Домашнее занятие с ребенком среднего дошкольного возраста
статья (средняя группа) на тему

Чигирева Татьяна Ивановна

Развитие познавательных процессов

Внимание. Дошкольнику тяжело сосредоточиться, он быстро отвлекается, перескакивает с одного вида деятельности на другой, В психологии такое внимание называют непроизвольным. Поэтому важно развивать у ребенка произвольное внимание, которое будет требовать от него определенной силы воли.Развитие познавательных процессов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnie_zanyatiya_s_rebyonkom.docx31.05 КБ

Предварительный просмотр:

Домашнее занятие с ребенком среднего дошкольного возраста

Развитие познавательных процессов

Внимание. Дошкольнику тяжело сосредоточиться, он быстро отвлекается, перескакивает с одного вида деятельности на другой, В психологии такое внимание называют непроизвольным. Поэтому важно развивать у ребенка произвольное внимание, которое будет требовать от него определенной силы воли.

Этот процесс осуществляется постепенно, по мере развития отдельных свойств внимания.

Несколько заданий приводимого ниже занятия направлены на развитие внимания, концентрации и устойчивости. Концентрация — это интенсивность сосредоточения на одном или нескольких объектах. Устойчивость внимания определяется длительностью времени, в течение которого сохраняется его концентрация (задание, когда мама просит ребенка зачеркивать в цветочном поле только ромашки, или задание, где необходимо определить все отличия одной ромашки от другой).

Два задания занятия направлены на развитие такого свойства внимания, как распределение. Распределение — способность совершать сразу несколько видов действий и не упускать ни одного из них (одновременное раскрашивание цветка и сочинение сказки).

Память — способность человека получать, сохранять и воспроизводить информацию. Память бывает слуховой (запоминание стихотворения на слух со слов матери) и зрительной (задание, в ходе которого ребенок вспоминал, какие перед ним были разложены карточки с цветами).

Память также бывает кратковременной и долговременной. Кратковременная память подразумевает точное воспроизведение информации после однократного ее представления спустя короткий промежуток времени (называние всех цветов, которые только что лежали перед ребенком). Долговременная память — воспроизведение информации через достаточно длительное время (называние тех же цветов, но уже на вечерней части занятия),

Мышление — это процесс познания человеком действительности. И происходит этот процесс с помощью мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, классификации, конкретизации. И основная задача мамы — развивать эти мыслительные операции.

У ребенка 3—4 лет преобладает наглядно-действенное мышление, которое базируется на оперировании предметами и установлении отношений между ними. Развивая вышеперечисленные мыслительные операции, у ребенка будет постепенно формироваться наглядно-образное мышление, когда он уже сможет решить задачи на основе представлений, без опоры на практические действия; а затем и словесно-логическое или абстрактное мышление, которое связано с использованием понятий, рассуждений,

Мыслительная деятельность, а следовательно, развитие мышления у ребенка происходит на протяжении всего занятия.

Анализирует и обобщает он в заданиях «Найди лишний цветок» и «Назови цветок, который начинается на звук [р]. Классифицирует предметы он в задании «Раздели цветы на две группы; полевые и садовые».

Восприятие — это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств. Ребенок дошкольного возраста должен хорошо различать цвета, форму предметов. Поэтому на протяжении всего занятия маме следует обращаться к ребенку с вопросами о цвете (когда рассматривают цветочки, когда их раскрашивают, лепят, делают аппликацию), о том, на какие геометрические фигуры похожи лепестки и сердцевина ромашки.

Развитие речи

На протяжении всего занятия мама с ребенком общаются, а значит, постоянно происходит процесс развития речи малыша, пополнение его словарного запаса. Чтение стихов, объяснение смысла некоторых выражений, описание цветов, придумывание сказки — все эти задания заставляют ребенка мыслить и говорить.

Развитие воображения

Воображение — это способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. Дошкольный возраст — это своего рода источник развития воображения, поэтому очень важно помнить об этом и создавать благоприятную среду для его развития.

Задание, где ребенок должен придумать продолжение сказки, направлено на развитие вербального (словесного) воображения, а задание, где он должен подумать, на какие геометрические фигуры похожи лепестки цветка, преследует цель развития невербального воображения.

Развитие мелкой (тонкой) моторики

Тонкая моторика — это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы, требующие специального развития.

Развитие мелкой моторики ребенка - дошкольника является одной из основных задач, тем более что с уровнем ее развития тесно связана речь. Говоря о степени подготовки ребенка к школе, в первую очередь обращают внимание на развитость пальцев рук.

Лепка, раскрашивание цветка, составление аппликации — это виды деятельности, способствующие развитию мелкой моторики.

Обучение грамоте (раздел фонетика)

Данное занятие служит продолжением работы над знакомством ребенка с речевыми звуками (фонетикой) и их обозначением на письме — буквами (задание, где ребенок определяет звук, который начинается название цветка).

