Родительское собрание «Чтобы четко говорить – нужно с пальцами дружить!»
материал на тему

Меньшикова Анна Николаевна

Истоки способностей и дарований детей

находятся на кончиках пальцев.                        В. А. Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Чтобы четко говорить – нужно с пальцами дружить!»

Истоки способностей и дарований детей

                                                                                            находятся на кончиках пальцев.  

В. А. Сухомлинский

Цель:

1. Сообщить родителям о важности развития мелкой моторики для развития речи детей.

2. В ходе практической деятельности познакомить родителей с играми и упражнениями, разными видами продуктивной деятельности по развитию мелкой моторики рук.

3. Вовлечь родителей в коррекционный процесс.

Форма проведения: семинар-практикум.

Место проведения: музыкальный зал ДОУ

Участники:

  • учитель-логопед  логопункта ДОУ
  • родители детей, зачисленных на логопункт
  • дети, зачисленные на логопункт
  • все желающие

Подготовительная работа:

1. Изготовление буклетов «Чтобы четко говорить – надо с пальцами дружить» (Приложение 1).

2. Изготовление приглашений для родителей на собрание (Приложение 2).

3. Организация выставки «Чтобы четко говорить – надо с пальцами дружить» (Приложение 3).

4. Изготовление презентации к собранию (Приложение 4).

5. Оформление музыкального зала ДОУ (столы с заданиями, подбор музыкального сопровождения).

Оборудование:

  • Компьютер, проектор (для просмотра презентации);
  • Магнитофон;
  • «Волшебный мешочек» - 2 шт.;
  • Мячики су-джок;
  • Карандаши 5 шт.;
  • Диск с музыкальными композициями;
  • Шарики от «Киндер-яиц» - 4 шт. (в 1 яйце записка со словом «тесто», во 2 – «бумага», в 3 – «бусы», в 4 – «шнурок»);
  • Столы – 4-5 шт.;
  • Карточки с заданиями – 4 шт.;
  • Набор бусин с нитками (проволокой);
  • Ножницы;
  • Шнуровка;
  • Пальчиковый театр «Репка»;
  • Мешочки с узелками;
  • Конфеты (по количеству участников);
  • Буклеты «Чтобы четко говорить – надо с пальцами дружить»;
  • Приглашения.

Ход собрания

Организационный момент. 

Учитель-логопед: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть Вас на нашем тренинге «Чтобы четко говорить – нужно с пальцами дружить!» (слайд 1)

Сообщение «Речь в руке». 

Учитель-логопед: Взгляните на слова великого русского педагога В.А. Сухомлинского «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев» (слайд 2). Действительно, уже давно доказано, что на развитие мозга особое влияние имеет движение кистей рук, в особенности движения пальцами. Называется это мелкая моторика. Связь была установлена еще во II веке до н.э. В разных странах проводились эти исследования и они показали большую связь рук с развитием мозга. Например, в Китае очень популярны упражнения ладоней с металлическими и каменными шариками, в Японии – с грецкими орехами (слайд 3). В России связь руки с развитием мозга изучал Бехтерев В.М. Он посвятил этому много работ, которые доказали влияние движения кисти рук и пальцев на развитие нервной системы и развитие речи. Так же ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне (слайд 4). Именно величина проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка.

О важности развития мелкой моторики говорит изображение человека-гомункулуса (слайд 5), которое показывает, какой процент головного мозга отвечает за развитие той или иной части тела, смело можно сказать, что большая часть работы головного мозга идет  на развитие и работу рук и артикуляционного аппарата. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику, а значит и развивать мозговую деятельность ребенка.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память. Мышление, внимание, связная речь (слайд 6).

Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажется трудными, не забывать хвалить ребенка, но для этого следует знать основные пути ее развития и совершенствования.

Основная часть. Практическая.

Учитель-логопед: Итак, уважаемые родители предлагаю вам поиграть в игру, в ходе которой мы узнаем, какие же упражнения полезны для развития мелкой моторики (слайд 7).

Отгадайте, что лежит в Волшебном мешочке?  (В мешочке лежит массажный мячик и шарик су-джок, карандаш). Как вы думаете, для чего я положила сюда эти предметы? (ответы родителей) 

Верно для массажа и самомассажа кистей и пальцев рук.  В своей практике я использую массаж рук по методике О. Приходько. Давайте вместе выполним некоторые элементы:  (Выполняется под музыку).

