Консультация педагога- психолога для родителей "О детской любознательности"
консультация (младшая группа) на тему

Малахова Ольга Александровна

Общаясь с ребёнком, взрослый постепенно расширяет  его границы познания , вводит его в свой более сложный и богатый мир.От взрослых ребёнок  узнаёт   о том, что мир велик, что существуют разные города, страны, реки, моря, океаны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_o_detskoy_lyuboznatelnosti.docx14.95 КБ

Предварительный просмотр:

               

  Мир маленького ребёнка- это его комната с кубиками и куклами, стульчиком и кроваткой, это двор, где можно качаться на качелях, ездить на велосипеде, детский сад с воспитателями и другими детьми. Этот уютный мир ограничен: для малыша существует только то, что он видит и слышит сейчас, в данный момент.

  Общаясь с ребёнком, взрослый постепенно расширяет эти границы, вводит его в свой более сложный и богатый мир. Ребёнок начинает вспоминать о прошедших событиях, строить планы на будущее. Конечно, без общения со взрослым это было бы невозможно.

  Постепенно малыш начинает понимать, что жизнь не ограничивается сегодняшним днём. Правда, он ещё долго может путать значения слов «вчера» и «завтра» и строить смешные фразы типа «Завтра я был у бабушки». Но именно так он начинает постигать течение времени.

  От взрослых узнаёт он и о том, что мир велик, что существуют разные города, страны, реки, моря, океаны.

  Постепенно ребёнок узнаёт, что ночью светит луна, а днём- солнце, что бывают разные времена года и т.д.

  Все эти новые значения и представления, которые передаются через общение со взрослыми, расширяют и углубляют мир ребёнка, выводят его за пределы воспринимаемой конкретной ситуации.

  Сначала инициатива в таком диалоге принадлежит взрослому: он рассказывает, читает, а ребёнок слушает, причём зачастую не слишком внимательно и, кажется, мало что понимая. Но это только кажется, потому что вдруг ребёнок начинает задавать такие вопросы, на которые не всякий взрослый сразу найдёт ответ:

  -Почему у осьминога много ног, а у меня две?

  -Почему у девочек косички, а у мальчиков нет?

  В 4-5 лет дети буквально засыпают взрослых подобными вопросами. Этот возраст называют иногда «Возрастом почемучек».

  Детские вопросы не только вызывают умиление и восхищение, но и заводят взрослых в тупик. Потому что простые, однозначные ответы на них, доступные детскому пониманию, дать невозможно. Эти ответы предполагают подробное и обстоятельное объяснение законов живой и неживой природы, которые ребёнок в 4-5 лет не в силах понять. А если взрослый и попытается дать научно обоснованный ответ, ребёнок поймёт его весьма своеобразно.

  Вопросы пятилетнего ребёнка порой поражают своей неожиданностью. В его сознании удивительным образом уживаются самые несовместимые, с точки зрения взрослого, понятия. Для ребёнка вполне естественно, что волшебное и реальное, живое и неживое могут совмещаться в одном предмете. Его ум напряжённо работает, обобщая и анализируя окружающий мир, совершая своеобразные открытия, которыми малыш охотно делится со взрослыми:

  -А правда, что мандарин - сын апельсина?

  -Мама, посмотри, хомяки сделаны из мышек!

  Подобные вопросы и умозаключения малыша свидетельствуют о появлении у него потребности познать мир. При нормальном ходе развития эта потребность складывается примерно к пяти годам . Явным её свидетельством являются вопросы, адресованные взрослому, которые, как правило, направлены на выяснение основных закономерностей живой и неживой природы. Взрослый помогает дошкольнику по- новому взглянуть на окружающие вещи, узнать о том, что он не может видеть, сформулировать свои собственные вопросы.

Ребёнка интересует всё: почему белки от людей убегают, где зимуют бабочки, из чего делают бумагу и т.д. Взрослый становится для него основным источником знаний о событиях, предметах и явлениях, происходящих вокруг. И вовсе необязательно давать научно обоснованные ответы, достаточно просто связать интересующее явление с тем, что ребёнок уже знает и понимает. Например: бабочки зимуют под снегом, им там теплее, белки боятся охотников, бумагу делают из дерева и т.д. Такие весьма поверхностные ответы вполне удовлетворяют ребёнка и способствуют тому, что у него складывается своё, пусть ещё примитивное, видение мира. В то же время детские представления о мире надолго остаются в памяти, поэтому ответы взрослого не должны искажать действительность.

P.S. Однако не всегда объяснение взрослого непосредственно «отпечатывается» в сознании ребёнка. Даже у самых маленьких детей представление об окружающем мире бывает весьма своеобразным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация педагога-психолога «Детская ревность»

Консультация педагога-психолога «Детская ревность»   ...

Консультация педагога-психолога. Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду.

Консультация педагога-психолога. Как  помочь ребенку адаптироваться к детскому саду....

Консультация педагога-психолога. Детские истерики. Как с ними справиться.

Консультация педагога-психолога.Что такое детская агрессия? Как с ней справиться....

план на 28 мая педагога-психолога. Консультация педагога-психолога "Пусть ребенок растет самостоятельным"

НОД Консультация педагога-психолога "Пусть ребенок растет самостоятельным"...

Консультация педагога-психолога «Ненормативные выражения в детском лексиконе»

Рассматривается вопрос о том, как огородить своего ребенка от ненормативной лексики....

Консультация педагога- психолога для родителей «Детско-родительские отношения в современных семьях»

Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому...