Адаптация ребёнка в ДОУ.
презентация к уроку (младшая группа) на тему

Ольга Михайловна Тарасова

Рекомендации родителям по адаптации детей в ДОУ,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_rebyonka_2_-_3_let_k_prebyvaniyu.pptx2.11 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Адаптация ребёнка 2 – 3 лет к пребыванию в дошкольном учреждении. Учебное пособие для родителей, подготовлено воспитателем Тарасовой О.М. совместно с психологом Любимовой Ю.В.

Слайд 2

Психологические особенности возраста Ярко выраженная привязанность к маме, взаимозависимость, симбиоз (крайнее проявление) Потребность постоянно держать маму в пределах собственного взгляда Потребность многократно взаимодействовать с мамой в течение короткого промежутка времени (общаться, играть, телесно контактировать) Настроение и эмоция ребенка напрямую зависят от настроения и эмоции, которые демонстрирует мама («отражение» ) Различная степень негативизма к незнакомым и малознакомым людям (от настороженности до ярких протестных реакций : плача, крика) Завершение формирования «базового доверия к миру», т.е. чувства начального позитивного мироощущения.

Слайд 3

Уважаемые мамы! Вы задумались о необходимости отдать малыша в детский сад? Первое, что необходимо сделать- это принять решение . Честно ответьте сами себе на вопрос: Готова ли я отдать ребенка в сад, пройти вместе с ребенком трудный период адаптации и при этом не отступить !?

Слайд 4

Не стоит отдавать ребенка в ясли, если: Вы не уверены в твердости собственных намерений относительно поступления ребенка в сад Вы не работаете, находитесь дома У Вас недавно родился второй, младший ребенок* Ваши детские воспоминания носят негативный характер и Вы переносите эти чувства на Вашего ребенка: Вы твердо уверены, что в садике малышу будет плохо, но «так положено» Вы, как любящая мама, желаете еще год провести дома с ребенком, но родные настаивают Вы очень эмоционально переживаете будущее «расставание» * Проконсультируйтесь с психологом

Слайд 5

Необходимо отдать малыша в садик, если: Ребенок приближается к 3х летнему рубежу Вы вынуждены выйти на работу Малыш заметно общителен: подолгу играет без мамы, спокоен при длительном мамином отсутствии, спокойно реагирует на внимание посторонних людей * , интересуется детьми * Проконсультируйтесь с психологом

Слайд 6

Адаптация к дошкольному учреждению Это время, необходимое для приспособления всех функций организма ребенка (физиологических и психологических) к пребыванию в новой обстановке, изначально чуждой ребенку 2х летнего возраста

Слайд 7

Что может нарушиться в состоянии и поведении ребенка? Эмоциональные нарушения: плаксивость, протестные настроения, симбиотические формы проявления привязанности к маме, регресс навыков и речи («теряется»* то, что ребенок уже освоил: речевая активность, гигиенические навыки), постоянный резко пониженный эмоциональный фон, резкое снижение познавательной и игровой активности Неврологические нарушения: нарушения сна и питания, изменение цвета кожных покровов, запинки в речи, энурез , всхлипывающий плач, тремор, тикообразные проявления (подергивания, подмаргивания, …) Нарушения физического состояния: резкое снижение иммунитета, отсюда – вероятность простудных и вирусных заболеваний. Вероятность заболеваний психосоматических: все болезненные проявления (высокая температура, рвота, жидкий стул) заканчиваются дома, в родных стенах, но возобновляются в группе. Организм «помогает» ребенку в поиске путей к маме, к дому. Поведенческие нарушения: трудность утреннего «сбора» в садик, навязчивое следование за воспитателем, невнимание к детям, негативирование и протест, отказ играть, боязнь группового пространства, бесконечные и многократные повторения «зова мамы» («Где моя мама?», «А когда моя мама придет?»), усиление «ритуального поведения» (спать- если взрослый сидит на кровати; кушать- если читают сказку,…)

Слайд 8

Будем знать, что 99, 9 % детей подвержены трудностям адаптационного периода Разница лишь в степени тяжести прохождения этого периода

Слайд 9

Важно! Специалистами Института педиатрии разработаны критерии адаптации (условные* нормативы), характеризующие степень тяжести прохождения адаптационного периода Бывают степени адаптации: - Лёгкая - Средняя - Тяжёлая

Слайд 10

Легкая степень адаптации: Заболевания- не более 10 дней за месяц 30 дней возможен утренний плач и плач при прощании Признаки невротических реакций и вегетативных проявлений отсутствуют Речь затормаживается, но инструкции взрослых выполняются Отношения с близкими не нарушаются Отношение к детям- от безразличного до заинтересованного, к взрослым- скорее заинтересованное

