Консультация для родителей: «Развитие ребенка от пяти до шести лет»
консультация на тему

"Развитие ребенка от пяти до шести лет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon internet.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

           Консультация для родителей:  «Развитие ребенка от пяти до шести лет»

         Если вашему малышу уже исполнилось пять лет, то вы явно заметите, как он изменился. Его движения становятся все более уверенными и ловкими. Ребенок хорошо прыгает в длину и высоту, сохраняет равновесие, уверенно лазает по гимнастической стенке, веревке или висячей лестнице. Он также хорошо управляется с мячом и может прыгать через скакалку.
Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и правильно использует многообразные обозначения пространственных отношений: "Надо спуститься вниз, повернуть направо, дойти до угла, повернуть налево, перейти на другую сторону".
        Более трудным для шестилетки является восприятие времени - ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты). Ребенку еще трудно представить себе длительность какого-либо дела, так как у него все еще преобладает наглядно - образное мышление. Однако, постепенно развивается и его более сложная форма, - словесно-логическое мышление, которое тесно связано с речью.
       На шестом году жизни ребенка следует обратить серьезное внимание на развитие его речи. В пять лет ребенок должен четко произносить шипящие и сонорные звуки, подбирать слова на заданную букву, различать на слух звуки в слове. Важно, чтобы ребенок смог выразить свои мысли, пересказать сюжет или сказку, рассказать стихотворение или скороговорку. Если у ребенка есть сложности с произношением, вам следует обратиться за помощью к логопеду. Бывает, что в силу занятости родители все откладывают посещение логопеда со дня на день. Они теряют драгоценное время и, возможно, вредят этим своему ребенку. Однако, не нужно забывать и о таких простых вещах, как совместные беседы, обсуждение прошедшего дня с ребенком, просьбы рассказать о своих планах и мечтах.
Развитию речи также способствуют: пение, ритмика, занятия спортом и, конечно же, ручная умелость.
Очень хотелось бы, чтобы родители не забывали о том, как важно формировать и укреплять кисть руки, особенно ведущей. Даже интеллектуально развитый и подготовленный к школе ребенок не будет успешен в обучении, если у него не развита мелкая моторика. Все это будет создавать дальнейшие, уже вторичные сложности, влияя на самооценку и даже на отношение к учебе.
Поэтому, очень важно в данный период заниматься всевозможной творческой деятельностью, учиться правильно и уверенно держать карандаш, вырезать ножницами, делать аппликации, конструировать и лепить. Заинтересуйте ребенка созданием чего- то нового и интересного, если мальчик любит машины, пусть вырезает сначала из старых журналов коллекцию автомобилей. Дальше пусть сам создает такие журналы, рисуя и подписывая марки машин. Если малышу нравится авиатехника, научите его делать самолет из оригами, владея таким умением, дети часто находят друзей по интересам, делятся опытом и чувствуют себя уверенно. Девочек также легко заинтересовать, если попросить слепить из теста что- нибудь для кукол к чаю или смастерить заколку из бисера, если растет маленькая модница. Не забывайте, что любое творчество, это еще и терапия, которая позволяет снять напряжение и зарядиться положительными эмоциями.
Поведение шестилеток
В пять лет ребенок может спокойно управлять не только трехколесным велосипедом, но и своим поведением. Его целенаправленная деятельность, которую он выбрал для себя, может продолжаться более 40 минут. Также увеличивается и время произвольной деятельности, на которую ребенок может потратить около 20 минут. Шестилетние дети уже более внимательные, а их память стремительно развивается. Все это конечно отражается в поведении детей шестого года жизни, но не так явно, как развитое детское воображение.
Воображение шестилеток находится в самом расцвете, а вот умения подчиняться правилам в реальной жизни все еще не хватает. Результатом такого расхождения являются всевозможные небылицы а иногда и детские обманы. Отчасти, это происходит и из-за отсутствия внутреннего контроля над своим поведением. Отсюда и возникают темы, раскрытые в мультфильме о Маше, которая съела варенье и обвинила в этом кошку. Просто ребенок часто склонен думать так: «Если мама не видела, что я сделал в ее отсутствие, то этого как будто и не было».
В период от 5 до 7 лет важным в развитии ребенка как раз и становится формирование функции контроля, которая тесно связана с произвольным поведением.
К примеру, о низкой функции контроля говорит постоянное напоминание ребенку о том, что он должен убирать за собой игрушки, складывать свою одежду, умываться и чистить зубы.
Многие шестилетние дети начинают противоречить родителям, игнорировать их указания, делать вид, что не слышат или тянуть время выполнения просьбы. Это естественный процесс, который нужно пережить, но не пускать на самотек. Просто, распоряжения нужно давать так, чтобы ребенок смотрел на вас и слушал внимательно. Не следует просить его о чем то, находясь в другой комнате, если ребенок не обладает достаточно развитой функцией контроля. Но, если вы о чем-то попросили, проследите, чтобы ребенок сделал это.
Чтобы добиться послушания от шестилетнего ребенка, достаточно будет использовать логические аргументы. Если ситуация вышла из под контроля, и вы решили наказать ребенка, постарайтесь объяснить ему, почему вы так поступили и узнать какие выводы он сделал.
