их между собой.
 

Приступая к систематической
 работе по развитию у ребенка связной речи, нужно, прежде всего, постараться заинтересовать его ею, вызвать у него желание о чем-то рассказать. И только после создания такого положительного эмоционально настроя в отношении самих попыток рассказывания можно приступать к систематическим упражнениям в нем. 

Некоторые виды упражнений.

1. Совместное с ребенком рассматривание сюжетной картинки и последующие его ответы на вопросы по ее содержанию (если он сам не может сразу составить связный рассказ). Целью этого вида работы является привлечение внимания ребенка к содержанию картинки и как бы наведение его на мысль о том, про что можно по этой картинке рассказать.
После того, как ребенок ответит на все вопросы, предложите ему самостоятельно рассказать обо всем том, что он видит на этой картинке. Так Вы постепенно подводите его к составлению связного рассказа. 
2. Составление рассказа-описания при рассматривании изображенного на картинке отдельного предмета. При этом ребенок должен выделить и описать отдельные свойства (качества) предмета.
3. Пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа. В случае затруднения можно помочь ребенку наводящими вопросами.

4. Самостоятельное завершение ребенком недочитанного Вами рассказа, прерванного на самом интересном месте. Рассказ при этом как бы домысливается, «дорассказывается».
5. Пересказ просмотренного мультфильма с использованием при необходимости наводящих вопросов.
6. Рассказ о событиях прошедшего дня, об интересной прогулке и пр.
7. Упражнения в различении связного рассказа и простого набора никак не связанных между собою по смыслу предложений.

Систематические упражнения в рассказывании постепенно приучают ребенка к соблюдению определенных правил при построении рассказа, к последовательному изложению мыслей и прослеживанию определенной связи между ними. Именно это и важно для ответов на школьных уроках, где часто требуется полный и логичный пересказ учебного материала.

Свободное владение связной речью еще до начала школьного обучения является надежной базой для формирования у ребенка полноценной письменной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевой функциональной системы у дошкольников и младших школьников

Система работы по развитию языкового анализа и синтеза (звукового. слогового, отграничения речевых единиц) у детей дошкольного возраста с целью профилактики устной и письменной речи, коррекция голоса,...

Влияние спектра цветов на функциональные системы человека

Содержание окружающей развивающей среды и этапы цветового восприятия...

Современные представления о функциональной системе письменной речи

Задания по теме «Современные представления о функциональной системе письменной речи»...

Эффективные педагогические технологии для развития предпосылок функциональной грамотности (читательской, речевой) у дошкольников средствами музыки.

Функциональная грамотность рассматривается, как способ социальной ориентации личности, способной применять полученные знания, умения и навыки в самостоятельной деятельности в социальных отношениях.От ...

Эффективные педагогические технологии для развития предпосылок функциональной грамотности (читательской, речевой) у дошкольников средствами музыки.

Функциональная грамотность рассматривается, как способ социальной ориентации личности, способной применять полученные знания, умения и навыки в самостоятельной деятельности в социальных отношениях.От ...

Система работы по развитию предпосылок функциональной грамотности посредством ФЭМП.

Система работы с комплексно-тематическим и интегрировано-деятельностный подходами является гарантом формирования элементарных математических представлений и способствует эффективному развитию предпосы...

« Способы развития речевой компетенции, как компонента функциональной грамотности дошкольников».

Одно из приоритетных задач является включение в  образовательные программы по всем направлениям,  компонентов обеспечивающих формирование функциональной грамотности и навыков, связанны...