Развитие мелкой моторики
статья на тему

Романова Ксения Алексеевна

Специалисты обращают внимание, в первую очередь, на развитие у детей мелкой моторики — то есть маленьких движений, которые выполняются пальцами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей:

игра как средство развития ребенка

Родители, проводящие много времени со своими детьми трех-четырех лет, наверняка знают: игра как средство развития ребенка — это лучший способ научить чему-то малышей такого возраста. Какие же игры нужно выбирать, чтобы они имели значение не только приятного, но и полезного времяпрепровождения?

Специалисты обращают внимание, в первую очередь, на развитие у детей мелкой моторики — то есть маленьких движений, которые выполняются пальцами. Почему это так важно для общего развития малыша? Дело в том, что существует определенная связь межу корой головного мозга и кистями рук. Мелкие движения пальцев (мелкая моторика) влияют на развитие речи ребенка, они также помогают развивать координацию движений, воображение, память, наблюдательность. И, конечно, нельзя забывать и о том, что умение выполнять руками разнообразную тонкую работу, основанное на развитой мелкой моторике, (например, застегивать пуговицы, завязывать узлы) не раз пригодится ребенку в жизни.

Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики у детей, желательно начинать делать, когда ребенок еще не достиг года. А вот останавливаться не нужно: и в три-четыре года малыши нуждаются в специальных играх и в значительной степени познают мир на ощупь. К занятиям, которые помогают развивать моторику у детей, относятся лепка и рисование. Другими действенными средствами также являются игры с разнообразными конструкторами и крупными бусинами, пазлы, мозаики. Малыши творческого склада с удовольствием вовлекаются в игры с пальчиковыми куклами или устраивают представления в театре теней, с помощью ладоней изображая разнообразные фигуры, что также является отличным средством развития мелкой моторики. Рисуя вместе с ребенком, обращайте внимание на то, как малыш держит кисти и карандаши; если развитие этого умения пока дается трудновато, можно использовать цветные мелки.

Большое значение также имеет то, что любые игры и занятия с малышом трех-четырех лет должны проходить в увлекательной и приятной форме, что способствует усилению роли игры в развитии ребенка. Конечно, если малыш очень послушен, вы можете заставить его сидеть на месте и терпеливо слушать вас, но, скорее всего, ребенок просто ничего не запомнит.

Многие малыши любят сюжетно-подражательные игры — такие, в которых можно на время перевоплотиться и сыграть роль врача, учителя, героя любимой сказки или популярного мультфильма. Хотя сейчас в магазинах можно найти практически все необходимое для таких игр, не стоит покупать слишком большие наборы. Дело в том, что в три-четыре года, наравне с мелкой моторикой, развивается и воображение ребенка, и так называемые игровые замещения (то есть ситуации, когда, например, коробка играет роль парты для игрушки-ученика) идут только на пользу. Многие родители не до конца понимают роль игры в развитии ребенка и начинают беспокоиться, если малыш слишком увлекается какой-то игрой, снова и снова повторяет действия, обусловленные игровой ролью, но поводов для тревоги в таком поведении нет: со временем дети перерастают даже самые любимые игры.


Работа, как игра. 


Моторика детей может развиваться и в процессе помощи по хозяйству. А чтобы малышу не было скучно, превратите уборку в игру. 

1. Например, часто во время домашних работ появляются лужицы от воды – во время готовки пищи, полива цветов, уборки и так далее. Научите ребенка пользовать губкой. Сначала налейте немножко воды в одну тарелку, предложите опустить в нее сухую губку и посмотреть, что из этого получится. Когда губка впитает воду, попросите ребенка аккуратно, не выжимая, перенести ее в другую тарелку и потом уже выжать воду. Когда у него будет хорошо получаться, предложите малышу следить, не появилась ли вода на полу или столе, предложите ему побыть главным над лужицами, и пусть у вас под рукой будет сухая губка, которой мог бы воспользоваться малыш, чтобы убрать воду.
2. Малыш может поиграть и в другую игру – собрать мелкие предметы на совок щеткой. Для этого понадобится маленькая щетка с недлинной рукояткой, чтобы ребенку было удобно ее держать, и небольшой совок, в который он мог бы сметать мелкий мусор. Нужно показать малышу, как лучше это делать, и несколько раз попробовать собрать мусор вместе с ним.
3. Некоторые дети любят играть с маленькими предметами. Попросите малыша выбрать из крупы черные камешки и зернышки. Насыпайте горки маленькими, чтобы ребенку с самого начала не стало скучно. А потом, по мере того, как будет заканчиваться «объем работ», добавляйте понемногу еще крупы. Если у ребенка пропал интерес, не настаивайте, а предложите ему поиграть в другой раз.
4. Поручите малышу быть главным по вытиранию посуды. Для начала поручите ему вытирать пластмассовые тарелки, ложки и другую не опасную посуду.
5. Можно объяснить ребенку, особенно мальчику, что можно накачать силу и при помощи обыкновенной мясорубки (если вы пользуетесь ручной), он может немного покрутить рукоятку, когда вы перекручиваете маленькие куски мяса, картофеля, помидоры и другие не очень плотные продукты.
6. Поручите ребенку пересыпать крупу из одной посуды в другую. Для начала возьмите пустую чистую сухую чашку, поставьте ее рядом с чашкой, наполненной крупой. Покажите малышу, как можно пользоваться ложкой, чтобы постепенно пересыпать крупу в пустую чашку. Постарайтесь подобрать удобную, нетяжелую, но достаточно глубокую ложку, которой было бы удобно набирать крупу. Также нужно показать, как набрать крупу, когда ее остается мало, и она на дне посуды – наклоните чашку, и покажите, как зачерпнуть оставшуюся крупу.

Разложи по формочкам. 


Дайте ребенку миску с фасолью, пластиковые формы для яиц и плоский пинцет с округлым краем. Предложите ему брать пинцетом из миски фасоль и складывать ее в формочки. Малышу также интересно будет поиграть с пипеткой. Он может набирать пипеткой из стакана воду и капать в разные формочки. Хорошо, если формочки будут разного цвета, тогда можно обратить внимание ребенка, что вода кажется такого же цвета, что и формочка, объяснить, почему нам так кажется: вода прозрачная, и через нее мы видим стенки формочки, а саму воду почти не видим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка

Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей

Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...

Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей

Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...

Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...