1. Поглаживание внутренней и наружной поверхностей рук до локтя по направлению «от периферии к центру» – 6–8 раз, отдельно на каждой руке (слайд 8).

2. Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев руки ребенка одновременно (за исключением большого пальца) – от 2 до 4 раз на каждой руке отдельно (слайд 9).

3. Спиралевидные движения пальцем по раскрытой ладони ребенка от ее середины до основания пальцев с переходом на движение по внутренней стороне большого пальца – 2–4 раза по каждой ладони («рисуем», «мотаем клубочек») (слайд 10).

4. Точечные нажатия большим и указательным пальцами на середину каждой фаланги каждого пальца ребенка по направлению от его кончика к основанию в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой – все пальцы кисти массируются по очереди 1–2 раза («мы вот так шагаем – топ-топ-топ») (слайд 11).

5. Отведение и приведение большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед-назад, в бок – в сторону, по кругу (слайд 12).

6. Ласковое поглаживание взрослым каждой ручки ребенка по направлению «от периферии к центру» – 5–6 раз (слайд 13).

Учитель-логопед: Следующий вид работы для развития мелкой моторики, и пожалуй самый любимый у детей и взрослых  - ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками). Очень хорошо, если пальчиковая гимнастика выполняется под музыкальное сопровождение.  

Сейчас Ваши дети покажут Вам  несколько пальчиковых игр, мы попросим Вас поддержать нас и выполнять с нами вместе. (Выполняется пальчиковая гимнастика-игра  «Поросенок» (слайд 14), «Паучок» (слайд 15) под муз. сопровождение Е. и С. Железновых)

Учитель-логопед: А теперь я предлагаю детям подойти к своим родителям и вытащить из следующего Волшебного мешочка шарики, внутри которых есть слово, которое и определит следующий вид работы для развития мелкой моторики.

(В мешочке лежат шарики (от Киндер-яиц), внутри которых слова: 1- тесто, 2 – бумага, 3-бусы, 4 - шнурок.  Если выпало слово тесто – родитель с ребенком проходит к столу с тестом, если бумага  к столу с бумагой и т.д.)

Стол с соленым тестом – родителю с ребенком предлагается вылепить цифры от 1 до 9.

Комментарии логопеда: разминание теста, пластилина или глины развивает  силу рук. Когда ребенок  разминает тесто, пластилин или глину, происходит самомассаж ладоней и пальцев, развиваются мышцы рук (слайд 16).

Стол с бумагой – родителю с ребенком предлагается методом рвения бумаги по контуру сделать фигурку поросенка.

Комментарии логопеда:  Рвать бумагу, как ни странно, очень полезно, это занятие развивает соотносящие движения рук, развивает хватание. А рвение бумаги по контуру развивает движения кончиков пальцев (слайд 17).

Стол с бусинами – родителям и детям предлагается сделать бусы.

Комментарии логопеда: Работа с бусинами, кольцами, шариками также развивает соотносящие движения рук (слайд 18).

Стол со шнурочками – родителю и ребенку предлагается прошнуровать фигуру по образцу.

Комментарии логопеда:  Работа со шнурочками и шнуровка развивает тонкие движения пальцев рук (слайд 19).

Учитель - логопед: Взгляните, какие чудесные поделки у нас получились.  А теперь, я Вам предлагаю отдохнуть с пользой.  Сейчас Ваши дети покажут Вам небольшую инсценировку из пальчикового театра (слайд 20).

Дети показывают инсценировку «Репка»

Заключительная часть.

 Учитель - логопед:   В заключительной части нашего тренинга я предлагаю детям и родителям поиграть в игру «Развяжи узелок – посмотри, что внутри».

(Под динамическую музыку дети при помощи родителей развязывают заранее подготовленные веревочки с узелками на мешочках, в мешочках сладкие призы).

Учитель - логопед:   Участники могут забрать с собой честно заработанные и добытые сладости.

Итак, уважаемые родители, как вы поняли, что все проведенные игры и упражнения способствуют развитию мелкой моторики детей. Как видите, все упражнения можно проводить в веселой игре (слайд 21).

И помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Ведь это такое счастье – наблюдать, как растет и развивается ваш ребенок! И принимать непосредственное участие в этом увлекательном процессе. Вручаю каждому участнику буклет «Чтобы четко говорить – надо с пальцами дружить» (слайд 22).