Консультация "Дружные пальчики"
консультация (старшая группа) на тему

Ботвиньева Людмила Викторовна

ДРУЖНЫЕ ПАЛЬЧИКИ

Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи  и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений - один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению.

Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты внимание и память, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудность в овладение навыком письма. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизм, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «сороки- белобоки» и других) приводят к гармоничные отношения тела и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитие мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развития речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит- развить речь ребенка.

Формирование мелкой моторики происходит в различных видах предметно- практической деятельности. Во время лепки из глины, пластилина особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки, закрепляются навыки осязательного обследования.

Дети, которые приходят в нашу группу в возрасте четырех лет, не могут скатать «колбаску», сдавить ее ладошками с нужной силой, что бы получить плоскую форму. Поэтому приходиться учить их формообразующему движению и его качествам: силе, направленности. Сначала берем их руки в свои, и вместе катаем колбаски, шарики, сдавливаем их, превращаем в плоские формы. Затем учим лепить простые предметы, овощи, фрукты грибы.

Детям очень нравится аппликационная лепка. Они с удовольствие размазывают пальцами пластилин по рисунку, затем выравнивают поверхность и начинают украшать его мелкими деталями другого цвета.

Развивая осязание и мелкую моторику в своей работе, мы часто используем мозаику, конструктор, учитывая при этом зрительную нагрузку и уровень развития мелкой моторики. Дети первого года обучения учатся сортировать по размеру, цвету и форме - выкладывать простые узоры. Дети второго, третьего года обучения - выкладывают рисунки из мелкой мозаики по образцу.

Часто в своей работе мы используем такие игры: «Мамины помощники». В коробочку насыпаем в разных долях горох и фасоль перемешиваем. Ребенок одной рукой выбирает фасоль, а другой - горох, при этом называет крупы: «фасоль», «горох». В итоге горох и фасоль находится по разным коробкам.

Чтобы сформировать более точные и координированные зрительно-моторные реакции, преодолеть неуверенность и скованность движения руки во время работы с тетрадями, мы используем разные виды коррекции изобразительных навыков. Вместе с детьми проводим длинные и короткие, вертикальные и наклонные линии сверху вниз, снизу вверх, соединяем между собой рисунки и точки.

Например, изобрази, как капельки дождя падают из тучи, машина едет по дороге, зайка прыгает по лужайке.

Учили рисовать большие и маленькие предметы «нарисуй, маленькие окошки в домике, большие и маленькие грибы».

При работе со штриховкой обращали внимание детей на то, что штриховать нужно  вначале короткими и частыми штрихами, и только на последнем этапе возможно штриховка длинными широкими по возможности максимально параллельными отрезками.

При работе с тетрадями использовались тетради в крупную клетку, чтобы дети лучше ориентировались на листе бумаги. Эта работа проводилась два раз в неделю пять- семь минут, как часть комплексного занятия по математике, обучения грамоте. При этом следили за правильной посадкой, расположением пальцем на карандаше, положение кисти и локтя. Давали детям такие задания: напечатать буквы, цифры; нарисовать фигуру путем подсчета клеточек, а потом заштриховать их. В процессе такой работы у детей укрепляется мелкая мускулатура пальцев, совершенствуется зрительно- моторная координация и ориентировка в пространстве, развивается произвольное внимание, зрительная память.

В работе с родителями мы знакомим с особенностями развития детей, с результатами их обследования. Сообщаем, чем будем заниматься в течение  года и чем родители могут помочь своему ребенку. Проводим консультации, приглашаем на коррекционные занятия, советуем привлекать малышей к процессу приготовления еды (перебрать горох, фасоль, лепить пельмени, размешивать тесто и другое), учить навыкам самообслуживания. Обращаем внимание на то, как вредна гиперопека детям. Ведь они будут учиться в школе, а она предъявляет к первоклассникам большие требования. Поэтому мы ориентируем родителей на то, что руку надо готовить к письму, задолго до поступления в школу, начиная с раннего возврата.

Особую роль  в развитие мелкой моторики играют пальчиковые игры - своеобразные упражнения. Они позволяют коррегировать движения в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций. Если пальчиковые игры сопровождаются стихами, то у воспитанников развивается речь и чувство ритма, а ритм облегчает процесс восприятия, что необходимо детям с различными отклонениями в здоровье и развитии.

