Пальчиковые игры
консультация на тему

Щукина Юлия Викторовна

Материалы для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ.

 

Пальчиковые игры – лучший способ развития мелкой моторики рук у дошкольников

      Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок.   Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития:

  1. Способствуют развитию речи. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Сочетание движений рук и проговаривания стихов делает речь ребенка более четкой, ритмичной, яркой. Именно поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
  2. Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого.
  3. Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!
  4. Активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
  5. Помогают в игре формировать элементарные математические представления.
  6. Учат ребенка  концентрировать внимание и правильно его распределять.
  7. Развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.
  8. Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

      Пальчиковые игры – интересное и увлекательное занятие и для детей, и для взрослых. В них могут играть со своими детьми родители, их же могут применять в работе воспитатели ДОУ. Пальчиковые игры возможно использовать в любое время, как в режимных моментах, так и при непосредственной образовательной деятельности.  Но взрослым не следует забывать некоторые правила:

  1. Прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с детьми, попробуйте поиграть самостоятельно, добейтесь четких движений руки и пальцев.
  2. Перед каждой игрой настройте детей, найдите способ их заинтересовать.
  3. Начинать пальчиковые игры желательно с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки, мячики.
  4. При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются показывающим взрослым и ребенком медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним.
  5.  Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Если ребенку трудно проговаривать текст, то достаточно выполнять движения вместе с взрослым. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев лица.
  6. Следует добиваться, чтобы дети выполняли движения кистями и пальцами с оптимальной амплитудой и нагрузкой. От вялых и небрежных движений пользы не будет.
  7. Пальчиковые игры следует проводить систематически, ежедневно. Чтобы приобретенные  навыки закреплялись, следует повторять хорошо знакомые, полюбившиеся детям игры и одновременно разучивать новые.
  8. Старайтесь применять различные пальчиковые игры, используя сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, изолированные движения каждого из пальцев. Помните, чтов коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца.
  9. Повторяйте игры как для правой, так и для левой руки.
  10. Пальчиковые игры повышают тонус коры головного мозга, поэтому соблюдайте осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью.
  11.  Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста (до 3 - 4 лет) рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста (4 – 7 лет) - 10-15 минут в день.

«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять
, Дети загибают пальцы,

начиная с большого.

Будем листья собирать
. Сжимают и разжимают

кулачки.

Листья берёзы,

Листья рябины
, Загибают пальцы, начиная с

Листья тополя, большого.

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём
. «Шагают» по столу средним и

указательным пальцами.

«В гости»
В гости к пальчику большому
 Дети выставляют вверх

Приходили прямо к дому
: большие пальцы обеих рук.

Указательный и средний, Соединяют поочерёдно назы-

Безымянный и последний – ваемые пальцы с большими на

обеих руках одновременно.

Сам мизинчик- малышок Сжимают пальцы в кулак, вверх

выставляют только мизинцы.

Постучался на порог.
Стучат кулачками друг о друга

Вместе пальчики – друзья
, Сжимают ритмично пальцы в

Друг без друга им нельзя.
кулачки.

«Прогулка»
Пошли пальчики гулять, Дети сжимают пальцы в кулаки

большие пальцы опускают вниз

и как бы прыжками двигаются

ими по столу.

А вторые догонять, Ритмично двигают по столу

Указательными пальцами.

Третьи пальчики – бегом, Двигают средние пальцы в

быстром темпе.

А четвёртые – пешком. Медленно двигают безымянными

пальцами по поверхности стола.

Пятый пальчик поскакал Ритмично касаются поверхности

стола мизинцами.

И в конце пути упал. Стучат кулачками по

поверхности стола.

«Рыбка» 
Рыбка плавает в водице, Дети изображают сложенными

Рыбке весело играть. вместе ладонями, как плывёт

рыбка.

Рыбка, рыбка, озорница, Грозят пальчиком.

Мы хотим тебя поймать. Медленно сближают ладони.

Рыбка спинку изогнула, Снова изображают, как плывёт

рыбка.

Крошку хлебную взяла. Делают хватательное движение

обеими руками.

Рыбка хвостиком махнула, Снова «плывут».

Рыбка быстро уплыла.

«Урожай»

В огород мы пойдём, Дети идут по кругу,

Урожай соберём. взявшись за руки.

Мы морковки натаскаем «Таскают».

И картошки накопаем. «Копают»

Срежем мы кочан капусты, «Срезают»

Круглый, сочный, очень вкусный, Показывают круг

руками – 3 раза

Щавеля нарвём немножко. «Рвут»

И вернёмся по дорожке. Идут по кругу, взявшись

за руки.

«Игрушки»

На большом диване в ряд Дети попеременно хлопают

Куклы Катины сидят: в ладоши и стучат кулачками.

Два медведя, Буратино, Загибают поочерёдно пальцы.

И весёлый Чипполино,

И котёнок, и слонёнок.

Раз, два, три, четыре, пять Попеременно хлопают в ладоши

Помогаем нашей Кате и стучат кулачками.

Мы игрушки сосчитать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...

Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....

Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.

Как правильно  проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....

Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"

Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...