МНЕМОТЕХНИКА, КАК ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ.
консультация на тему

Мнемоника (мнемотехника) – это искусство запоминания, совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МНЕМОТЕХНИКА,  КАК ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ.

          В настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы в развитии связной речи: бедность и односложность речь, неспособность грамматически правильно построить распространённые предложения, неспособность грамотно сформулировать вопрос и построить краткий или развёрнутый ответ, неспособность составить описательный рассказ, отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Поэтому перед педагогами встала задача  развития коммуникационных навыков используя как общепринятые методики, так и творческие, к которым и относится мнемотехника.

          Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – «техника запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 в. до н.э.). Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э. и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.

Мнемоника (мнемотехника) – это искусство запоминания, совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

  К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти  словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование данной технологии на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

          Основой мнемотехники являются мнемотаблицы, по-другому их называют сенсорно-графическими схемами или предметно-схематическими моделями, или блоками-квадратами. Содержанием мнемотаблиц могут быть графические или частично графические изображения персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, буквенный материал, цифры, геометрические фигуры, которые выделяют главные смысловые звенья сюжета.

          Мнемотаблицы могут быть использованы для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

          Приведём пример мнемотаблицы для заучивания стихотворения Т. Шорыгиной «Песенка шмеля»:

 Описание: http://vasdou003.ucoz.ru/_si/0/s52739964.jpg

                                Я большой мохнатый шмель,  (1)

                                Разбудил меня апрель              (2)

                                Звонкими ручьями,                   (3)

                                Жаркими лучами.                     (4)

                                Я летаю, я жужжу,                    (5)

                                Над поляною кружу,                (6)

                                Яркий выберу цветок -             (7)

                                Буду пить душистый сок.         (8)

 

  При моделировании необходимо придерживаться следующих требований:

  •   модель должна отображать  обобщённый образ предмета;
  •  раскрывать существенное в объекте;
  • замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.

  На первых этапах освоения технологии моделирование осуществляется взрослым, затем к этому процессу можно подключать и ребёнка.