Пальчиковая игра: «Утята»

Раз, два - шли утята,

Три, четыре - за водой,

А за ними плелся пятый,

Позади бежал шестой,

А седьмой от них отстал,

А восьмой уже устал,

А девятый всех догнал,

А десятый напугал:

Громко, громко запищал:

- Пи-пи-пи! Не пищи,

Мы тут рядом, поищи.

Методические указания. Поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого. На звуки «Пи-пи-пи» (и до конца) ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

Пальчиковая игра: «Газон засох»

Раз, два, три, четыре, пять! (Хлопают в ладоши)

Вышел дождик погулять, шел не­слышно, по привычке, а зачем ему спе­шить?

(Руки вверх-вниз, круговые движения кистями рук.)

Вдруг читает на табличке (кисти рук вверх):

По газонам не ходить! (Кисти скре­щивают - ножницы)

Дождь вздохнул тихонько: «Ох!». И ушел. Газон засох. (Руки плавно вытя­нуть вверх, потом так же плавно опу­стит, присесть, закрыть голову ла­дошками.)

Пальчиковая игра: «Дружные пальчики»

Этот пальчик маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный - кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Ну, а этот - средний, длинный,

 Он как раз посередине.

Этот - указательный,

Пальчик замечательный,

Большой палец, хоть не длинный,

Среди братьев самый сильный.

Пальчики не ссорятся,

Вместе дело спорится.

Пальцы одной руки, сжатые в кулак, мед­ленно разгибаются по одному, начиная с ми­зинца. В конце игры они снова сжимаются в кулак, но большой палец кладется сверху.

Пальчиковая игра: «Засолка капусты»

Мы капусту рубим-рубим,

Мы морковку трем-трем,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту жмем-жмем. 

Движения прямыми кистями вниз-вверх. Движения кулаков к себе и от себя. Движения пальцев, имитирующие посыпку солью. Интенсивное сжимание обеих рук в кулаки.

 

                                                                                                                      

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_druzhnye_palchiki.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

ДРУЖНЫЕ ПАЛЬЧИКИ

Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи  и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений - один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению.

Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты внимание и память, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудность в овладение навыком письма. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизм, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «сороки- белобоки» и других) приводят к гармоничные отношения тела и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитие мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развития речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит- развить речь ребенка.

Формирование мелкой моторики происходит в различных видах предметно- практической деятельности. Во время лепки из глины, пластилина особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки, закрепляются навыки осязательного обследования.

Дети, которые приходят в нашу группу в возрасте четырех лет, не могут скатать «колбаску», сдавить ее ладошками с нужной силой, что бы получить плоскую форму. Поэтому приходиться учить их формообразующему движению и его качествам: силе, направленности. Сначала берем их руки в свои, и вместе катаем колбаски, шарики, сдавливаем их, превращаем в плоские формы. Затем учим лепить простые предметы, овощи, фрукты грибы.

Детям очень нравится аппликационная лепка. Они с удовольствие размазывают пальцами пластилин по рисунку, затем выравнивают поверхность и начинают украшать его мелкими деталями другого цвета.

Развивая осязание и мелкую моторику в своей работе, мы часто используем мозаику, конструктор, учитывая при этом зрительную нагрузку и уровень развития мелкой моторики. Дети первого года обучения учатся сортировать по размеру, цвету и форме - выкладывать простые узоры. Дети второго, третьего года обучения - выкладывают рисунки из мелкой мозаики по образцу.

Часто в своей работе мы используем такие игры: «Мамины помощники». В коробочку насыпаем в разных долях горох и фасоль перемешиваем. Ребенок одной рукой выбирает фасоль, а другой - горох, при этом называет крупы: «фасоль», «горох». В итоге горох и фасоль находится по разным коробкам.

Чтобы сформировать более точные и координированные зрительно-моторные реакции, преодолеть неуверенность и скованность движения руки во время работы с тетрадями, мы используем разные виды коррекции изобразительных навыков. Вместе с детьми проводим длинные и короткие, вертикальные и наклонные линии сверху вниз, снизу вверх, соединяем между собой рисунки и точки.