Важно также практиковать хорошее поведение у малыша, например, давать ему посильные интересующие его самого задания, а потом хвалить за выполнение. Такое положительное подкрепление поможет вам и ребенку справиться с более сложной деятельностью. А ребенок будет чувствовать, что он в состоянии решить поставленную задачу, ведь у него уже такой опыт...
Особенности игры
        В 5-6 лет ребенок, как губка впитывает любую информацию (нужную и не очень), тем самым расширяя диапазон своих познаний. Благодаря становлению словесно - логического мышления ребенок становится способен понимать связи предметов и явлений, которые невозможно представить в наглядной форме. Это дает возможность рассуждать о них абстрактно. Поэтому усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, и ребенку приходится думать и рассуждать.
К пяти-шести годам ребенок обычно хорошо различает цвета и форму предметов (он называет различные геометрические фигуры). Он использует такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, установление причинно-следственных связей. Благодаря этому ребенок может понять главную мысль сказки, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т. д.
Интересуясь какой-либо темой, шестилетка способен проникнуть в самую суть и долгое время с увлечением осваивать ее. Однако, очень скоро ребенку придется столкнуться со знаниями, не совсем интересными и важными на его взгляд. Мало того, в его жизни все чаще возникают ситуации, в которых нужно прилагать усилия или откладывать более интересные дела на потом. Конечно, концентрация внимания еще не достигла уровня школьника, да и память все еще опирается на картинки и эмоции, однако, чтобы не столкнуться с трудностями произвольного поведения в дальнейшем, ребенка нужно готовить уже сейчас.
Занятия с ребенком могут улучшить показатели мышления в 3-4 раза. Важно, чтобы поставленные задачи не превышали возможностей ребенка, а опирались, главным образом, на мотивацию к успеху. Сейчас существует множество ярких и увлекательных энциклопедий, настольных игр и развивающих игрушек, способных увлечь ребенка. Например, серия книг для чтения, имеющая 4 уровня сложности. Каждая книга - маленькая энциклопедия, где собраны факты на разные темы, начиная от бытовых и заканчивая научными. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом. Прочитав одну книгу, вы приобретаете следующую и так по возрастанию. Так может происходить любая познавательная деятельность, шаг за шагом: сделали одно, перешли к другому.
Немало настольных игр, например: лото, пазлы, мозаика, шашки, домино- закрепляют знания детей, способствуют развитию речи, умению считать, развивают усидчивость, сообразительность. А считать малыша можно и на прогулке. Например, дайте ему задание попрыгать 5 раза на левой ноге, а 9 - на правой. Да разве только это можно придумать.
В этом возрасте любознательность детей, их интерес к миру огромный. А вот навыки чтения еще не очень значительны. Поэтому покупайте своему ребенку книги с коротким насыщенным текстом, одновременно - с крупным шрифтом.
Научите малыша не только слушать чтение, но и пересказывать своими словами услышанное. Так ребенок лучше усвоит его содержание, научится вспоминать события, описанные в книге, следовательно, улучшится и его память.
Общение
В период с 5 до 6 лет, ребенок уже скорей всего посещает какие либо студии развития, занимается спортом или ходит в детский сад. Находясь в группе детей, ребенок учиться общаться, строить отношения, соблюдать правила поведения и просто дружить. Родителям необходимо понаблюдать, как ведет и чувствует себя их ребенок, находясь в детском коллективе.
Необходимо обратить особое внимание, если ребенок не желает находиться в группе без мамы (даже если она не новая для него), или, наоборот, ведет себя крайне развязано, не соблюдая личной дистанции среди детей и взрослых; если излишне агрессивен, неусидчив, не понимает (либо не слышит) инструкций взрослого, делает все наоборот, плачет по любому поводу или ведет себя отстраненно. Любое неадекватное поведение ребенка, особенно, если оно заметно не только вам, должно насторожить родителей, для того, чтобы вовремя его исправить.
Если ребенка не научить сдерживать свои желания, понимать, что «надо» значит больше, чем «хочу», то он вырастет безвольным человеком.
Нельзя слишком управлять поведением малыша, постоянно поправлять его, поучать, подсказывать ему, так как при этом ребенок не научится принимать решения сам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО- ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Консультация для родителейРАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО- ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ...

Консультация для родителей Развитие речи детей четвертого-пятого года жизни

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении ...

Консультация для родителей. Развитие речи ребёнка на пятом году жизни.

В данной консультации содержится материал для родителей о том, что должно быть сформировано в речи ( звукопроизношение, лексика, грамматика) у ребёнка к пяти годам жизни и на что следет обратить особо...

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка пятого-шестого года жизни".

Подробная консультация для родителей- детей старшей группы, направит взрослых чаще удилять внимание развитию речи детей....

Консультация для родителей: "Развитие речи ребенка шестого года жизни"

К концу шестого года жизни ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он владеет правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью, имеет необходимый для своб...

Консультация для родителей: «Развитие речи детей четвертого-пятого года жизни»

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании граммати...

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка на пятом году жизни"

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка на пятом году жизни"...