Обучение азам математики

Счет (ребенок считает цветы в вазе, в поле), сравнение (где цветов больше, какое число больше), знакомство с письменным обозначением числа — цифрой (нахождение в кассе цифр цифры, обозначающей количество цветов в вазе), работа с понятиями «много», «мало», «один» (работа с двумя картинками, на одной из которых изображен один цветок, а на другой — множество), работа с геометрическими фигурами (на какие фигуры похожи составляющие цветка?), работа над ориентацией в пространстве определение местонахождения каждого цветка: верхний левый угол, нижний правый угол и т.д.).

Не обязательно точно следовать предложенному ходу занятия. Все зависит от вашей фантазии, а главное — от особенностей вашего ребенка, от того багажа знаний и умений, который он уже имеет.

ТЕМА «ЦВЕТЫ»

Занятие делится на две части: 20—30 минут утром и 20—30 минут вечером.

I часть Ход занятия

1. На столе разложены карточки с изображением цветов: одуванчика, колокольчика, розы, подснежника. Бабочку можно сделать из бумаги и картона, или это может быть игрушка.

Мама. Сегодня к нам прилетела, бабочка, потому что у нас распустились красивые цветы.

Бабочка, давай дружить!

Веселее в дружбе жить.

Есть в саду у нас цветы,

Полетай над ними ты.

Бабочка поочередно садится на каждый цветок, ребенок называет их, а мама читает стихотворения, описывающие эти цветы.

Одуванчик

Одуванчик серебристый,

Как чудесно сложен ты:

Круглый-круглый и пушистый,

Солнцем теплым напоен.

На своей высокой ножке

Подымаясь к синеве,

Он растет и на дорожке,

И в ложбинке, и в траве.

Колокольчик

Динь-дон, динь-дон!

Льется нежный перезвон,

Так звенит в глуши лесной

Колокольчик голубой.

Роза

Зовут меня розой.

Примите меня,

Я очень душиста

И цветом нежна.

По цвету и имя

Такое мне дали

И даже царицей

За пышность прозвали.

Подснежник

Расколол ледок

Маленький подснежник,

И расцвел цветок,

 Беленький и нежный.

Параллельно следует объяснить ребенку смысл некоторых непонятных ему стихотворных строчек.

2. Мама (переворачивает карточка с цветами). Посмотри, бабочка улетела, потому что цветы исчезли. Давай вспомним эти цветочки, и бабочка прилетит обратно. Опиши эти цветы: цвет, форму особенности.

Ребенок называет цветы и описывает их. Мама переворачивает соответствующие карточки.

Мама просит ребенка внимательно посмотреть карточки и сказать, какой из цветочков лишний. Это задание рассчитано на то, что ребенок уже знаком с тем, что цветы бывают полевые и садовые, Если ребенок затрудняется ответить, можно помочь ему наводящими вопросами: «Назови цветы, которые растут сами по себе, за ними не надо ухаживать. Как они называются? А какие цветы требуют ухода? Как называются они?» Или спрашивать по очереди про каждый цветок, где и как он растет, и ребенок сам придет к выводу о том, что среди изображенных на карточках цветов только роза требует ухода. Совместными усилиями мама и ребенок приходят к выводу, что лишним цветочком будет роза — садовый цветок, потому что все остальные из представленных цветов растут в поле или в лесу они называются полевыми

3.        Бабочка садится на розу Работа продолжается именно с этим «лишним» цветком.

Мама. На какой звук начинается слово «роза»9

Ребенок несколько раз произносит слово «роза» и называет звук [р]. Мама просит назвать еще слова, начинающиеся на этот звук. В кассе букв мама просит ребенка найти букву, обозначающую звук [р].

4.        Мама. Сколько роз на картинке?
Ребенок. Только одна.

Рядом с картинкой одной розы мама кладет другую (к примеру; открытку), на которой изображены несколько роз (в вазе, на столе, в саду). Идет работа над понятиями «много», «один». Мама еще раз просит ребенка показать, где много цветов, а где один, подсчитать цветы в вазе. Ребенок считает вслух, называет число роз. Мама просит найти в кассе букв и цифр соответствующую цифру. Ребенок находит цифру и кладет ее рядом с картинкой. Мама хвалит ребенка.

5 Мама кладет перед ребенком новую карточку с розой (заранее заготовленный трафарет) и просит обвести цветок по контуру и раскрасить его. Ребенок обязательно вслух должен проговаривать, какого цвета карандаш он берет и почему.

Мама. Бабочке стало грустно. Давай ее развеселим и вместе сочиним сказку о розе.

Начинает повествование мама.

Например: «В саду у одной волшебницы жила Роза. И вот однажды ей стало очень грустно. Сад был обнесен высоким забором, а Розе так захотелось оказаться в поле, за забором, откуда доносился шелест травы. И Роза попросила волшебницу с помощью волшебной палочки перенести ее в поле. И вот…»

Постепенно к процессу сочинительства присоединяется ребенок.