Слайд 11

Средняя степень адаптации: Настроение неустойчивое в течение месяца, в течение дня- плаксивость Заболеваемость- не более 2 раз за 2 месяца, не дольше 10 дней каждое . Сон восстанавливается только к 30-40 дню, качество сна страдает Аппетит появляется к 20-40 дню Отношение к близким- эмоционально-возбужденное, плач и крик при расставании и встрече Невротические реакции, вегетативные проявления

Слайд 12

Тяжелая степень адаптации: Сон полностью нарушен: трудное засыпание, плач во сне, неустойчивость сна Настроение безучастное, пассивное, длительный плач Отношение к детям- сторонится , избегает или проявляет агрессию. Аппетит снижается сильно и надолго, возможен полный отказ от еды Поведенческие реакции нормализуются к 60му дню пребывания в саду. Нервно-психическое развитие отстаёт на 2-3 квартала, заболевания более 3 раза за 2 месяца.

Слайд 13

Особенности работы воспитателей в период адаптации: Утренние разговоры с родителями запрещены. Всё внимание- индивидуальному приему детей в группу, смягчение их эмоционального напряжения Разговоры воспитателя с родителями о детях в присутствии детей запрещены. При нарушении этого правила тревожность детей многократно усиливается. Можно обсуждать состояние ребенка на вечерней прогулке, по телефону, по Интернету Приветствуется ведение воспитателями собственной (закрытой) групповой странички в социальной сети, с выкладыванием фотографий повседневной групповой жизни (с разрешения родителей) Приветствуются эмоционально важные для ребенка предметы: личная мягкая игрушка для сна, либо «мамина вещь», способные снизить напряжение малыша Следует использовать в работе личные фотографии малыша (в оформлении шкафчиков, столиков, на кроватках)

Слайд 14

Период адаптации Вашего ребенка- это труднейший этап деятельности педагога в яслях. Он требует от воспитателя чуткости, терпения, выдержки. Эмоциональные и физические затраты воспитателя в группе двухлеток- неизмеримы. Берегите своих воспитателей- им еще воспитывать Ваших детей!

Слайд 15

Практические рекомендации семье ребенка

Слайд 16

Чем родители могут помочь малышу заранее: За полгода : приблизить режим жизнедеятельности ребенка к режиму садика (узнайте у администрации, других родителей). Обратите особенное внимание на раннее пробуждение!!! За 2 месяца : скорректировать режим питания, ввести в рацион полноценные «домашние» блюда, сходные по составу с меню сада: овощные блюда, каши*, кура*, говядина, рыба* (при отсутствии аллергии) За 1 месяц : совершать прогулки по игровым площадкам садика, обращая внимания ребенка на горки, лесенки, качельки . Создайте положительный настрой к территории садика Возможно, стоит познакомиться на игровой площадке с будущими одногруппниками и их мамами

Слайд 17

Родителям. Важно! Первые полгода , отводя и забирая ребенка из садика : Соберитесь с моральными силами и излучайте уверенность и радость (несмотря ни на что!) Помните: разговоры о садике, группе, воспитателях, детках начинаются и заканчиваются у порога учреждения Всё время, что ребенок с Вами, используйте для радостного эмоционального общения с ним. Пригодится всё, чего днем, в садике, ребенок лишен: мамины « обнимашки », шутки, баловство с папой, игра, общение с любимыми родными

Слайд 18

Утром дома Будите ребенка заранее, чтобы избежать поспешности в сборах. Пусть малыш имеет в запасе время «проснуться» и покапризничать Если малыш с удовольствием завтракает дома, не отказывайте ему в этом, хотя бы первое время. Завтраки в садике- навык «завтрашнего дня». Увеличьте время для завтрака Напротив, ребенок не ест дома: тихонько сообщите об этом воспитателю- педагоги найдут возможность покормить малыша Утром будьте с малышом доброжелательны, терпеливы и немногословны. Ребенку нужно сосредоточиться, привыкнуть к новой организации своего дня. Суета тревожит ребенка Постарайтесь, чтобы в первые дни или недели ребенка отводил в сад ПАПА (или другой родственник). Прощание с мамой намного сильнее травмирует малыша.

Слайд 19

Утром на пороге сада Придумайте свой вариант короткого ритуального текста прощания с малышом в группе. Один и тот же текст и действия (ритуал), повторяемые ежедневно при входе в сад , успокаивают ребенка. Например: «Сейчас я тебе помогу снять курточку, поцелую и уйду. Потом приду». Фраза должна быть короткой и конкретной. В группе, раздевая ребенка, повторяйте эту же фразу. Избегайте длинных эмоциональных объяснений Помогая ребенку раздеться, излучайте уверенность и хорошее настроение. Постарайтесь, этим Вы поможете своему ребенку. Прощание с ребенком должно быть максимально коротким. «Долгие проводы- лишние слёзы»,- это про утро в яслях. Отдайте ребенка воспитателю и быстро и уверенно уходите: отсчет времени для успокаивания ребенка начинается с момента Вашего ухода Запрещено стоять под дверью, под окнами: ребенок незримо «подключен» к Вам. Пока Вы рядом- он чувствует Вас и будет звать. Среднее время успокаивания для малыша 2-2,5 лет- это 10 минут Доверяйте воспитателю. Ваш ребенок- Единственный, но не первый в его практике. Воспитатель- это специалист, прошедший профессиональный и моральный «отбор»

Слайд 20

Важно! Вы захотели присутствовать в группе вместе с ребёнком, хотя бы «первое время» Помните, Ваше пребывание в группе со своим малышом: а) травмирует остальных детей, б) смущает воспитателя, в) отодвигает время начала адаптации для Вашего ребенка на время Вашего присутствия в группе. Другими словами, адаптация начинается с момента ухода мамы!