Например, изобрази, как капельки дождя падают из тучи, машина едет по дороге, зайка прыгает по лужайке.

Учили рисовать большие и маленькие предметы «нарисуй, маленькие окошки в домике, большие и маленькие грибы».

При работе со штриховкой обращали внимание детей на то, что штриховать нужно  вначале короткими и частыми штрихами, и только на последнем этапе возможно штриховка длинными широкими по возможности максимально параллельными отрезками.

При работе с тетрадями использовались тетради в крупную клетку, чтобы дети лучше ориентировались на листе бумаги. Эта работа проводилась два раз в неделю пять- семь минут, как часть комплексного занятия по математике, обучения грамоте. При этом следили за правильной посадкой, расположением пальцем на карандаше, положение кисти и локтя. Давали детям такие задания: напечатать буквы, цифры; нарисовать фигуру путем подсчета клеточек, а потом заштриховать их. В процессе такой работы у детей укрепляется мелкая мускулатура пальцев, совершенствуется зрительно- моторная координация и ориентировка в пространстве, развивается произвольное внимание, зрительная память.

В работе с родителями мы знакомим с особенностями развития детей, с результатами их обследования. Сообщаем, чем будем заниматься в течение  года и чем родители могут помочь своему ребенку. Проводим консультации, приглашаем на коррекционные занятия, советуем привлекать малышей к процессу приготовления еды (перебрать горох, фасоль, лепить пельмени, размешивать тесто и другое), учить навыкам самообслуживания. Обращаем внимание на то, как вредна гиперопека детям. Ведь они будут учиться в школе, а она предъявляет к первоклассникам большие требования. Поэтому мы ориентируем родителей на то, что руку надо готовить к письму, задолго до поступления в школу, начиная с раннего возврата.

Особую роль  в развитие мелкой моторики играют пальчиковые игры - своеобразные упражнения. Они позволяют коррегировать движения в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций. Если пальчиковые игры сопровождаются стихами, то у воспитанников развивается речь и чувство ритма, а ритм облегчает процесс восприятия, что необходимо детям с различными отклонениями в здоровье и развитии.

Пальчиковая игра: «Утята»

Раз, два - шли утята,

Три, четыре - за водой,

А за ними плелся пятый,

Позади бежал шестой,

А седьмой от них отстал,

А восьмой уже устал,

А девятый всех догнал,

А десятый напугал:

Громко, громко запищал:

- Пи-пи-пи! Не пищи,

Мы тут рядом, поищи.

Методические указания. Поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого. На звуки «Пи-пи-пи» (и до конца) ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

Пальчиковая игра: «Газон засох»

Раз, два, три, четыре, пять! (Хлопают в ладоши)

Вышел дождик погулять, шел неслышно, по привычке, а зачем ему спешить?

(Руки вверх-вниз, круговые движения кистями рук.)

Вдруг читает на табличке (кисти рук вверх):

По газонам не ходить! (Кисти скрещивают - ножницы)

Дождь вздохнул тихонько: «Ох!». И ушел. Газон засох. (Руки плавно вытянуть вверх, потом так же плавно опустит, присесть, закрыть голову ладошками.)

Пальчиковая игра: «Дружные пальчики»

Этот пальчик маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный - кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Ну, а этот - средний, длинный,

 Он как раз посередине.

Этот - указательный,

Пальчик замечательный,

Большой палец, хоть не длинный,

Среди братьев самый сильный.

Пальчики не ссорятся,

Вместе дело спорится.

Пальцы одной руки, сжатые в кулак, медленно разгибаются по одному, начиная с мизинца. В конце игры они снова сжимаются в кулак, но большой палец кладется сверху.

Пальчиковая игра: «Засолка капусты»

Мы капусту рубим-рубим,

Мы морковку трем-трем,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту жмем-жмем.  

Движения прямыми кистями вниз-вверх. Движения кулаков к себе и от себя. Движения пальцев, имитирующие посыпку солью. Интенсивное сжимание обеих рук в кулаки.

                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"

Развитие мелкой моторики у ребенка....

«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».

Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....

Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...

Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ  ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».                      ...