Мама. Бабочке очень понравилась наша сказка, и она обязательно прилетит к нам сегодня вечером.

II часть Ход занятия

1. Мама. Посмотри, бабочка опять к нам прилетела. Как ты думаешь, почему она здесь? Правильно, потому что у нас опять распустятся цветочки. Давай вспомним, на каких цветочках бабочка сидела утром.

Ребенок называет цветы, и перед ним опять появляются карточки с изображениями этих цветов, только кладет их мама не в ряд. Идет упражнение на ориентацию в пространстве.

Мама. Назови цветок, который находится в правом верхнем углу и т. д.

Если ребенок еще не владеет понятиями «право», «лево», то можно ограничиться словами «вверху», «в центре», «над», «под». А можно положить изображения цветов в ряд и отработать понятия «перед», «за», «между».

Мама кладет перед ребенком заранее заготовленную карточку. На ней схематично изображено цветочное поле. Например, пять рядов по шесть видов цветов: ромашки, колокольчики, одуванчики, подснежники. Цветы расположены хаотично.

Мама. Перед тобой находится целое поле цветов. Посмотри внимательно на поле. Каких цветов здесь нет?

Ребенок. Нет роз.

Мама. Почему?

Ребенок. Потому что розы не растут в поле, Это садовые цветы.

Мама

На лугу у той дорожке,

Что бежит к нам прямо в дом,

Рос цветок на длинной ножке —

Белый с желтеньким глазком.

Я цветок сорвать хотела,

Поднесла к нему ладонь,

А пчела с цветка слетела

И жужжит, жужжит: «Не тронь!»

Какой новый цветок здесь появился? На какой звук начинается его название?

Ребенок. Это ромашка. Ее название начинается на звук [р].

Мама. Да, как и слово «роза».

3. Смотри, бабочка села на ромашку Это она просит выполнить еще одно задание.

Просит ребенка подчеркнуть только все ромашки на этом поле или посадить бабочку на каждую ромашку выполняет задание.

4 Мама опять кладет перед редком лист, на котором изображены две ромашки, но они чем-то отличаются друг от друга: высотой, количеством лепестков, наличием пчелки на одной них. Ребенку нужно найти все различи.

Если ребенок не смог найти различие, связанное с количеством лепестков, нужно помочь ему, предложив их посчитать. Ребенок считает лепестки, находит в i кассе нужную цифру Обязательно нужно уточнить, на каком цветке лепестков меньше, а на каком больше.

5.        Мама еще раз предлагает полюбоваться ромашкой и сказать, на какие геометрические фигуры похожи ее лепестки, сердцевина, листочки? (Круг, овал.) Мама кладет перед ребенком карточки с изображением овала и круга и просит назвать другие предметы, формой похожие на эти фигуры.

6.        Лепка вместе с ребенком цветка или изготовление аппликации (например, цветы в вазе). Заранее необходимо приготовить материалы для лепки или детали для изготовления аппликации,

В конце занятия ребенок прощается с бабочкой и дарит ей изготовленную аппликацию или поделку из пластилина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком среднего дошкольного возраста

Индивидуальное занятие с ребенком среднего дошкольного возраста            с логопедическим заключением: дефекты произношения,             ...

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста в области «Познание», «Ребенок окружающий мир».

Цель : способствовать : продолжению знакомства детей со свойствами воды ( запах, прозрачность, вкус, растворение); усвоению элементарных понятий о круговороте воды в природе.Активизировать и обогащать...

Индивидуальное логопедическое занятие С ребенком среднего дошкольного возраста с диагнозом «Моторная алалия» «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КОТА ВАСИЛИЯ»

Индивидуальное логопедическое занятиеС ребенком среднего дошкольного возраста с диагнозом «Моторная алалия»«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КОТА ВАСИЛИЯ» ЦЕЛЬ: Развивать понимание речиЗАДАЧ...

Интегрированное занятие(развитие речи и коллективная аппликация) на тему: «Домашние птицы» для детей среднего дошкольного возраста.Открытый просмотр.Цель: расширять и систематизировать знания о домашних птицах.

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо речевому развитию на тему: «Домашние птицы»для детей среднего дошкольного возраста.Автор: воспитательМысатова Елена ВалерьевнаИНТЕГ...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком среднего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития) по лексической теме «Птицы»

Конспект занятия направлен на обогащение словаря существительными, обозначающими названия птиц; закрепление умения составлять предложения по вопросам: кто? что делает? что?; обучение узнавать и называ...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком среднего дошкольного возраста (4 -5 лет) с логопедическим заключением: ОНР III уровня, стертая форма дизартрии

Конспект индивидуального логопедического  занятия  с  ребенком  среднего дошкольного возраста (4 -5 лет) с логопедическим заключением: ОНР  III уровня, стертая форма дизартрии...