КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ЧТО ТАКОЕ ЭТИКЕТ?"
консультация на тему

КОСОЛАПОВА ВИКТОРИЯ ДМИТРИЕВНА

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ "ЧТО ТАКОЕ ЭТИКЕТ?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Что такое «Этикет»?»  

 

Согласно толковому словарю Ушакова «Этикет (от французского «etiquette») - это установленный порядок образа действий, поведения, форм обхождения (в высшем обществе, при дворе и т. п.)» К сожалению, сегодня соблюдение правил этикета и уж тем более обучение манерам младших членов семьи многим кажется излишним. Между тем, прививая малышу с детства правила хорошего тона, мы оказываем ему неоценимую услугу.

В дореволюционной России владение тонкостями светского этикета было трудно переоценить. Многочисленные правила строго регламентировали поведение в той или иной ситуации; незнание их могло серьезно скомпрометировать человека. 

Сегодня найдется немного людей, в подробностях знакомых и уж тем более учитывающих в своей повседневной жизни разнообразные «приемы благовоспитанности». Наверное, это и не нужно - ведь жизнь постоянно меняется, появляются новые правила и нормы поведения. Обязательный когда-то «великосветский» этикет в наш стремительный век вытеснен короткими «формулами» вежливости. 

Однако, показывая ребенку на собственном примере, что такое хорошие манеры - в поведении за столом, в кинотеатре и кафе, в отношениях с родственниками и посторонними, - мы, тем самым, формируем его характер, прививаем ему «правильные» ценности, учим его сглаживать конфликты и располагать к себе окружающих. Обучая детей этикету, важно не переусердствовать. Учить их с малолетства умело орудовать щипцами для лобстера, называть родителей на «вы» или отмерять по линейке расстояние между столовыми приборами, скорее всего, действительно излишне. 

Обучая ребенка хорошим манерам:

- будьте конкретны:
Не стоит говорить малышу лишь о том, чего не следует делать (например, разговаривать по телефону в театре, держать ложку в кулаке или опускать глаза, когда с тобой здороваются). Лучше покажите ему, как правильно держать ложку или объясните, что перед спектаклем мобильный телефон необходимо выключить, чтобы звонки не отвлекали актеров от игры.

- положительный пример
Психологи отмечают, что модели поведения по отношению к окружающим формируются уже в первые годы жизни ребенка - он с самых ранних лет усваивает некие ритуалы общения, принятые в семье. При этом не стоит забывать, что малышу нелегко придерживаться тех правил, которые сами взрослые регулярно нарушают.

Быть примером для подражания не так просто, как может показаться. Однако если вы хотите, чтобы ваш ребенок избегал в разговоре бранных слов - не употребляйте их сами. Если ждете, что он будет уступать в транспорте место пожилым людям, подайте ему пример.

Если родители разговаривают между собой спокойно, не повышают голоса, говорят друг другу и окружающим «спасибо» и «пожалуйста», если папа подает маме руку, когда та спускается с лестницы, а мама придерживает дверь для пожилой соседки, ребенку будет гораздо проще усвоить правила вежливости.

- не отчитывайте ребенка на людях

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нём лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от педагога высокого профессионализма и огромных душевных сил. 
Говоря о соотношении этикетного, этического и эстетического в поведении можно выделить три основных поведенческих критерия: как вести себя правильно, т.е. в соответствии с принятым в обществе порядком поведения; как вести себя хорошо, т.е. в соответствии с нравственными нормами; как вести себя красиво, т.е. получая от своего поведения и эстетическое наслаждение. 