Слайд 21

Днём (вечером) Первый месяц Вам порекомендуют забирать ребенка после прогулки, либо после обеда. Постепенность- залог успеха Через месяц-полтора после начала посещения сада забирайте ребенка вечером, с прогулки Первые полгода желательно забирать ребенка до 17 часов- малыш еще мал и физически нуждается в маме Время полезной активности ребенка дома должно быть не меньше времени активности в саду: 6-7 часов в саду и столько же- с мамой Приходите за ребенком с уверенным и радостным настроем: ребенок не должен знать о Ваших сомнениях и страхах. Помогите своему малышу. Встречая Вас вечером, ребенок, скорее всего, побежит к Вам с плачем. Помните: Ваше возвращение- это сильнейший эмоциональный стресс для малыша. Он злится на Вас и радуется Вам. Просто обнимите и поцелуйте, порадуйтесь встрече. Категорически запрещено расспрашивать ребенка о подробностях дня в садике. Разговоры о садике усиливают тревожность малыша- он не готов радоваться новым условиям пребывания.

Слайд 22

Вечером в кругу семьи Запрещены любые обсуждения ребенка: его поведения утром перед садиком, вечером, особенностей его пребывания в группе (при ребенке, по телефону при ребенке) Используйте это время для радостного и веселого совместного вечера

Слайд 23

Рекомендации по сопровождению первых дней в саду Будьте готовы: на 10-15 день ребенок, возможно, приболеет. Не обсуждая причин, оставьте его дома. Ребенок должен видеть: это Ваша инициатива оставить его дома, и болезнь здесь ни при чем. Просто Вы соскучились Если есть возможность, каждый 9-10-й день оставляйте ребенка дома просто так, без видимых причин. Это необходимо для разгрузки нервной системы ребенка Помните: адаптация начинается вновь после каждого эпизода болезни. Будьте терпеливы !

Слайд 24

Адаптация закончена, если: Малыш болеет не чаще 1 раза в месяц-полтора Вы забираете малыша из сада, а он зовет Вас в группу- показать игрушки Всё чаще Вы, забирая малыша, ждете его: ему надо доиграть Ребенок запомнил имена некоторых детишек в группе Разговоры о садике начинает сам малыш, эти разговоры позитивно окрашены Вернулись, казалось бы, утраченные навыки: малыш снова активно говорит или пытается говорить, снова пользуется горшком. Сон нормализовался Вы замечаете явный прогресс в развитии: ребенок освоил новые виды игр, стремится к продуктивной деятельности Малыш пританцовывает, показывает танцевальные движения, «напевает» песенки с музыкального занятия Малыш много улыбается!

Слайд 25

Уважаемые родители! Если у вас хороший детский сад, добрые и профессиональные воспитатели , если вы полны решимости помочь малышу, то ваши детки быстро пройдут период адаптации. К Новому году будут счастливы Все - и дети, и их родители!

Слайд 26

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Добро пожаловать" (Или как готовить ребёнка в детский сад). Адаптация ребёнка к детскому саду.

Адаптация к детскому саду - очень серьёзный вопрос, который волнует многих родителей. Вот казалось бы, вот всё позади: семейные советы с бурным обсуждением того, когда идти ребёнку в сад и надо ли ему...

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад «Наш ребёнок поступает в детский сад!» Адаптация ребёнка к детскому саду.

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад«Наш ребёнок поступает в детский сад!»Адаптация ребёнка к детскому саду. - Добрый день, уважаемые родители!- Тема...

"Добро пожаловать" (Или как готовить ребёнка в детский сад). Адаптация ребёнка к детскому саду.

Адаптация к детскому саду- волнует каждого родителя!!!Значительно снизить напряженность адаптационного периода, можно за счет выполнения некоторых рекомендаций....

Первые дни и недели адаптации ребёнка к детскому саду и как помочь ребёнку на этом этапе.

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация ...

Первые дни и недели адаптации ребёнка к детскому саду и как помочь ребёнку на этом этапе.

Первые дни и недели адаптации ребёнка к детскому саду и как помочь ребёнку на этом этапе.Первый день       Первый день сложен, как и для ребенка, так и для родителей. Есть нескольк...