Не меньшее значение в поведенческой культуре имеют и принципы современного этикета: 
- разумность и необходимость соблюдения правил этикета; 
- проявление уважения, дружелюбия, доброжелательности, порядочности; 
- отработка прочных манер; 
- обращать внимание на свой внешний вид; 
- умение делать всё красиво, вызывая своим поведением эстетическое наслаждение; 
- соблюдение национальных обычаев и традиций. 
Профессиональной же обязанностью воспитателя является обучение ребёнка правилам поведения за столом. Ведь умение вести себя за столом это одна их характерных черт культурного человека. Не владея навыками культуры еды, никогда не сумеешь красиво выглядеть за столом. Овладение ими следует начать как можно раньше.
С раннего возраста желательно придерживаться следующих основных правил столового этикета: 
1) на столе всегда порядок, чистота и красивая сервировка; 
2) за столом сидим с чистыми лицом и руками; 
3) застолье проходит без окриков и резких замечаний; 
4) правильно пользоваться столовыми приборами салфетками; 
5) обязательно благодарим за еду и совместную трапезу.
Ребёнку постепенно внушают разумность этих правил, а с 5-6лет приступают к их осознанному обучению. Постепенно в игровой форме и с помощью различных методов доводят их до сознания дошкольников. И только родительское терпение и любовь помогают детям дома справиться с неудачами и закрепить правила столового этикета, соблюдение которого столь важно в жизни каждого человека для приобретения уверенности в себе и осознания себя культурным человеком. 
Воспитанность человека полно и ярко проявляется в том, как он удовлетворяет свои обыденные, бытовые потребности. Правила и нормы бытовой культуры во многом определяются эстетическими воззрениями общества, поэтому формирование развитого вкуса и эстетического отношения к предметам и явлениям повседневной жизни составляет важную задачу воспитания. Ведь необходимо, например, научить детей рационально и со вкусом организовывать внешнюю среду и своё жилище, т.к. неразвитость этих качеств при быстром росте материального благополучия приводит к грустным последствиям. Стремление человека к комфорту естественно и закономерно. Важно только, чтобы в основу этого стремления легло понимание главных черт эстетического стиля, которые сформулированы ещё А.В.Луначарским: "Мы хотим сделать обстановку простую, удобную, радостную по форме, целесообразную и здоровую". Ведь ныне окружающая среда рассматривается и как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребёнка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. 
Принципы и нормы культуры общения формировались веками. Народы всех стран и времён тщательно отбирали, хранили, накапливали опыт общения по принципу: разумно - нравственно - красиво. Стержнем, основой истинной культуры общения является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому формирование у детей позиции открытости. Доверия, дружелюбия - непременное условие воспитания культуры общения. Доброе отношение к людям должно проявляться в понятной для всех форме. Такой формой, качеством общения человека с человеком является вежливость. До XVI века слово "вежа" означало "знаток", тот, кто знает приличия - условные и общепринятые способы выражения доброго отношения к людям. В приличиях закреплены принятые формы приветствия, обращение друг к другу, оказание некоторых услуг, формулы благодарности и извинений. Культура общения не исчерпывается только одной лишь вежливостью. Её непременный атрибут - тактичность, одно из самых симпатичных и привлекательных человеческих качеств, которое состоит в умении понять чувства и настроение окружающих, поставить себя на их место, представить, какую эмоциональную реакцию вызывают у других те или иные поступки. 
Главным средством общения является язык, речь, слово. Потому как владеет человек этим средством коммуникации, нередко судят о его культуре и воспитанности. Воспитание культуры речи органически входит в формирование культуры общения. От того, какую речь слышит ребёнок, во многом зависит его речевое развитие. Ведь первоначальное овладение человеческой речью основано на подражательности. Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые и, подражая, копируют услышанное. 
Воспитатели свою работу по этому разделу должны начинать с изучения, как дети проявляют себя в разговоре с близкими, с взрослыми, со сверстниками. Достаточен ли у него запас слов; может ли выразить мысль ясно для окружающих; как при этом ведёт себя, непринуждённо или скованно? Какова манера говорить - торопливо или медленно, с хорошей дикцией или невнятно, громко или тихо? Каков тон, выразительность речи? Не слишком ли много жестикуляции и т.д. Все эти программные требования и выяснил воспитатель в разговорах и беседах с детьми, в наблюдениях за ними в процессе различной деятельности и, конечно, на занятиях. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Такие разные игры с машинками"

Консультация для родителей об игрушечных машинках, о разнообразии игр с ними....

Консультация для родителей "Такое полезное пальчиковое рисование"

Пальчиковое рисование положительно влияет на настроение и поведение малышей, приобщает их к творчеству и к тому же развивает мелкую моторику рук. Созидая и экспериментиру...

Консультация для родителей "Такие простые буквы"

Чтобы помочь детям легче запомнить буквы, взрослые должны своевременно оказать им помощь, а для этого нужно терпение со стороны родителей и игровой характер заданий, предлагаемых детям. Увлекательные ...

Консультация для родителей "Такие разные - мы"

Данный материал предназначен для родителей, и может быть испльзован как консультация, или в качестве материала для родительского собрания....

Консультация для родителей "Такие разные куклы"

Подборка статей для родителей об истории кукол, народных куклах. Несколько рекомендаций при выборе игрушек ребенку....

Консультация для родителей "Такие разные куклы"

Подборка статей о истории создания куклы, видах кукол, особенностях кукольного хозяйства, "хитростях" при выборе....

Консультация для родителей "Такие взрослые трёхлетки"

В  данной консультации предложены правила для родителей "Как любить своего ребёнка", "Как не надо вести себя с ребёнком"  ...